● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Б.Б. Пиотровский. История и культура Урарту. Ереван: 1944. Б.Б. Пиотровский

История и культура Урарту.

// Ереван: 1944. XII+364 с., вкл.

 

Оглавление

 

Предисловие. — IX

 

Гл. I. История изучения Ванского царства. — 1

Гл. II. Источники изучения Ванского царства. — 23

Гл. III. Древнейшие сведения об Урарту и образование государства (XIII-IX вв.). — 39

Гл. IV. Походы Салманасара III против Урарту. — 51

Гл. V. Урарту в конце IX века и в первой половине VIII века. — 65

Гл. VI. Урарту во второй половине VIII века. — 81

Гл. VII. Поход Саргона против Урарту в 714 году. — 103

Гл. VIII. Последний период истории Урарту. — 129

 

Гл. IX. Раскопки в Ване. — 139

Гл. X. Раскопки крепости на Кармир-блуре. — 157

Гл. XI Земледелие и скотоводство. — 189

Гл. XII. Материальное производство. — 215

Гл. XIII. Архитектура Ванского царства. — 247

Гл. XIV. Религия Ванского царства. — 271

Гл. XV. Письмо и язык. — 285

 

Гл. XVI. Скифы в Передней Азии. — 295

Гл. XVII. Урарты после падения Ванского царства. — 325

 

Заключение. — 337

 

Список таблиц. — 340

Таблицы. — I-XVI

Список рисунков [1-109]. — 341

Список сокращений. — 345

Указатели:

Исторические имена. — 347

Мифологические имена. — 349

Географические и этнические названия. — 350

Географические названия (современные). — 354

Предметный указатель. — 358

Древние авторы и литературные источники. — 361

Исследователи и путешественники. — 362

Научные учреждения и музеи. — 364

 

Карта Урартского государства. — [вклейка в конце книги]

 


[со стр. V:]

 

Светлой памяти моих товарищей,
молодых учёных, павших при защите Ленинграда,
посвящаю эту книгу.

 

(/IX)

 

Предисловие.   ^

 

История Ванского царства (Урарту ассирийских надписей) имеет большое значение для истории народов Закавказья, как его прямых культурных наследников.

 

В начале I тысячелетия до н.э. области южного Закавказья были включены в состав Ванского царства, которое, поэтому, можно считать древнейшим из государств, существовавших на территории Союза ССР. Центр этого древнего государства, целиком занимавшего Армянское нагорье, находился в районе оз. Ван, получившего, вероятно, своё название, также как и город Ван, от термина Биайна (или Виайна) клинообразных надписей, которым урарты именовали центральную часть своего государства.

 

В научной литературе урартов называют иногда халдами, а их страну Халдией. Но эти термины ошибочны, так как они основаны на устаревшем и совершенно произвольном толковании двух грамматических форм имени бога Халда, как имени страны и населявшего её народа. В дальнейшем изложении я буду употреблять два термина — Ванское царство и Урарту, считая их совершенно равнозначными.

 

Хотя Ванское царство существовало сравнительно недолго, всего около 300 лет, ему удалось достигнуть на некоторое время положения одного из господствовавших в Передней Азии государств и в первой половине VIII в. до н.э. взять верх над постоянным своим соперником — Ассирией.

 

Культурное влияние Урарту особенно сильно чувствовалось в странах, расположенных в северной части Передней Азии и в Закавказье, и ускорило ход их общественного развития. Через Урарту эти страны воспринимали культуру Древнего Востока, продолжавшую жить и развиваться на протяжении многих веков.

 

Несмотря на большое значение Ванского царства для истории Передней Азии и Закавказья, его собственная история и культура изучены далеко не достаточно.

(IX/X)

 

Основным источником наших знаний по истории Урарту являются ассирийские и урартские клинописные тексты, главным образом, — царские летописи, описывающие походы и завоевания. Этим объясняется неполнота наших знаний и невозможность осветить многие чрезвычайно важные стороны жизни этого государства. Слабая археологическая изученность Ванского царства не может восполнить пробелы письменных источников.

 

Урартские надписи и их язык изучались совершенно обособленно от памятников материальной культуры, но всё же в этой работе были достигнуты значительные результаты. Среди трудов, посвящённых урартской клинописи, видное место занимают работы советских учёных, Н.Я. Марра и И.И. Мещанинова.

 

Гораздо хуже обстоит дело с исследованием археологических, материальных памятников, этого объективного исторического источника изучения.

 

Среди исследований, посвящённых культуре Ванского царства, особое положение занимают работы австрийского учёного К. Леманн-Гаупта, производившего археологические раскопки в центре Урарту и собравшего большой эпиграфический материал.

 

Труд Леманн-Гаупта, Armenien einst und jetzt [Armenien, Einst und Jetzt], вышедший в трёх томах и являющийся в настоящее время основным трудом по культуре Урарту, к сожалению, страдает двумя существенными недочетами — бессистемностью изложения и предвзятостью некоторых положений. Ряд этих ошибочных положений, как например, о миграции урартов с запада и о связи урартов, произвольно называемых Леманн-Гауптом халдами, с припонтийскими халдеями, прочно укоренился в истории Древнего Востока. Кроме того, в работах Леманн-Гаупта сообщается много недостоверных сведений и не обоснованных материалом положений.

 

Вследствие этого в исторической науке установилось мнение, что источники изучения истории Ванского царства дефектны и что степень их изученности крайне низка. Это привело к тому, что в научной литературе стали появляться работы, в которых об Урарту писалось что угодно, причём многие высказывания стояли в явном противоречии с фактическим материалом. К сожалению, и учебные пособия содержат много неверных положений и фактических ошибок. Настоящая работа имеет целью дать сводку всего достоверного материала по истории и культуре Ванского царства и показать, что состояние его изученности далеко не так безнадёжно, как это может показаться при невнимательном отношении.

 

Я далёк от мысли считать все основные вопросы уже разрешёнными и отчётливо сознаю, что дальнейшие исследования и архео-

(X/XI)

логические открытия существенно дополнят приведённый материал и частично изменят высказанные в этой книге положения. Но мы не вправе задерживать работу в ожидании этих исследований и открытий, и настоящая сводка наших знаний об Урарту, страдающая пробелами, всё же необходима для дальнейших работ как по истории Передней Азии, так и по древнейшей истории Кавказа.

 

Настоящая работа написана по тому же плану, что и моя популярная книжка «Урарту, древнейшее государство Закавказья», изданная в 1939 г. Государственным Эрмитажем в помощь педагогам при прохождении в средней школе курса истории народов СССР.

 

Книга делится на три части: первая (главы I-VIII) содержит обзор литературы и источников и изложение истории Ванского царства, вторая (главы IX-XV) даёт очерки культуры Урарту, а третья (гл. XVI и XVII) рассматривает специальные вопросы о связях скифов с Закавказьем и Передней Азией и о судьбах урартов после падения Ванского царства.

 

Различия в характере изложения отдельных глав проведены мною умышленно. Так, главы IX и X, описывающие раскопки в Ване и на Кармир-блуре, написаны более популярно, чтобы облегчить педагогам выборку нужного им материала, иллюстрирующего уроки в средней школе.

 

Для некоторых глав книги использован текст моих работ, опубликованных ранее в виде отдельных статей. 1 [сноска: 1 Урартское государство во второй половине VIII в. до н.э., Вестник древней истории, 1939, 1, 65-78. — Урартские бронзовые статуэтки собрания Эрмитажа, Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа, I, 1939, 45-60. — Припонтийские халдеи и урарты, Краткие сообщения ИИМК, V, 1940, 5-10. — Скифы и Закавказье, Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа, III, 1940, 71-92. — Кармир-блур, Известия Арм. Филиала АН Союза ССР, 1940, IV-V, 147-164; последняя работа представляет собою текст моего отчётного доклада о раскопках 1940 г., опубликованный за двумя подписями, моей и начальника экспедиции Арм. Филиала АН Союза ССР, С.В. Тер-Аветисяна.]

 

Эту книгу я начал писать в Ленинграде, зимой 1941-42 гг., в свободное от оборонной работы время, а закончил её в Ереване, куда я был командирован в конце марта 1942 г. для продолжения научной работы.

 

Условия блокады лишили меня возможности в процессе писания пользоваться библиотеками, и в этом следует видеть объяснение некоторых дефектов аппарата книги, как неполнота приводимых в ссылках заглавий книг или отсутствие точных указаний страниц: многие необходимые для работы книги в это время были недоступны, и я был вынужден пользоваться только своими конспектами.

(XI/XII)

 

Иллюстрации к моей книге выполнены в Ереване художником М.Н. Мох, за исключением немногих, оговорённых в списке, моих рисунков и чертежей архит. А.В. Сивкова и архит. Н.М. Токарского. Рисунки свои М.Н. Мох делал по фотографиям, ввиду того, что значительная часть изображённых предметов эвакуирована вместе с другими коллекциями Государственного Эрмитажа.

 

Приведённые ассирийские тексты даны мною по переводам, большинство которых сверил с подлинником И.М. Дьяконов; часть текстов дана в переводе самого И.М. Дьяконова.

 

При пользовании армянской литературой большую помощь оказали мне мои товарищи по работе в Армении. Ссылки на армянскую литературу снабжены переводом на русский язык, помещённым в скобках: в русской научной литературе названия армянских работ, по техническим причинам, обычно даются в переводе и в этом виде уже хорошо знакомы русскому читателю.

 

Все даты, касающиеся Ванского царства, история которого целиком укладывается в период до начала нашей эры, даны без указания: «до н.э.»

 

Ассирийские собственные имена приведены в транскрипции, общепринятой в настоящее время в русской литературе по истории Древнего Востока.

 

Б. Пиотровский.

 


 

Заключение.   ^

 

Заканчивая эту свою работу по истории и культуре Урарту, мне остаётся сказать несколько слов по поводу того значения, какое имело Ванское царство для истории Закавказья.

 

В конце IX в. урарты стали совершать первые походы в южное Закавказье. Вначале эти походы носили преимущественно грабительский характер, и власть урартов к северу от реки Аракс не была прочной.

 

В Закавказье урарты встретились с населением, отличным от них и по своей культуре, они встретились со множеством племён, во главе которых стояли вожди, называемые в урартских клинописных текстах «царями». Общего объединения племён Закавказья в то время ещё не было; это чрезвычайно отчётливо показывают урартские источники.

 

Общество Закавказья начала I тысячелетия до н.э. находилось в последней фазе разложения доклассовых отношений, и в нём уже нарождалась классовая диференциация, усилившаяся и оформившаяся после того, как области южного Закавказья вошли в состав Ванского царства.

 

Урарты закрепляли свою власть в Закавказье не только огнём и мечом, они стремились установить также и экономическую зависимость захваченных областей, проводя в них большие строительные работы. Мы знаем, что урарты, закрепляя своё влияние в южном Закавказье, заботились об ирригационной системе, проводили работы по сооружению каналов, насаждали виноградники, фруктовые сады и рощи, строили крепости, дворцы и храмы. С теми областями, которые не вошли в состав Ванского царства, урарты, повидимому, имели торговые сношения. Этим можно объяснить, в частности, находки предметов древневосточного типа из драгоценного материала в могильниках Нагорного Карабаха, откуда происходит и агатовая пронизка с клинописью, содержащей имя ассирийского царя Ададнирари.

 

Я старался показать, как в конце II тысячелетия на территории Армянского нагорья происходил процесс образования Урартского

(337/338)

государства из союзов племён — Уруатри, Наири, Урарту. В начале VI в. Урартское государство перестало существовать, и в это время мы можем наблюдать новый процесс укрепления союза племён, ранее входивших в состав Ванского царства, и образование на этой основе нового государства.

