главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Проблемы исследования каменного века Евразии (к 100-летию открытия палеолита на Енисее). Тезисы докладов Краевой конференции (12-18 сентября 1984 г.). Красноярск: 1984. T.B. Николаева, Б.Н. Пяткин

Петроглифы: методы датировки, вопросы семантики.

// Проблемы исследования каменного века Евразии. Красноярск: 1984. С. 174-175.

 

1. Всякая наука базируется на чётко сформулированных методологических принципах с применением специфических методических приемов исследования. Наиболее распространенный метод — экстраполяция, распространение известного на неизвестное, способ, позволяющий соотнести две противоположные процедуры: отожествление и различие. При движении от исходного известного объекта знания к последующему имеется какое-то промежуточное звено, особая логическая структура — метод познания.

 

2. Методика изучения наскальных рисунков разработана достаточно фундировано. Процедура исследования строится таким образом, чтобы в первую очередь ответить на три вопроса: как наносились рисунки, когда и зачем?

 

3. Время создания рисунков определяется последовательным анализом с помощью графиков тенденций на уровне мотива, матричным анализом на уровне образа, стилистическим анализом с индексацией групп, сопоставлением с художественными изделиями из закрытых комплексов, анализом палимпсестов. 

(174/175)

 

4. Употребление простейших описательных терминов при анализе петроглифов предполагает использование их в определённой смысловой нагрузке, исключающей возможность трактовки предмета в различных смысловых ситуациях. С этой целью вводятся определения мотива, образа, композиции, сюжета и т.д.

 

5. Специфический источник изобразительного искусства — рисунки на плитах курганов. Предполагается: а) рисунки наносились в момент создания погребального комплекса; б) изображения на открытых частях конструкций появились в более позднее время; в) вторичное иепользование плит с рисунками в рамках одной культуры или предшествующих эпох в качестве строительного материала.

 

6. Наскальные рисунки — знаковая культура с утраченными смысловыми значениями. Принцип приблизительного истолкования базируется на экстраполяции, в первую очередь, этнографических данных с последующим проецированием на петроглифы. Удовлетворительные результаты могут быть получены только при анализе близких сюжетов, при условии определения возможности сопоставления различных систем мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки