● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.К. НефёдкинПод знаменем дракона.Военное дело сарматов во II в. до н.э. — V в. н.э.// СПб: 2004. 208 с. ISBN 5-85803-261-3 («Militaria Antiqua». V)
[ аннотация: ] Настоящее издание в научно-популярной форме рассматривает военное дело сарматов — кочевников, живших в последние века до нашей эры и первые века нашей эры в степях Восточной Европы и западной части. Азии. В книге затронуты различные аспекты военной культуры номадов: вооружение, тактика, стратегия, способы комплектования и организация войска и т.д. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей военного искусства древности.
Оглавление
Введение. — 5
Глава I. Хронология военно-политической истории сарматов. — 7Глава II. Сарматы глазами античных авторов. — 13Глава III. Вооружение. — 25Защитное вооружение. — 25Наступательное оружие. — 49Глава IV. Войско. — 69Глава V. Сарматы на войне. — 82Ведение войны. — 82Приступ и оборона. — 95На воде. — 98В походе. — 101В бою. — 104Глава VI. Трубы и штандарты. — 137Глава VII. Конь — боевой соратник воина. — 145
Заключение. — 158Список использованной и рекомендуемой литературы. — 169Список сокращений. — 183Summary. — 184Об авторе. — 187
Посвящается моей дорогой тёте Кире. Введение. ^
Хронологические рамки работы охватывают период со II в. до н.э., когда сарматские племена вышли на международную арену античного мира, по V в. н.э., когда аланы и сарматы исчезли со страниц произведений европейских авторов. Аланы остались к тому времени лишь как относительно небольшие этносы в Венгрии, в Крыму, на Дону и на Северном Кавказе. В процессе работы над книгой из-за скудости информации приходилось привлекать материал как более ранний, так и более поздний (VI в.), что служило своеобразной базой для сравнений и сопоставлений. Аланов и сарматов целесообразно рассматривать вместе, поскольку эти два этноса являлись частью сарматских племён и имели единый культурно-хозяйственный тип, а следовательно, и военное дело. В поздней античности аланами зачастую именовали различные сарматские этносы.
Для нашей темы наибольшую значимость имеют свидетельства поэта П. Овидия Назона (43 до н.э. — около 18 н.э.), историков Корнелия Тацита (около 55- около 120), Флавия Арриана (около 89 — после 169/170), Диона Кассия Коккеяна (около 160 — около 235), Аммиана Марцеллина (около 330 — около 400) и сатирика Лукиана (около 120 — около 190). В сохранившихся источниках эволюция военного дела сарматов прослеживается плохо, хотя на самом деле она, естественно, происходила. Античные авторы просто фиксируют состояние военного дела в данный конкретный момент, описываемый в сочинении. С другой стороны, археология наглядно иллюстрирует развитие вооружения, связанное с изменениями в различных сферах военного дела. Учитывая консерватизм кочевого общества, позволительно полагать, что основные черты военной культуры, которые можно назвать общекочевыми, повидимому, остались без особых изменений. Военное дело зависит, в первую очередь, от социального устройства общества, а оно, со своей стороны, базируется на экономике, зависящей от экологической системы, поэтому для реконструкции малоизвестных или совсем неизвестных деталей военной системы представляется вполне обоснованным обращаться к сведениям о других степных народах Евразии.
За помощь в данной работе мне хотелось бы поблагодарить доктора ист. наук А.В. Симоненко, доктора ист. наук М.Б. Щукина и кандидатов ист. наук B.А. Горончаровского, В. Кульчар, В.П. Никонорова, C.М. Перевалова, П.В. Шувалова, С.А. Яценко, а также В.Б. Павлова и Д.А. Скобелева.
наверх |