 

Сначала союз племён возглавляло племя арменов, живших в юго-западной части Ванского царства, затем главенствующее положение в этом союзе перешло к племени хаев, упоминаемому античными источниками, но соседние народы продолжали ещё называть это новое объединение по старому имени Арминой (Арменией), а не Хайк или Хайастан, как называют свою страну сами армяне.

 

Армянское государство выросло на основе союза племён, входивших в состав Урарту. История этих отдельных племён уходит в глубокую древность, и внимательного к себе отношения заслуживают рассказы Моисея Хоренского о родоначальниках армянского народа, Хайке, Арменаке и Араме, причём в их родословной мы встречаем имена Гомера и Торгома, связанные с именами народов, упоминаемых Библией. Надо иметь в виду, что Моисей Хоренский принужден был поместить рассказы о Хайке вначале своего повествования, перед рассказами об Арменаке и Араме, поскольку в его время приоритет уже принадлежал хаям.

 

Всяческого внимания заслуживают указания Моисея Хоренского на борьбу Арама с мидянами и ассирийцами, и то, что Араму, как будто, приписываются деяния урартов, а Паруйру, союзнику мидянина Варбака, — участие в разгроме Ассирии.

 

Все это, несомненно, имеет свои основания и относится к истории племён, входивших в состав Урарту.

 

К сожалению, совершенно недостаточно изучен период VI-V вв., период сложения новых государств Передней Азии, сменивших государства Древнего Востока.

 

Выше я уже указывал на то, что нельзя ни один из современных закавказских народов непосредственно выводить от урартов, считая урартов его прямыми и единственными предками. В Передней Азии чрезвычайно сложный процесс этнообразования происходил на основе общего переднеазиатского субстрата, чем и объясняется тесная связанность многих этнических терминов Передней Азии, как это показал в своих работах Н.Я. Марр. Основные положения работ Н.Я. Марра являются для меня руководящими; они требуют коренного изменения исследовательских задач и оставления в стороне вопросов о прародине, прямых предках и решающей роли миграций.

 

Вместе с тем, они выдвигают на первый план вопрос о чрезвычайной живучести и важном значении культурного наследия древней-

(338/339)

ших государств. Трудно и, вероятно, даже невозможно ответить на вопрос, — кто является прямыми потомками ассирийцев, вавилонян и древних египтян, но исключительная роль этих древних народов в создании мировой культуры ясна каждому. Так же и в вопросе о значении Урарту для истории Закавказья мы должны исходить не только из установления генетических связей современных народов Кавказа с древним населением Ванского царства, но и из того значения, какое имело Урарту для развития культуры Кавказа.

 

Влияние Древнего Востока на Закавказье и Кавказ, являвшееся прогрессивным фактором, прослеживается со II тысячелетия до н.э. Это нам наглядно показывают материалы из раскопок в Прикубанье (Майкоп) и в Триалети.

 

Взаимоотношения Закавказья с Урарту только усиливают эти связи, и нельзя согласиться с распространённым одно время мнением, что урарты, заняв в X-IX вв. область Вана, как бы отрезали население Закавказья от влияния ассиро-вавилонской культуры. Материал, приведённый мною, показывает как раз обратную картину, — чрезвычайно большое влияние урартской культуры на Закавказье и отражение её на севере, за Кавказским хребтом.

 

Культурное наследие урартов велико не только у его прямых наследников, армян, государство которых выросло на территории Ванского царства, но и у других народов Кавказа, высоко поднявших свою национальную культуру.

 

 


^

Карта Урартского государства в середине VIII в. [вклейка в конце книги]

(Открыть карту в новом окне)

 

Карта Урартского государства в середине VIII в. Б.Б. Пиотровский. История и культура Урарту. Ереван: 1944.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки