Б.Б. Овчинникова, Г.В. Длужневская
«Дружинное захоронение» енисейских кыргызов в центре Тувы
(по материалам могильника Аймырлыг 2).
// «Банк культурной информации»: Екатеринбург, 2000. 50 с.
«Дружинное кладбище» енисейских кыргызов в центрально-тувинской котловине
«Дружинное кладбище» могильника Аймырлыг 2 (группа III) включает 45 отдельных сооружений, условно разделённых на три микрогруппы (мм. 1-11, 12-33 и 34-45) и две небольшие подчетырёхугольные оградки, встроенные между могилами 1-2 и 29-30. По.характеру использования они различаются: погребальные (мм. 1-4, 12-13, 15, 18-19, 24, 31-33, 35 = 14 могил), поминальные (мм. 6, 10, 14, 17, 20, 23, 25, 27, 30, 37-40, 44 = 14 могил) и «пустые» (мм. 5, 7-9, 11; 16, 21, 22, 26, 28-29, 34, 36, 41-43, 45 = 17 могил) сооружения. В процентном отношении это составляет — 30 % — погребальные, 30% — поминальные, 36 % — «пустые» сооружения и 4 % — вышеупомянутые оградки. Таким образом, в могильнике равное число погребальных и поминальных сооружений, деление на которые производится, прежде всего, по наличию кальцинированных костей человека в могильной яме или на уровне древней дневной поверхности, под камнями образующими наземное сооружение. На могильнике нет ни одного случая захоронения по обряду трупоположения — так кыргызы хоронили детей (Грязнов М.П., Худяков Ю.С., 1979, с. 159). Все 14 могил содержат остатки погребений по обряду трупосожжения на стороне, часто перенесенные на место захоронения с золой и древесными угольками. При перенесении остатков и возведении каменной конструкции, «через год», как сообщают китайские письменные источники (Бичурин Н.Я., 1959, с. 353; Кюнер Н.В., 1961, с. 60), в могилы добавляли куски мяса. Два случая зафиксированы на данном кладбище (мм. 4, 33) — в могилах имеются необожжённые кости животных наряду с кальцинированными костями человека.
Определяющим признаком сооружений поминального характера является полное отсутствие обожжённых костей в могилах под наземными сооружениями, не отличающимися ни по внешнему виду, ни по местоположению в могильнике (например, мм. 14, 27, 39). В ряде поминальных могил нет остеологических остатков, но имеются какие-либо предметы, не бывшие в огне (наконечник стрелы и наременный наконечник — м. 6.; орнаментированная бронзовая бляха — м. 20; фрагменты железных ножей — мм.30, 44) или фрагменты керамических сосудов (мм. 17, 37).
И, наконец, «пустые» курганы, для которых предлагается название «меморативные». Назначение конструкций остается неясным. Здесь, как и на могильниках Хемчик-Бом II и Сарыг-Хая, они не выделяются из системы могильника и не имеют под наземными сооружениями никаких культурных остатков. Грунт под камнями не потревожен, ям не имеется.
Две описанные в тексте оградки завершают типологическое подразделение сооружений, они, видимо, поминального характера и отличаются от прочих по внешнему виду. Последние более всего напоминают широко известные поминальные оградки древнетюркского времени, только меньших размеров — два вертикально установленных камня (без какой-либо предварительной обработки) у могил 1-2, рядом с одной из оградок, вероятно, связаны с нею.
В целом, каменные сооружения представляют три формы в плане: 1) округлую (27 coop.), 2) овальную (13 coop.) и 3) подчетырёхугольную (5 coop.). Овальные вытянуты, в большинстве случаев в широтном направлении; из подчетырёхугольных — четыре ориентированы сторонами по странам света и одно (м. 35) — углами. Стенки-основы первоначальных сооружений возведены из хорошо подогнанных друг к другу обломков горных пород. В системе кладки сравнительно широко использованы вертикально установленные камни, сочетающиеся с уложенными горизонтально (мм. 13, 14, 19, 20, 26, 30, 31, 34). Иногда промежутки между крупными камнями заполнены специально подобранной мелкой плиткой. Аналогичное явление прослежено на могильнике Сарыг-Хая, где роль заполнителя играла речная галька различных размеров. Внутренняя площадь наземных сооружений специально не заполнялась. За исключением трёх случаев (мм. 3, 10, 30), когда камни на внутренней площади являлись результатом развала первоначальных наземных сооружений. Последние по ряду моментов (использование вертикальных камней, отсутствие заполнения внутренней площади) более всего сходны с сооружениями могильника Сарыг-Хая (Длужневская Г.В., Овчинникова Б.Б., 1980). Названный памятник и уже упоминавшийся Хемчик-Бом II, расположенные в пределах Саянского каньона р. Енисей, а также могильник Каат-Ховак 1, находившийся, в 5 км к западу от горы Хайыракаан (Мандельштам А.М., Шаровская Т.А. и др., 1979, с. 246) — наиболее близки географически и по облику назем-
Рис. 7. Аймырлыг 2, «дружинное захоронение»: 1-3 — курган 1; 4-6 — курган 2.
(24/25)
ных сооружений рассматриваемому Аймырлыгу II (группа III). Большое сходство прослеживается в топографии памятников (цепочки близко расположенных и пристроенных одно к другому сооружений).
Сопроводительный инвентарь.
Набор предметов, обнаруженных в составе инвентаря погребениё по обряду трупосожжений, довольно стандартный: предметы снаряжения верхового коня — стремена, удила двусоставные, иногда с псалиями, уздечные украшения, подпружные пряжки; бытовые вещи — ножи, мусаты, топоры-тёсла. Остатки одежды представлены в погребениях по обряду трупосожжения поясными пряжками и бляхами наборных поясов.
Целые керамические сосуды — весьма редкая находка в могилах этого периода. Редко встречаются и их фрагменты. На «кладбище» по два-три находились и в погребальных, и в поминальных комплексах. Особая ценность «кыргызских ваз» неоднократно отмечалась исследователями. Это ещё раз подтверждается на могильнике Аймырлыг 2: возле м. 34 и в м. 37 были помещены фрагменты сосудов, которые при камеральной обработке материала удалось соединить в один сосуд, (рис. …).
Описание и определение хронологических рамок бытования извлеченного из могил вещевого материала (с учетом аналогий) предлагается рассмотреть по категориям. Отдельно описывается комплекс-«клад», датировка которого отличается от всего сопроводительного инвентаря из могил «дружинного кладбища» могильника Аймырлыг 2 (группа III).
Предметы снаряжения верхового коня.
Стремена. Стремена, представленные в могилах «дружинного кладбища» могильника Аймырлыг 2, традиционны для енисейских кыргызов периода середины IX-X в. Их корпус угловат, слегка расширен книзу. Подножка широкая, обычно со слегка отогнутыми краями и усиливающим ребром посередине, являющимся продолжением дужки. Петля двух видов: либо выносится и образована изгибом дужки, либо пробита в пластине, вынесенной на шейке.
В могилах «дружинного кладбища» найдено всего 5 пар стремян (мм. 1, 2, 4, 15, 35) (рис. 7, 8, 9) и одно стремя в м. 3 (рис. 9). Все они, кроме найденных в м. 15, — петельчатые. Дужки расплющены и у большинства соединяются в петле. Стремя из м. 3 было сломано и починено при помощи накладной пластинки. Изделия из м. 15 непарные — у одного отверстие для путлища пробито в пластине, вынесенной, как обычно, на шейке; у второго пластина не отделена от дужки и представляет собой прямоугольный выступ в верхней части предмета. В основании выступа имеются круглые отверстия диаметром около 1 см. (рис, 10-1б). Особенность стремян этого типа уже отмечалась исследователями (Кызласов И.Л., 1977, с. 15-16; Овчинникова Б.Б,, 1990, с. 107).
Отличительной особенностью стремян, находимых в могилах енисейских кыргызов, являются прорези в подножках. Из стремян, обнаруженных на «дружинном кладбище», только стремена из мог. 35 не имеют прорезей. Последние различны, но обязательно зеркальны для каждого изделия. В основном различается форма среднего выреза между группами из трёх круглых отверстий: прямоугольный (м. 3), две полукруглые не соединяющиеся скобки (м. 4), фигурные скобки (м. 1), Парные стремена из м. 2 имеют прорези в виде ряда из трех круглых отверстий. Стремена из м. 1 отличаются по прорезям: круглое отверстие и фигурная скобка.
Возможно, некоторые предметы были выкрашены красной краской, частично сохранившейся даже после пребывания их в огне погребального костра.
Аналогичные стремена имеются в ряде могильников Тувы — Шанчиг, к. 5, 17, 19 (Кызласов Л.Р., 1969, рис. 32, 33); Тора-Тал-Арты, к. 4 (Нечаева Л.Г., 1966, рис. 5), Хемчик-Бом II, к. 15 (материалы СТЭАН) и Восточного Казахстана — Зевакино, к, 97. (Арсланова Ф.Х., 1972, табл. V, рис. 3), относимых к IX-X и VIII-IX вв. Наиболее вероятная дата для данной категории предметов, с учётом особенностей погребального обряда и комплексов вещей, в которых они находились — IX-X вв. н.э.
Удила и псалии. Найдены в шести могилах (мм. 1, 3, 4, 15, 32, 35 и возле м. 2). Псалии в комплексе с удилами обнаружены только в могилах 1, возле 2 и 15 — S-овидные, в могиле 4 — кольчатые. Они выполнены из железа. Все удила двусоставные и по окончаниям относятся к трем типам:
1. с восьмерковидными окончаниями — 4 экз. (мм. 2, 3, 15, 35; 32 — фрагмент одного звена). Они имеют перевитые (м. 15, 35) или гладкие стержни (м. 2, 3, 32), квадратные в сечении. У трёх экземпляров (м. 2, 3, 32, 35) в малые кольца «восьмёрок» вставлены дополнительные кольца для повода. У одного звена кольца «восьмёрок» расположены в одной плоскости, у второго — в разных, (рис. 9-3, 11-30, 40; 10-3, 8).
(25/26)
Рис. 8. Аймырлыг 2, «дружинное захоронение»: 1-6 — курган 4.
(26/27)
Рис. 9. Аймырлыг 2, «дружинное захоронение»: 1-3 — курган 3; 4 — между курган. 2 и 3; 5 — курган 37.
(27/28)
2. с однокольчатыми окончаниями — 1 экз. (м. 1). У них гладкие, квадратные в сечении стержни, (рис. 7-3)
3. с большими уплощенными подвижными кольцами (кольчатые псалии) — 1 экз. (м.4). Грызла удил — перевитые, круглые в сечении, (рис. 8-1).
Псалии — 3 экз. (м. 1, 2, 15) — обнаружены в комплексе с удилами. В м. 2, 15 с удилами — с восьмёрковидными окончаниями (1 тип), в м. 1 с однокольчатыми окончаниями (2 тип). Все экземпляры псалий — железные, скобчатые, S-овидные, уплощённые в сечении. Скобы у псалий из м. 15 утрачены, но имеются отверстия для них. Однако, скобы сохранились у псалий возле м. 2. Эти псалии при общей S-овидной форме имеют фигурные завершения обоих концов: верхний — в виде гребня (треугольный в сечении), нижний — трилистник с небольшими круглыми отверстиями (ромбовидный в сечении) (рис. 10-3). Несколько отличаются по завершению псалии возле м. 2 (рис. 11-40). Псалии вставлены в большие кольца «восьмерок», а сами удила не имеют дополнительных колец.
Более вероятна датировка удил с кольчатыми псалиями (3 тип) — IX-X вв., т.к. они найдены в одном комплексе с парой петельчатых стремян, относящихся к IX-X вв. (рис. 8-1).
Что касается датировки удил и удил с псалиями с восьмёрковидными окончаниями, то подобные удила были широко распространены в IX-X вв., особенно в среде енисейских кыргызов или других племён, находившихся под их влиянием. Территория их распространения совпадает с распространением стремян с прорезной подножкой. Удила с витыми стержнями и «восьмерковидными» окончаниями, вероятно, происходят от подобных удил с гладкими стержнями. Ближайшие аналогии им находятся в материалах Уйбатского чаа-таса (Евтюхова Л.А., 1939, с. 111-122).
Двукольчатые удила с пластинчатыми петлями на псалиях характерны для древних кыргызских могил бассейна р. Енисей (Левашова В.П., 1952, рис. 1, 36-38). Представленные на могильнике Аймырлыг 2 удила с восьмёрковидным завершением звеньев, а также удила с S-овидными псалиями несомненно относятся к IX-X вв. и, в данном случае, принадлежали енисейским кыргызам, захороненным по характерному для них обряду трупосожжения.
Аналогичные находки известны в Прииртышье — могильник Зевакино, к. 97 (Арсланова Ф.Х., 1972, с. 53-73).
В разрушенном погребении у Ново-Камышинки найдены подобные удила с дополнительными кольцами и с S-овидными псалиями со скобами (Арсланова Ф.Х., 1972, т. V , 9).
Однокольчатые удила — также имеют аналогии в материалах из кургана 97 могильника Зевакино в Прииртышье (Арсланова Ф.Х., 1972, с. 58; т. V, 6). Здесь имеется и точно такое же стремя (петельчатое, с прорезями на подножке).
Однокольчатые удила широко распространены и в предшествующее время (VII-VIII вв.), и ранее (в скифское время). Происходит смена псалий, которые постепенно усовершенствуются. Иногда имеются дополнительные кольца, продетые в кольца вместе с псалиями. При отсутствии псалий (м. 3, 32, 35) можно предположить, что они были изготовлены из кости, рога или даже дерева и сгорели в огне погребального костра. В м. 2 удила найдены вместе с S-овидными псалиями и с парой петельчатых стремян с прорезными подножками.
Несмотря на существование данного типа удил и в более ранние времена (Гаврилова А.А. 1965, рис. 16 — 1, 2; 4), представленные на Аймырлыге 2 удила следует относить к переходному типу — VIII-IX вв., т.е. к тому же периоду, когда существуют и удила с восьмёрковидными окончаниями звеньев.
Наиболее близкие аналогии предметам снаряжения верхового коня, в частности, удилам с большими внешними кольцами отмечены на территории Тувы в могильниках Эйлиг-Хем III, кург. 1 (Грач А.Д., Савинов Д.Г., Длужневская Г.В., 1998, с. 32) и Дагылганныг (раск. М.Х. Маннай-оола, 1967г.) и этот тип удил датируется концом X в.
Таким образом, эта категория вещей — удила и псалии — не противоречит датировке комплексов, в состав сопроводительного инвентаря которых они входят, — VIII-IX вв. Но погребения с трупосожжениями появляются вместе с кыргызами, проникшими за Саяны не ранее 840 г., а следовательно, комплекс предметов может быть отнесен к IX в. Удила с кольчатыми псалиями могли бы относится ко времени позднее X в., но они входят в комплексы IX-X вв. и, следовательно, сосуществуют с иными названными типами удил и псалий.
Предметы быта.
Топоры-тёсла — предметы, характерные для сопроводительного инвентаря погребений древнетюркского времени и весьма редкие для последующего периода — кыргызского господства южнее Саян. На могильнике Аймырлыг 2 найдено два экземпляра (м. 15, 31). Они имеют длину 8,5-10 см при ширине 4-4,5 см. У тесла из м. 15 (рис. 10-4) рабочий край прямой, у второго (из м.
(28/29)
Рис. 10. Аймырлыг 2, «дружинное захоронение»: 1-6 — курган 15; 7-12 — курган 35.
(29/30)
31 — рис. 11-29) — закруглённый. Оба они прямоугольные, слегка расширенные книзу, без отчетливо выраженных плечиков. Подобные были найдены в кургане 17 могильника Шанчиг (Кызласов И.Л. 1977, с. 11, 16) и в кургане 100 могильника Зевакино (Арсланова Ф.Х. 1972, т. IV, 17), датируемых IX-X вв. и VIII-IX вв.
Напильник (мусат). Найдено два экземпляра (м. 37 — рис. 11-35) и случайная находка у южной оконечности могильника при расчистке площади между могилами 19 и 18. Вероятно, случайно найденный мусат утерян создателями сооружений.
Оба предмета — железные, черешковые, двууступчатыё, т.е. точно такие, какие обычно находятся в комплексах IX-X вв. (Кызласов Л.Р. 1969, с. 105, табл. III, 46, рис. 38). Применяли их для заточки наконечников стрел, которые на могильнике Аймырлыг 2 найдены достаточно в большом количестве.
Ножи. Из бытовых предметов ножи наиболее частая находка. Они встречаются как в комплексах погребального, так и поминального характера. На «дружинном кладбище» могильника Аймырлыг 2 обнаружено семь экземпляров (более или менее целых): три экземпляра в могилах с кальцинированными костями человека (м. 3, 4, 13 рис. 9, 8) и четыре в поминальных сооружениях (м. 10, 25, 30, 44 рис. 11-10, 23, 19, 34). Ножи железные, небольшие по размерам. Подобные носили в сумочках-каптаргаках. Те экземпляры, у которых имеется переход от черешка к лезвию, относятся к двууступчатым, причем уступы обычно сглаженные, не ярко выраженные.
Больших боевых ножей среди находок на «кладбище» не обнаружено.
Наконечники стрел. В могилах «кладбища» могильника Аймырлыг 2 найдена серия железных черешковых наконечников стрел, которые можно распределить по группам согласно типологии Ю.С. Худякова (1975, с. 311-326):
— Группа I. Трёхлопастные наконечники.
Тип 1. С прямыми плечиками, без прорезей в лопастях — 1 экз. (м. 31). Вариацией этого типа можно считать наконечник из м. 32 — с уступчатыми плечиками (рис. 11-31).
Тип 2. С покатыми плечиками — 3 экземпляра.
С фигурными прорезями в лопастях — 1 экз. (м. 12) и 1 экз. (возле м. 37 рис. 11-5, 36); без прорезей, удлинённых пропорций — 1 экз. (м. 35).
Тип 5. Кунжутолистные. 1 экз. — в комплексе м. 25. (рис. 11-21).
— Группа II. Трёхпёрые наконечники.
Переходная форма от трехлопастных к трехгранным. К этой группе принадлежит основная часть наконечников, обнаруженных в могилах «дружинного кладбища» могильника Аймырлыг 2. Тип 8. Ассиметрично-ромбические — 5 экз. (мм. 12, 25, 37, рис.11-4, 6, 7, 22). Тип 9. С боевой головкой — 1 экз. (м. 4 — рис. 8-2).
— Группа III. Трёхгранные наконечники.
Тип 10. Монолитные, с остроугольной головкой, завершающейся упором — 2 экз. (мм. 4, 32 — рис. 8-3; 11-32).
— Группа IV. Четырёхгранные наконечники.
Тип 13а. С боевой головкой. В нижней части боевой головки имеются выемки. За исключением количества граней, сходен с типом 9 данной типологии (1 экз. — возле м. 37 -- рис. 11-37).
— Группа V. Плоские наконечники.
Тип. 16. Асимметрично-ромбические (4 экз. — мм. 6, 12, 31, 32 — рис. 11-1, 8, 28, 33).
По датировке, предложенной в используемой типологии, наконечники I и II групп относятся к IX-X вв. Наконечники III и IV групп имеют более широкую дату, и, наконец, V группа наконечников стрел наиболее широко известна из памятников XI-XII вв.
По поводу датировки V группы можно отметить, что XI-XII вв. — время наиболее широкого распространения их использования, хотя появляются они еще в конце I тыс. н.э., в IX-X вв. (Кызласов Л.Р. 1969, с. 98; Карцов В.Г. 1929, с. 49, т. IV, 43).
Из сопровождающего инвентаря нами остались не рассмотрены такие вещи, выполненные из железа, как: подквадратная в плане обойма с каннелюрами (из м. 2 — рис. 7-4), оковки сгоревших деревянных сосудов (мм. 23, 38 (?) — рис. 11-26), двойная оковка седла (м. 38 — рис. 11-38, 39). Все эти предметы не вносят какой-либо ясности в вопрос датировки, однако присутствие их в могилах енисейских кыргызов также отмечалось неоднократно, на других памятниках.
В рассматриваемом комплексе вещевого инвентаря из курганных сооружений «дружинного кладбища» могильника Аймырлыг 2 обращает на себя внимание серия художественных предметов, выполненных из цветного металла.
Серия художественных предметов: 1) бронзовые литые наременные наконечники, трапециевидной формы в сечении, с тремя шпеньками на тыльной стороне для прикрепления к ремню (мм. 6, 14 — рис. 11-16), с фигурно-скобчатыми завершениями — в виде выемки сверху и
(30/31)
Рис. 11 Аймырлыг 2, «дружинное захоронение». Сопроводительный инвентарь в могильниках: 1, 2 — м. 6; 3 — м. 10; 4-10 м. 12; 11 — м. 13; 12-15 м. 14; 16 — м. 20; 17 — м. 23; 18 — возле м. 27; 19 — м. 30; 20 — между мм. 31 и 32; 21-26 — м. 25; 27-29 — м. 31; 30-33 — м. 32; 34 — м. 44; 35 — м. 37; 36, 37 — возле м. 37; 38, 39 — м. 38; 40 — возле м. 2.
(31/32)
выступа снизу; 2) бронзовая литая бляшка от уздечного набора, с усечённо-пирамидальным выступом в центре, с фигурно-скобчатыми краями, трапециевидной в сечении формы (м. 14 — рис. 11-12) и 3) имеющие отношение к последней (мог. 14) — бронзовые литые бляхи-распределители (тройчатки) с полусферическим выступом в центре, украшенным скобками, с фестончатым оформлением лопастей (рис. 11-14, 15); 4) фрагменты зеркал (м. 14) — бронзовое, с фестончатым завершением (рис. 11-13) и из белого металла (возле м. 27) с рифлёными краями с изображением животных и рунических знаков (рис. 11-18; 12). Обломки зеркал являются, на наш взгляд, свидетельством совершения специального ритуала, характерного для енисейских кыргызов в IX-X вв. (Овчинникова Б.Б., 1990, с. 64.).
Художественные бронзы не находят себе прямых аналогов в известных нам материалах, в тоже время в оформлении их имеются детали (формы, фигурно-скобчатые завершения частей предмета, сечение, шпеньки, не выходящие на поверхность), характерные для изделий середины IX-X вв. (Кызласова И.Л. 1977, с. 11).
Проведенный сравнительно-типологический анализ погребального обряда и предметов сопроводительного инвентаря из курганов «дружинного кладбища» могильника Аймырлыг 2 позволяет высказать предположение о времени сооружения данного объекта.
Время сооружения «дружинного кладбища» можно определить по наличию ряда элементов, связанных с культурой енисейских кыргызов IX-X вв. — витые удила с восьмёркообразным окончанием звеньев, «S»-видные псалии, стремена с выделенной пластиной, фигурное оформление концов псалий и пластин на стременах, прорезные подножки у стремян, трёхпёрые наконечники стрел, детали сбруйных и наборных поясов, «Т»-видные тройники — распределители ремней, преимущественная система растительной орнаментации, наличие оковок и кантов от сёдел. По всем этим данным датировка аймырлыгских курганов может быть определена IX-X веками. Однако, присутствие комплекса-«клада» и анализ его предметного комплекса несколько уточняют дату совершения захоронения на «дружинном кладбище» могильника Аймырлыг 2.
Рис. 12. Аймырлыг 2, «дружинное захоронение»: курган 27 — зеркала фрагмент.
|