главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. Материалы всероссийской научной конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения Александра Даниловича Грача. СПб: «Культ-информ-пресс». 1998. В.И. Молодин

Замёрзшие погребальные комплексы Сибири и глобальное потепление климата. Вероятные последствия.

// Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург. Материалы всероссийской научной конференции, посвящённой 70-летию со дня рождения Александра Даниловича Грача. СПб: Культ-информ-пресс. 1998. С. 156-158.

 

Открытие и исследование в Южной Сибири погребальных комплексов с мерзлотой обогатили науку уникальными данными, позволяющими на принципиально новом уровне производить историко-культурные реконструкции. В захоронениях со льдом были обнаружены не только замечательные, высокохудожественные предметы из дерева, ткани, войлока, кожи, по праву вошедшие в сокровищницу мирового искусства, но и осуществлены поистине уникальные наблюдения, по существу этнографического толка, позволяющие на принципиально ином уровне интерпретировать не только нюансы погребального обряда, но и другие стороны социальной и хозяйственной деятельности носителей культуры (см., например, Грязнов 1950; Руденко 1953).

 

Однако изучение замёрзших захоронений не только дало в руки учёных колоссальные интерпретационные возможности, но и поставило перед ними комплекс проблем, связанных, прежде всего, с разработкой современной полевой и камеральной методики, реставрацией и консервацией органических остатков и биологических объектов, извлечением максимально исчерпывающей информации на уровне мультидисциплинарного подхода; а также с решением ряда этнических вопросов, особо обострившихся в регионе в связи с известными политическими событиями в стране.

 

Александр Данилович Грач относится к той группе исследователей, которым пришлось на себе испытать всю сложность работы с замёрзшими погребальными комплексами в Туве, где им и его коллегами из Тувинской экспедиции были безукоризненно исследованы погребения саглынской культуры эпохи раннего железного века (Грач 1980). Полученные методические разработки, введённые в научный оборот (Там же: 18-19), используются в современных исследованиях подобных объектов.

 

Изыскания последних лет, проведённые силами двух археологических отрядов Института археологии и этнографии СО РАН на плоскогорье Укок в южной части Горного Алтая (Республика Алтай, Россия), дали существенные результаты в плане изучения погребальных комплексов пазырыкской культуры, замечательные прежде всего открытием нескольких курганов с мерзлотой. Так, Н.В. Полосьмак обнаружены и исследованы курганы со льдом на памятниках Ак-Алаха-1, Ак-Алаха-3 и Ак-Алаха-5 (курган №1) (см., например: Полосьмак 1996), В.И. Молодиным — курганы №1, 2, 3 памятника Верх-Кальджин-II (Молодин 1996; Molodin 1996).

 

Естественно, что одной из главных сопутствующих задач, стоящих перед отрядами, было решение проблемы образования мерзлотных линз в погребальных камерах, которая в условиях Укока (да и в целом Алтая) решается далеко не так просто, как её интерпретировали наши предшественники, исследовавшие замёрзшие памятники в условиях Алтайской горной страны. С этой целью на Укоке были начаты специальные геофизические исследования, результаты которых будут опубликованы в ближайшее время.

(156/157)

 

К сожалению, в настоящее время все научные исследования на плоскогорье запрещены. Сделано это исключительно в угоду националистическим амбициям с целью «сохранения археологических памятников для потомков»; последние, по мнению инициаторов этого деяния, будут вооружены такой совершенной техникой, которая позволит эффективно исследовать памятник, не разрушая его. Необходимо подчеркнуть, что ни один предмет, полученный при раскопках пазырыкских памятников на Укоке, не только не утрачен, но и в настоящее время надёжно законсервирован, а в значительной степени уже и отреставрирован. При изучении всех этих материалов и биологических объектов в том числе, применяется мультидисциплинарный подход, для осуществления которого в Сибирском Отделении Российской Академии наук созданы самые благоприятные условия.

 

Не собираясь далее обсуждать здесь эту непростую проблему, хочу поделиться своими опасениями, касающимися существа вопроса, а именно — сохранения для человечества бесценных сокровищ пазырыкских курганов с мерзлотой.

 

Готовясь в 1990 г. к реализации советско-японской программы «Пазырык», я объехал и осмотрел практически все известные в Горном Алтае большие курганы пазырыкской культуры, где теоретически может быть мерзлота. До нашего времени сохранились несколько десятков таких объектов, основная часть которых сконцентрирована в центре Алтая, в Онгудайском районе, где уже проводили исследования М.П. Грязнов, С.В. Киселёв и С.И. Руденко. Именно здесь, в долине р. Каракол, находится сосредоточение гигантских усыпальниц, принадлежавших, возможно, пазырыкским «царям» или, говоря точнее, социально значимым членам этого сообщества. Здесь имеют место конструкции, которые по своим параметрам превосходят раскопанные курганы Пазырыкского, Башадарского и других могильников. Современное состояние этих памятников оставляет желать лучшего. С них снимается камень для строительных работ, в насыпях курганов устраивают свалки и скотомогильники. Тем не менее, попытка провести исследование одного из таких курганов в урочище Соору неподалеку от хорошо известного Башадара с последующей музеефикацией всего комплекса в Горно-Алтайске вызвала активный протест определённых кругов алтайской интеллигенции и настроенных соответствующим образом жителей села Кулада.

 

Представим себе маловероятное — к этим, действительно уникальным историческим объектам, будет проявлен государственный подход — их не будут разбирать на опоры для мостов и кошары, их очистят от свалок, и в таком виде они будут дожидаться исследователя XXI, а, может быть, и XXII века, который начнет изучать их при помощи неведомой машины. Однако даже в таком случае, как это ни парадоксально, замёрзшим конструкциям, а, следовательно, всему уникальному набору хранящихся там предметов по-прежнему угрожает серьёзная опасность.

 

Речь идёт о глобальном потеплении климата на нашей планете, которое уже началось. Более того, проведённые исследования показывают, что есть все основания предполагать возможность значительного потепления климата при увеличении концентрации парниковых газов в атмосфере Земли (Балобаев 1997: 90). Как на этот процесс отреагирует мерзлота? Государства, территории которых расположены в зоне высоких широт, весьма обеспокоены этой проблемой. Изучением вероятных последствий потепления на планете занимаются научные коллективы разных стран и России в том числе.

 

Позволю себе привести лишь несколько примеров, касающихся поставленной в данной статье проблемы. Так, по данным С.Е. Гречищева, глобальное потепление климата приведёт в зоне вечной мерзлоты к изменению теплообмена на земной поверхности и в результате к сдвижке физико-химического равновесия во всей толще многолетне-мёрзлых пород (Гречищев 1997: 59). По некоторым данным, площадь вечной мерзлоты в России сократится более чем вдвое (Anisimov 1989: 285-293). В ближайшие 25 лет, т.е. к

(157/158)

2025 году, полное оттаивание вечной мерзлоты, со всеми вытекающими отсюда последствиями, ожидается в зоне шириной порядка 100 км (Гречищев 1997: 65). Исследователи подчёркивают, что неприятной особенностью глобального потепления является ещё и то, что оно будет происходить очень быстро. Ожидаемый темп изменения температуры на 4-5° за 100 лет может привести к катастрофическим катаклизмам (Балобаев 1997: 88). Нетрудно представить себе, что в таком случае может произойти со значительным количеством замёрзших курганов — мерзлота в них растает, а всё хранившиеся в погребениях более двух тысяч лет уникальные предметы просто погибнут.

 

Важно подчеркнуть, что подобное явление, когда мерзлота первоначально была в погребальной камере, а затем в силу определённых обстоятельств лёд растаял и большинство предметов оказалось утраченными, мы имели возможность воочию наблюдать при раскопках на Укоке. Так, курган №1 памятника Верх-Кальджин-I явился наглядным примером влияния имеющего место потепления. С его раскопками мы опоздали, по-видимому, на несколько лет, поскольку в срубе, где лежал человек, лёд растаял полностью. В результате до нас дошли лишь отдельные деревянные предметы. О том, что лёд был в камере, наглядно свидетельствует разорванное на куски деревянное блюдо — явление, неоднократно зафиксированное в камерах со льдом. Об этом же говорит замёрзший костяк лошади рядом со срубом, на котором частично сохранилась шерсть, и, по-видимому, почти все предметы из дерева (украшения узды, псалии) и ткани (попона, подпружный ремень) (Молодин 1995: 292-293).

 

Мерзлота, несомненно, была и в кургане Кутургунтас, исследованном Н.В. Полосьмак. Об этом свидетельствуют чудом сохранившиеся деревянные украшения на костях лошади и слои промороженной почвы в заполнении погребальной камеры (Полосьмак 1994). Ясны и причины, в результате которых разморозились именно эти курганы. Они заключаются в характере почвы (аллювиальный песок на Кутургунтасе), солнечной экспозиции и небольшой глубине могилы на Верх-Кальджине-1).

 

Из всего сказанного следует очень серьёзный вывод: запрещение раскопок потенциально замёрзших курганов пазырыкской культуры может нанести непоправимый ущерб науке и культуре. Мы рискуем потерять уникальный, совершенно невосполнимый пласт исторических и художественных ценностей, не говоря уже о бесценной научной информации, содержавшейся в подобных объектах. Хотелось бы надеяться, что реальную опасность этого явления осознают не только представители общественности, по понятным причинам негативно относящиеся к археологическим исследованиям "не своих археологов" на территории Горного Алтая, но и руководители Республики, да и в целом России, от которых во многом зависит разработка необходимой программы для производства по существу охранных раскопок на памятниках с мерзлотой.

 


 

Балобаев В.Т. 1997. Глобальные изменения климата земли и мерзлота. // Наука и образование. 2 (6). Якутск.

Грач А.Д. 1980. Древние кочевники в центре Азии. М.

Гречищев С.Е. 1997. Прогноз оттаивания и распределения вечной мерзлоты и изменения криогенного растрескивания грунтов на территории России при потеплении климата. // Криосфера Земли. Т. I. №1.

Грязнов М.П. 1950. Первый Пазырыкский курган. Л.

Молодин В.И. 1995. Исследования кургана с мерзлотой могильника Верх-Кальджин-II. // АО 1994 г. М.

Молодин В.И. 1996. Исследование в Горном Алтае и Барабе. // АО 1995 г. М.

Полосьмак Н.В. 1994. Стерегущие золото грифы. Новосибирск.

Полосьмак Н.В. 1996. Погребение знатной пазырыкской женщины. // ВДИ. №4.

Руденко С.И. 1953. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М., Л.

Anisimov O.A. 1989. Changing Climate and Permafrost Distribution in the Soviet Arctic. // Physical Geography. 10 (3).

Molodin V. Un kourgane gele d'Epoque Scythe dans le Sud-ouest de Г Altai. // Dossiers d'Archeologie. №212. Paris.

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки