главная страница / библиотека / оглавление книги

Б.Б. Овчинникова, Г.В. Длужневская

«Дружинное захоронение» енисейских кыргызов в центре Тувы
(по материалам могильника Аймырлыг 2).

// «Банк культурной информации»: Екатеринбург, 2000. 50 с.

 

Историко-культурная интерпретация «дружинного захоронения» на могильнике Аймырлыг 2

 

Кыргызская основа культуры населения, оставившего «дружинную могилу» памятника Аймырлыг 2, несомненна. Она выразилась как в особенностях погребально-поминального обряда, так и в предметных сериях сопроводительного инвентаря. С точки зрения погребально-поминального обряда это: 1) трупосожжение, служащее в настоящее время основным этническим показателем при определении памятников енисейских кыргызов; 2) нахождение остатков погребения на уровне древней поверхности (или в неглубоких ямах), 3) расположение предметов сопроводительного инвентаря на широкой площади; 4) обычай создания «тайников» с наиболее ценными вещами, устойчиво повторяющийся в памятниках енисейских кыргызов в Туве и Минусинской котловине (Копёнский и Уйбатский чаа-тасы; Шанчиг, кург. 19; Демир-Суг I; Эйлиг-Хем III; Чёрная; Самохвал II, кург. 1; Сарыг-Хая, кург. 2 и др.); 5) сочетание погребальных и поминальных сооружений, что характерно для предшествующего периода IX — X вв. (Хемчик-Бом II, Каат-Ховак I, Тора-Тал-Арты, Шанчиг и др.).

 

С точки зрения предметного комплекса кыргызскими можно считать «S»-видные псалии, удила с «8»-образным окончанием звеньев, витые стержни удил, фигурные петли на псалиях, «сапожковое» и листовидное оформление концов псалий, трёхпёрые наконечники стрел с пирамидально оформленной верхней частью, бронебойные наконечники, стремена с выделенной пластиной с фигурным оформлением верхнего края пластины, прорезные подножки у стремян, высокие сбруйные накладки, «Т»-видные тройники, пряжки с орнаментированными щитками, преобладание растительной орнаментации.

 

В то же время в предметном комплексе «клада» при «дружинном захоронении» выделяется ряд предметов, которые по своему происхождению определяются как сросткинские и «неопределённые» (Грач, Савинов, Длужневская, 1998, с. 45).

 

Сросткинские — стремена с невыделенной пластиной, удила с большими внешними кольцами, бронебойный наконечник, крюки на подвижных кольцах, длинные наременные накладки, пряжки с удлинёнными щитками, пряжки с фигурно оформленным приёмником.

 

«Неопределенные» — декоративное оформление концов псалий, проволочные однокольчатые удила с одним внешним кольцом, удила «с упором», пластинчатые псалии, круглые пластинчатые пряжки, крюки на пластинах с пряжками, крюки с обоймами, длинные накладки с отверстием, железные кольца, обоймы и т.д.

 

В целом компонентный состав предметного комплекса «дружинного кладбища» могильника Аймырлаг 2 подобно могильнику Эйлиг-Хем III может свидетельствовать о том, что, несмотря на кыргызскую основу, в его сложении принимали участие и другие компоненты: в большей степени сросткинский и «неопределённый». Именно этот «неопределённый» компонент, вытеснив традиционную основу, станет господствующим в культуре енисейских кыргызов в XI-XII вв.

 

Так археологические данные весьма успешно подтверждают и дополняют сведения письменных источников и, в первую очередь, китайских (Бичурин, 1951). Дата 840 год — начало периода могущества енисейских кыргызов в Центральной Азии прослеживается по распространению погребально-поминальных комплексов с сожжениями сосуществуя с погребальными памятниками древних тюрок-тугю и уйгуров. Неслучайно в первых, совершённых по обряду трупосожжения, встречаются изделия общетюркского облика *.

 

Металлические предметы убранства коня и человека общетюркского облика (рис. ) в большинстве лишены декора; имеющийся орнамент, чаще растительный, выполнен гравировкой, иногда на кружковом фоне, чеканкой, редко литьём. В изделиях простых геометрических форм, отсутствует существенная фестончатость краёв. Подобные предметы находят и в погребениях с сожжением кыргызов, и в погребениях по обряду трупоположения с конём, характерных для культуры древних тюрков. Исходя из этого, облик изделий назван общетюркским; время его возникновения и преимущественного бытования определяется VII-VIII в.; в VIII-IX вв. к

(40/41)

Рис. 17. Соотношение изделий общетюркского, тюхтятского и аскизского обликов, (составлено Г.В. Длужневской)

(41/42)

ним добавляются бляхи «портальной» формы, со скошенным краем, овальные уздечные с фестончатыми краями и др. В оформлении контуров использованы сердцевидные мотивы, фигурноскобчатость и фестончатость (Савинов. 1984, с. 61, 66; он же. 1994). Этот полноценный комплекс художественных изделий общетюркского облика продолжает существовать на протяжении всего X и даже XI в.

 

Наряду с ними со второй четверти X в. появляются изделия кыргызского — «тюхтятского» облика, (рис.      ) получившие свое наименование по Тюхтятскому кладу, обнаруженному в начале нашего века и включающему представительную серию характерных изделий. Бронзовые, позолоченные, реже серебряные предметы с богатым растительным орнаментом: изображения лепестка с незаштрихованной узкой срединной частью, трилистника, сложных фигур из лепестков и листьев, цветка в виде висящей кисти, округлого плода или пламевидного лепестка: побегов в виде древовидных фигур с расходящимися или напротив — сходящимися наверху ветвями: композиции изображений животных, птиц, антропоморфных фигур. Обычно они литые, с оформлением краёв в виде «бегущей лозы» или фестончатыми краями. Весьма редко используется прием нанесения гравированного орнамента по кружковому фону — традиция танского искусства. Изделия «тюхтятского» облика имеют ближайшие и надежно датированные аналогии в инвентаре гробниц киданьской знати. Общий облик изделий на территориях Южной Сибири, Тувы, Забайкалья, Алтая, Восточного Казахстана объясняется культурным влиянием более сильного, нежели кыргызское, государственного образования киданей. Влияние было взаимным: в комплексах киданей наряду с изделиями собственных, присущих только им форм находят стремена, удила с псалиями, округлые тройники, которые являются обычными для погребений кыргызов. В орнаментации художественных предметов определенно прослеживаются буддийские мотивы. (Комплекс-«клад» Аймырлаг 2 гр. III). Вещи, найденные в северо-западной части Центральной Азии, изготавливались местными мастерами-ремесленниками, тогда как мотивы перерабатывались, и первоначальный смысл изображения, тем более при многократном копировании, терялся. Подобные изделия существовали в среде кыргызов со второй четверти X века и, по крайней мере, до середины XI. Расцвет художественного мастерства не совпал с расцветом государства в целом, но элементы субкультуры элитарных военно-аристократических кругов постепенно влились в народную и сохранились поныне.

 

В середине X в. наряду с бронзовыми литыми появляются железные кованые предметы с орнаментацией серебром или золотом, так называемого «аскизского» облика: наременные бляхи и наконечники без прорезей, в шарнирном соединении, с крепёжными приспособлениями, пряжки рамчатые и щитковые, сложносоставные предметы (рис. ). Все они часто удлинённых пропорций, с сильно рифлёными или фигурноскобчатыми краями. Характерна специфическая конструкция: упоровые удила с пластинчатыми напускными псалиями. Орнамент, наносившийся техникой инкрустации или аппликации: схематическое изображение бегущей лозы, розетки, плетёнки и др. — в ряде случаев является упрощённой вариацией тюхтятских мотивов. В комплексах с изделиями «аскизского» облика иногда встречаются бронзовые «тюхтятские» вещи, например, в погребениях могильника Эйлиг-Хем III (Грач, Савинов, Длужневская, 1998), также как в комплексах с преобладанием тюхтятских — аскизские (Тюхтятский клад). Отдельные предметы этого облика обнаружены в киданьских гробницах наряду с бронзовыми литыми. Широкое распространение аскизские вещи получают в XI-XII вв. Этот период в культуре енисейских кыргызов характеризуется ослаблением влияния киданей, усилением тенденций к культурному обособлению кыргызов (Длужневская, 1987, с. 179-181).

 

Таким образом, в Туве и Южной Сибири в середине IX-XII вв. распространяется культура енисейских кыргызов, характерными признаками которой являются специфическая погребально-поминальная обрядность и комплексы изделий, в том числе убранства коня и человека. На основании анализа комплексов в культуре енисейских кыргызов можно выделить три этапа: 1) середина IX — первая четверть X вв. — с изделиями общетюркского облика; 2) вторая четверть X — середина XI вв. — с изделиями тюхтятского облика; 3) XI-XII вв. — с изделиями аскизского облика (рис. 17).

 

Население, оставившее «дружинное захоронение» могильника Аймырлыг 2, имело наиболее чётко выраженные связи с обитателями среднего течения р. Хемчик (мог. Тора-Тал-Арты и мог. Даг-Аразы). Вероятно, этот район являлся определённым местом бытования кыргызских группировок, поселившихся в Туве в IX-X вв.

 

Размещение курганных могильников в сочетании с памятниками рунической письменности позволяет говорить об Улуг-Хемской котловине в целом как о центре данного региона и, возможно, центре государственного объединения кыргызов в так называемый период «кыргызского великодержавия».

(42/43)

 

Территория Тувы в середине IX-XI вв. в определённом смысле оказалась в центре политических событий, проистекавших в данном регионе (Длужневская, 1983 а, с. 41). Это нашло отражение в распространении памятников в бассейне Верхнего Енисея и дальнейших перемещениях населения, прослеживаемых как по погребально-поминальным комплексам, так и по тамговым знакам. Например, только на горе Тепсей в Минусинской котловине, у подножья которой исследованы кыргызские могилы, и на скалах над могильником Хемчик-Бом II в Саянском ущелье обнаружены одинаковые тамги. В могиле 9 могильника Тепсей III, кроме того, имеется лировидная подвеска, абсолютный аналог которой происходит из кургана 97 могильника Зевакино в Восточном Казахстане, а в комплексе с последней найдены совершенно идентичные с хемчик-бомскими бляхи наборного пояса (Арсланова, 1972; Комплекс археологических памятников у горы Тепсей, 1980 [1979. — П.А.]). Однако при рассмотрении вопросов, связанных с перемещениями групп населения, большее значение имеют случаи нахождения сходных комплексов погребально-поминальной обрядности, чем отдельных вещей.

 

К середине IX в. кыргызы появляются в районах, наиболее близких к проходам через Саяны, — в Северной Туве, восточной части правобережья Енисея и Саянском ущелье. Чуть позже, а по датировкам изделий — в начале X в. осваивается центральнотувинская котловина, как западная (низовья р. Чаа-Холь), так и восточная её части (долины рек Элегест, Каа-Хем). С середины X в. в комплексах долины р. Элегест наряду с изделиями тюхтятского облика появляются отдельные аскизские вещи. Именно эти памятники показывают местный, кыргызский характер позднего этапа культуры, с начала освоения новой технологии, связанной с обработкой железа и применением инкрустации. К середине X в. относится, видимо, частичное перемещение населения из восточной части центральнотувинской котловины в западную, в долину р. Чаа-Холь. Не исключено, что это было связано с перенесением ставки на территории Тувы.

 

В начале XI в., по имеющимся ныне данным, население покидает восточные районы, возможно, опасаясь каких-либо внешних вмешательств, и уходит на противоположный берег Енисея. Характерные черты погребально-поминальной обрядности «элегестцев» наблюдаются в Северной Туве, а в XI — первой четверти XII вв. — в могильнике Демир-Суг I.

 

Западная часть Центральной Тувы была заселена, вероятно, иными родоплеменными группировками, с отличными от элегестских погребально-поминальными традициями. Здесь, также во второй половине X в., происходит внедрение новой технологии обработки железа и на её основе новых форм и облика изделий. Этот процесс прослеживается здесь более явственно, что, возможно, связано также с переходом власти к другой группировке кыргызского общества, во главе которой могли стоять известные по именам Багыр или Кара Йаш. В последней четверти X в. часть обитателей низовьев р. Чаа-Холь, возможно, по каким-то внутренним причинам не воспринявшая возвышения другой группировки и сохранившая преимущественно «тюхтятский облик» изделий, сдвигается в долину р. Хемчик, к западным проходам через Саяны. Почти в то же время вторая группа населения, с преобладанием «аскизского облика» изделий, в силу каких-то внешних обстоятельств отступает на другой берег Енисея, в долины рек Эйлиг-Хем, Демир-Суг и др.

 

С конца X— первой половины XI вв. процесс трансформации облика культуры кыргызов происходит повсеместно, захватывая в том числе и Минусинскую котловину. Вероятно, это было связано с начавшимся еще в X в. отступлением кыргызов и возвращением основной массы населения в бассейн Среднего Енисея. Сначала расселившиеся южнее Танну-Ола кыргызы вернулись в Центральную Туву: затем они передвинулись на правый берег Енисея и в Турано-Уюкскую котловину; население долины р. Хемчик оттягивается ближе к р. Енисей. Процесс постепенного возвращения в Минусинскую котловину был длительным и протекал одновременно с перемещениями внутри Тувы. Немногочисленное, судя по резко уменьшающемуся числу памятников, население этой области кыргызского каганата остается в Туве до конца XII в. Начавшиеся в XIII в. неоднократные нашествия монголов на Туву заставили кыргызов окончательно исключить её из состава своего государственного образования.

 

Среди причин, побуждавших к движению население кыргызского каганата, были как внутренние, так и внешние. К числу первых можно было бы отнести экономические и внутриполитические причины (необходимость в расширении пастбищ, поиск контактов с крупнейшими осёдлыми цивилизациями, а также междоусобную войну). К внешним причинам следует отнести в первую очередь давление извне со стороны киданей, а также, возможно, кунов, каев и найманов. Об этом свидетельствует перенесение ставки в начале X в. из Южной Тувы в Центральную. Исходя из археологических материалов можно предположить, что в первой половине X в. ставка находилась в долине р. Элегест, близ могильников Шанчиг, Чинге, Элегест и серии стел с разнотипными тамгами. К середине X в., как известно, каган со своим окружением вернулся в Минусинскую котловину. По всей вероятности, его наместник также отступает от самого близ-

(43/44)

Рис. 18.  Карта передвижений енисейских кыргызов в IX-XII вв.: 1-4 — локальные варианты погребально-поминальных памятников IX-X вв. 5 — направления передвижений енисейских кыргызов в пределах Тувы;   6 — направлении продвижения енисейских кыргызов в Туву; 7 — направления поэтапного отступления енисейских кыргызов из Тувы.

(44/45)

кого пути в центральноазиатские степи через Самагалтайский проход и уходит в низовья р. Чаа-Холь. (рис. ) В конце X в. или несколько раньше правитель тувинской области снова переносит ставку — теперь на правый берег Енисея, в долину р. Эйлиг-Хем. (Грач, Савинов, Длужневская, 1998, с. 67-68).

 

Принято считать, что политический центр государства определяет местонахождение ставки правителя. В летописях говорится, что от местопребывания кыргызского Ажо до ставки уйгурского кагана 40 дней пути верблюжьего хода (Бичурин, 1950, с. 353). По-видимому, имеется в виду расселение кыргызов и местонахождение ставки кагана на территории к северу от Саянских гор в Минусинской котловине. Этому не противоречит и сообщение, касающееся перенесения «места пребывания» кыргызским каганом после побед 840 г. «на южную сторону гор Лаошань, называющихся также Ду-мань». Они находятся в 15 днях конной езды от столицы уйгуров (Бичурин, 1950, с. 356). Можно считать установленным, что Лао-шань=Ду-мань — горы Танну-Ола, ныне ограничивающие на юге территорию Тувы (Бартольд, 1963, с. 489).

 

До настоящего времени не имеется однозначного объяснения тому факту, что кыргызский каган перенес свою ставку не в традиционный для кочевых центральноазиатских империй район р. Орхон, а на юг от гор Танну-Ола, в район реки Тес-Хем. Что могло помешать ему в пору наивысшего подъёма государства? В это время «Хягас было сильное государство... На восток простиралось до Гулигани (Прибайкалье), а на юг до Тибета (Восточного Туркестана, которым в это время владели тибетцы), на юго-запад до Гэлолу (карлуков в Семиречье)» (Бичурин, 1950, с. 354). Аналогичные границы расселения кыргызов в IX-X вв. отмечают и арабо-персидские источники. По «Книге путей государств» ал-Истахри, «Худуд ал-алам» и картам арабского географа Ибн Хаукала в «Книге путей и стран» кыргызы граничили на западе с землями кимаков с центром расселения в районе р. Иртыш (кимако-кыпчакским государственным объединением, возникшим в середине — второй половине IX в.), на юго-западе с карлуками в пределах Семиречья и на юго-востоке — с тогузгузами (уйгурами) в горах Восточного Тянь-Шаня (Караев, 1968, с. 33-37).

 

Надо полагать, что во второй половине IX в. и начале X в. ставка кагана кыргызов не меняла своего местонахождения, тем более что об этом не имеется и каких-либо данных. В начале X в., вероятно, в связи с усилением монголоязычных киданей, кыргызский каган переносит ставку в Центральную Туву. В сочинении «Худуд ал-алам» говорится, что у всех кыргызов «нет совсем ни деревень, ни городов, и все они селятся в юртах и шатрах, кроме того места, где живёт» каган. Он живёт в городе, называемом Кемиджкет (Материалы по истории киргизов и Киргизии, 1973, с. 41-42). Исходя из археологических материалов можно предположить, что в первой половине X в. ставка находилась в долине р. Элегест близ исследованных здесь могильников Шанчиг, Чинге, Элегест с серией каменных стел с подписями и разнотипными тамгами, поскольку представляется, что при ставке должны были находиться представители различных аристократических семей — обладатели разнотипных знаков.

 

К середине X в. ставка кагана была перенесена обратно в Минусинскую котловину говорится, что от Когмена (Саянских гор) до неё пути 7 дней. К военному лагерю кыргызского кагана, главному и лучшему месту в стране, ведут три дороги, сказано у персидского автора Гардизи в «Украшении известий» (середина XI в.) (Бартольд, т. VIII, с. 47-48). Вероятно, это местность в районе Белого Июса, где местопребывание ставки оставалось длительное время (Потапов, 1957, с. 15-16). Каган, возвращаясь из Тувы в середине X в. вместе со своим ближайшим окружением, видимо, оставил там своего наместника, который также отступает от самого близкого пути в центральноазиатские степи через Самагалтай и уходит в низовья р. Чаа-Холь. Вероятно, власть при этом переходит к другой семье, что основано на картографировании тамг и отсутствия двух типов тамг в западной части центральнотувинской котловины. В последней четверти X в. — начале XI в. происходит следующее перенесение ставки «наместника». Теперь он со своим окружением откочёвывает из района Чаа-Холя на правый берег Енисея, в долину р. Эйлиг-Хем, где исследован могильник Эйлиг-Хем III, курганы которого определённо были возведены для представителей высших чинов военно-аристократических кругов (Длужневская, 1985, с. 14-15).

 

Количество населения, в 840 г. перевалившего через Саяны и расселившегося в Туве, неизвестно. К этому времени кыргызы могли собрать войско в 100 тысяч всадников. Видимо, близкое к этому число воинов двинулось в южном направлении и сначала даже не остановилось в бассейне Верхнего Енисея. Впереди у них были походы на Орду-Балык, Великой Китайской стене, в Восточный Туркестан, богатая добыча, пленные. Не ранее чем через десять лет отряды возвращаются и начинают осваивать новые территории. Так же как в западной половине Уйгурского каганата осталась кочевать часть уйгуров, так и на территории Тувы осталась часть прежнего населения: потомков населения тюркского и уйгурского периодов. Исследованы курганы с погребениями по обряду трупоположения с конём, с изделиями в сопроводительном инвентаре как

(45/46)

общетюркского, так и кыргызского облика. Кроме того, как уже отмечалось выше, в Туве исследовано 450 разнохарактерных комплексов енисейских кыргызов, из них 410 относится к IX-X вв. и только 40 — к XI-XII вв. Сооружений, датируемых XIII в., пока не обнаружено. Значительное сокращение количества погребально-поминальных комплексов XI-XII вв. и их преимущественное размещение в нижнем течении р. Хемчик, на правобережье Енисея и севернее Уюкского хребта определённо показывают уменьшение кыргызского населения в Туве и его отступление к северу, подтверждая их частичное возвращение вслед за каганом в минусинскую котловину в течение X в. (Длужневская, 1979, с. 47-49).

(46/47)

Аймырлыг 2, «дружинное захоронение» — курган 2 (фото)

 


 

* Под «обликом изделий» понимается единство характерных форм предметов и декора определённого стиля.

 

главная страница / библиотека / оглавление книги