● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

B.C. Ольховский. Монументальная скульптура населения западной части евразийских степей эпохи раннего железа. М.: 2005. B.C. Ольховский

Монументальная скульптура
населения западной части евразийских степей
эпохи раннего железа.

// М.: 2005. 300 с. ISBN 5-02-010271-7

Скачать файл: .pdf, 118,5 Мб.

 

аннотация: ]

В монографии исследуется монументальная скульптура населения евразийских степей (киммерийцев, скифов, сарматов). В ней рассмотрены все известные к настоящему времени изваяния этих культур, приведены их исчерпывакяций анализ и интерпретация по предложенной автором методике. Результатом работы стали интересные и оригинальные выводы историко-культурного характера.

Для археологов, историков, специалистов в области материальной культуры.

 

Оглавление

 

От редакторов. [ М.Г. Мошкова, Е.А. Попова ] — 3

Введение. — 5

 

Глава I.

Монументальная скульптура как предмет историко-культурного анализа. — 8

Современное состояние проблемы и перспективы её изучения. — 8

Потенциальная информативность памятников монументальной скульптуры. — 9

Изваяние как знаковая информационная система: теоретическая модель. — 12

Скульптура как объект искусствоведческого анализа (понятийно-терминологический аспект). — 13

 

Глава II.

Изваяние как археологический источник (методико-практический аспект). — 15

Методика практического изучения древней скульптуры. — 15

Информационная модель изваяния. — 16

Хронологическая и этнокультурная атрибуция памятников древней скульптуры. — 17

 

Глава III.

«Киммерийские» изваяния западной части евразийских степей. — 18

Историографический очерк. — 18

«Киммерийские» стелы: характеристика источников. — 30

Технология изготовления «киммерийских» стел. — 48

Морфология и иконография «киммерийских» стел. — 53

Параметры «киммерийских» стел. — 56

Предметный репертуар изображений на «киммерийских» стелах. — 57

Функция и семантика «киммерийских» стел. — 77

К проблеме генезиса и хронологии «киммерийских» стел. — 92

 

Глава IV.

Скифские изваяния причерноморско-кавказского региона (проблемы генезиса, функции и семантики). — 94

Историографический очерк. — 94

Скифская скульптура: характеристика источников, территориально-хронологическое распределение. — 102

Технология, морфология и иконография скифских изваяний. — 109

Предметный репертуар изображений скифских изваяний. — 112

Функция и семантика скифской скульптуры. — 114

К проблеме генезиса и эволюции скифской скульптуры. — 117

 

Глава V.

Изваяния кочевников урало-казахстанских степей эпохи раннего железа. — 131

Источники, историография, территориально-хронологическое распределение памятников. — 131

Технология, морфология и иконография «сарматских» изваяний. — 138

Предметный репертуар изображений «сарматских» изваяний. — 144

Функции и семантика «сарматской» скульптуры. — 145

К проблеме генезиса и эволюции «сарматской» скульптуры западной части евразийских степей. — 148

 

Заключение. — 152

Иллюстрации [1-156]. — 155

Литература и архивные материалы. — 283

Список сокращений. — 296

 


 

От редакторов.   ^

 

Предлагаемая вниманию читателя монография представляет собой рукопись докторской диссертации B.C. Ольховского, успешно защищённой им в 2001 г. Работа была задумана автором как основа трёх отдельных исследований. К сожалению, трагическая гибель не позволила ему осуществить этот замысел.

 

B.C. Ольховский был единственным учёным, серьёзно занимавшимся изучением изваяний евразийских степей раннего железного века. Им собран и проанализирован большой материал, сделаны интересные выводы относительно самых разных аспектов — от технологии изготовления до семантики памятников. Кроме того, B.C. Ольховский предложил методические разработки по исследованию подобных объектов.

 

Мемориальный характер данного издания обязывал нас относиться к авторскому тексту особенно бережно. Именно этим мы и руководствовались, готовя его к печати. Диссертационная работа по своим задачам предполагает обобщение предыдущих публикаций, поэтому B.C. Ольховский включил в неё разделы, основанные на вышедших в свет статьях и монографии. В особенности это касается главы, посвященной скифским изваяниям. В диссертацию вошла значительная часть монографии «Скифские изваяния VII-III вв. до н.э.», изданной в 1994 г. Однако, как писал сам автор, в ней не рассматривались проблемы генезиса, функции и семантики скифских изваяний, а в диссертации этому уделено особое внимание.

 

Мы сочли целесообразным сократить главу о скифских изваяниях, изъяв части, полностью совпадающие с текстом монографии, и оставили разделы, касающиеся указанных проблем. Поэтому к названию главы о скифских изваяниях добавлен подзаголовок, отражающий суть её тематической направленности.

 

Диссертационная работа по сравнению с монографией 1994 г. отличалась ещё и тем, что в ней было учтено большее количество памятников. Это не привело к принципиальным изменениям концептуального характера, но нам показалось необходимым сохранить для публикации текст, отражающий разницу в количестве изваяний, и, в особенности, статистические таблицы, иллюстрирующие различные аспекты исследования изваяний.

 

Включенные новые изваяния не были подробно описаны автором в диссертационной работе, поэтому для наглядности в разделе, где даётся распределение скифских изваяний по территориальным группам, мы приводим дополнительно, помимо карт (ил. 62, 63), на которых они обозначены, перечисление памятников, не вошедших в монографию. В тех случаях, когда в текст диссертации, совпадающий с текстом монографии, были вставлены сведения о некоторых новых памятниках, эти фрагменты помещены в наш импровизированный каталог.

 

Изменения коснулись ещё некоторых частей диссертации, а именно теоретических глав, посвящённых методике изучения изваяний. Для удобства восприятия читателем содержания работы мы позволили себе сократить упомянутые разделы, сняв излишне загромождающие её пространные пассажи о современных взглядах на культуру и искусство вообще и определения искусствоведческих терминов, не касающихся непосредственно объекта исследования. Здесь оставлены основные положения методики искусствоведческого анализа изваяний (глава I) и методическая разработка, предложенная B.C. Ольховским для археологического исследования (формализованного анализа и т.д.) памятников монументальной скульптуры (глава II). Последняя публикуется в основном по тексту автореферата, где она изложена более сжато и чётко.

 

Главы, посвященные «киммерийским» и «сарматским» изваяниям, представляют собой самостоятельные исследования, в которых B.C. Ольховский впервые обобщил имеющиеся материалы. В них содержится тщательный анализ и всесторонняя интерпретация памятников. Эти части диссертации публикуются без изменений.

(3/4)

 

Одним из безусловных и чрезвычайно важных достоинств работы является очень высокое качество иллюстраций, позволяющих получить полное и наглядное представление о внешнем виде памятников и всех имеющихся на них изображениях. Это обстоятельство открывает в перспективе большие возможности будущим исследователям для работы с данным материалом.

 

Публикуемое сочинение B.C. Ольховского, несомненно, представляет большой вклад в историческую науку, поскольку содержит новые оригинальные концепции генезиса и эволюции монументальной скульптуры евразийских кочевников. Оно свидетельствует о большом научном потенциале, которым обладал автор, но, к несчастью, не успел реализовать его в полной мере. Выпускаемая в свет монография — дань уважения коллег, друзей и близких Валерию Сергеевичу Ольховскому — учёному, оставившему заметный след в науке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки