Б.Б. Пиотровский
История Эрмитажа.
Краткий очерк. Материалы и документы.
// М.: «Искусство». 2000. 575 с. ISBN 5-210-01374-х
Вступительная статья и общая редакция М.Б. Пиотровского.
Публикация осуществлена при участии P.М. Джанполадян-Пиотровской.
Редакционная подготовка И.И. Никоновой.
Содержание
М.Б. Пиотровский.
История Эрмитажа как история культуры России. — 9
I. История Эрмитажа. Краткий очерк. — 19
II. Материалы и документы. — 125
1. Основание Эрмитажа. Екатерина II. — 127
2. Эрмитаж в царствование Николая I. — 183
3. От первого директора (1863 г.) до 1917 года. — 219
4. После Октябрьской революции. — 270
5. Главнаука. Госторг. «Антиквариат». — 352
6. Продажа. 1928-1932.
Защита Эрмитажных сокровищ. — 419
7. Аукционы. — 477
8. Эрмитаж в 1930-е годы. — 496
9. Годы Великой Отечественной войны. — 511
10. После войны. — 523
Указатель имён. — 549
Список иллюстраций. — 569
От издательства. ^
В 1988 году Борис Борисович Пиотровский написал краткий очерк, посвящённый истории Эрмитажа, приуроченный к 225-летию Музея, юбилей которого отмечался в следующем, 1989 году. Этот очерк опубликован издательством в книге «Эрмитаж. История и современность» (М., 1990). Но был лишь частичным воплощением замысла большого исследования, основанного на многолетней работе академика Б.Б. Пиотровского над архивными материалами и литературными источниками, издание которого после завершения он предполагал поручить издательству «Искусство». В своем обращении к нам в 1986 году Борис Борисович писал: «Предлагаю издательству работу, посвященную истории Гос. Эрмитажа (с 1764 — до нашего времени). Книга будет основана на архивных материалах и литературных данных. Почти вся история советского Эрмитажа прошла на моих глазах, я пришёл в Эрмитаж школьником в 1922 г. и принимал участие в работах Отдела древностей. Книга может быть связана с 225-летием музея (1989 г.). Общий объём книги 15 авторских листов.< ... > Директор Эрмитажа Б. Пиотровский. 25.06.86». В соответствии с этим предложением издательством в том же году был заключён договор.
Завершив работу над кратким очерком, предназначенным для книги «Эрмитаж. История и современность», в которую вошли также и статьи других учёных музея, Борис Борисович не оставлял мысли о публикации своего большого труда. Он усиленно работал в Архиве Эрмитажа, встречался и переписывался с множеством людей, так или иначе причастных к материалам истории музея, постоянно пополняя своё исследование новыми сведениями.
В конце 1989 — начале 1990 года Борис Борисович передал редактору издательства ксерокопию ряда собранных им материалов для возможной публикации этих архивных документов и литературных источников в качестве второй части, как бы сопровождающей написанный им краткий очерк, находившийся к тому времени в печати. К сожалению, крайняя перегруженность директорскими и другими многочисленными обязанностями, затем неожиданная тяжёлая болезнь в конце июля 1990 года и последовавшая 15 октября кончина не позволили воплотить этот замысел Бориса Борисовича при его жизни.
Издательство считало своим долгом осуществить публикацию собранных им материалов и с благодарностью приняло от Рипсимэ Микаэловны Джанполадян-Пиотровской, вдовы Бориса Борисовича, и его сына Михаила Борисовича Пиотровского ксерокопию рукописного оригинала.
Однако представленный материал в силу своей разнохарактерности и большого объёма потребовал определённой, и прежде всего технической, кропотливой обработки, к сожалению, длительной по времени: многократной перепечатки, расшифровки скорописи, уточнения печат-
(7/8)
ных источников, уточнения некоторых датировок, имён, а также сверки архивных материалов (а в ряде случаев и определения их источника), проставления новых номеров дел, изменённых Архивом Эрмитажа уже после окончания работы над ними Б.Б. Пиотровского.
Определенные сложности вызвало и то обстоятельство, что рукопись, переданная в издательство, аккуратно сложенная по временным разделам Борисом Борисовичем, не имела как общей нумерации, так и нумерации внутри разделов, поскольку он постоянно пополнял материал, вкладывая всё новые страницы. Встречались и повторы, нуждающиеся каждый раз в специальном рассмотрении, дабы не нарушить при публикации авторский замысел.
Сотрудники Архива Государственного Эрмитажа, и прежде всего Г.И. Качалина, Е.М. Яковлева, Л.А. Зайцева, а позднее Е.Ю. Соломаха и Л.В. Бантикова, провели сверку приводимых в рукописи материалов и уточнили их архивные источники.
В рукописи Б.Б. Пиотровского содержались и ксерокопии ряда документов, хранящихся в Архиве Эрмитажа. Издательство сочло возможным параллельно с текстом воспроизвести фотокопии некоторых из них, а также воспроизвести страницы рукописного оригинала, раскрывающие характер работы Бориса Борисовича и, главное, его подход к ней.
Фотосъёмка проводилась Л.Г. Хейфецем с листов оригинала рукописи и с архивных документов, в чём большую помощь в их подборе оказали издательству Е.С. Щукина и сотрудники Архива Эрмитажа. Немалую роль в подготовке издания сыграл художник С.Р. Николаев, разработавший систему подачи сложного и разнохарактерного материала, содержащегося в рукописи Б.Б. Пиотровского.
При публикации документов издательство сохранило написание оригинала. Многие документы и литературные источники приведены Б.Б. Пиотровским в собственном пересказе либо конспективно, что также оставлено редактором без каких-либо дополнений и изменений в пользу источника.
Издательство лишь сочло возможным (в основном это относится к материалам конца 1920-х — начала 1930-х годов) убрать явные повторы, если это не противоречило смыслу изложения, и внести некоторую хронологическую последовательность для удобства пользования приводимыми материалами, при этом не нарушая композиции, избранной Б.Б. Пиотровским.
Подготовка публикации и определение структуры издания велась нами при непосредственном участии Рипсимэ Микаэловны Джанполадян-Пиотровской и Михаила Борисовича Пиотровского, которым издательство выражает свою глубокую признательность.
Со стр. 574:
Источники иллюстрирования: Отдел рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа, архив Р.М. Джанполадян-Пиотровской, фотоархив издательства «Искусство», в том числе принадлежащие издательству фотографии, выполненные А.А. Александровым, Д.В. Белоусом, Б.В. Кузьминым. Фотосъёмка специально для данного издания рукописных и документальных материалов осуществлена Л.Г. Хейфецем. Подготовка иллюстраций для воспроизведения Ю.М. Водопьянова.
|