● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.И. Мартынов. Ягуня. Кемерово: КГПИ. 1973. А.И. Мартынов

Ягуня.

Известия лаборатории археологических исследований (Учебное пособие).

// Кемерово: КГПИ. 1973. 320 с.

 

Оглавление

 

Введение. — 3

 

Глава I. Изучение тагарской культуры в Ачинско-Мариинской лесостепи. — 6

Глава II. Раскопки. — 13

Глава III. Курганы. — 143

Глава IV. Обряд погребения и мировоззрение людей Тагарской культуры. — 158

Глава V. Инвентарь. —182

§1 Изделия из бронзы и кости. — 182

[ 1. Оружие. — 183 ]

[ 2. Орудия труда. — 191 ]

[ 3. Украшения. — 195 ]

§2. Глиняная посуда и её изготовление. — 198

§3. Ткани, кожа, одежда. — 211

Глава VI. Хронология. — 220

Глава VII. К вопросу о тагарском обществе. — 224

Глава VIII. Лесостепной район тагарской культуры. —231

 

Приложения. — 237

[ А.И. Мартынов, А.М. Кулемзин, Э.И. Биглер. Тагарские курганы и отдельные находки тагарских бронзовых предметов в Ачинско-Мариинском лесостепном районе. — 239-245 ]

[ Литература. — 246-249 ]

[ Принятые сокращения. — 250 ]

[ Таблицы 1-67. — 251-317 ]

 


 

Введение.^

 

Эта книга посвящена одному из интереснейших памятников тагарской культуры I тысячелетия до н.э. Ягуня — это небольшая речушка, протекающая на северо-востоке Кемеровской области, почти на границе с Красноярским краем. Могильник расположен на её берегах. Раскопки памятника проводились в 1959-1960 гг. и были закончены в 1967 году. Двадцать пять тагарских курганов, исследованных на Ягуне, дали ценный вещественный материал, позволили провести интересные наблюдения за обрядом погребения и конструкцией погребальных сооружений, высказать мнения по хронологии и общественному строю людей, оставивших нам памятники тагарской культуры.

 

По тагарской культуре накоплено так много материалов, что трудно ожидать в результате раскопок чего-то принципиально нового или сенсационно интересного. Ведь накопление материалов по тагарской культуре идёт очень давно, оно теснейшим образом связано с историей сибирской археологии от начала её возникновения. Ещё на заре освоения Северной Азии русским народом, более 300 лет назад, пришедшие в Сибирь землепроходцы познакомились с курганами, которые в большинстве своём относились к I тысячелетию до н.э., к тагарской культуре. Неиссякаемое влечение к материалам тагарской культуры возникло, конечно, не случайно. Тагарские курганы «одаривали» раскапывавших их людей обилием различных бронзовых предметов, многие из которых представляли сами по себе большую художественную ценность. Не удивительно поэтому, что в XVIII в. Г.Ф. Миллер, а потом П.С. Паллас во время путешествия по Сибири скупали на рынках сибирских городов археологические предметы тагарской культуры. На протяжении, по крайней мере, трёх веков на тагарском археологическом материале росла сибирская археология. Интерес развивался вместе с накоплением материала. Со временем он вышел за пределы Сибири и даже России. В результате сейчас мы имеем колоссальную по количеству материалов коллекцию тагарских вещей, рассредоточенную почти по двум десяткам музеев страны и даже за её пределами, что само по себе свидетельствует о широком интересе к материалам этой культуры и о всестороннем стремлении использовать их для исторических выводов. Коллекции обширны, их даже

(3/4)

Рис. 1. План могильника Ягуня.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

трудно полностью сейчас учесть. Ясно, что они включают много тысяч бронзовых предметов тагарской культуры.

 

Приступая к исследованию могильника Ягуня, я чётко осознавал всю трудность своего положения, не ждал никаких сенсационных открытий, но считал эти раскопки делом весьма нужным. Значение этого могильника, на мой взгляд, определяется рядом обстоятельств. И прежде всего тем, что он расположен в малоисследованном археологически районе, лежащем к северу-западу от хорошо известной археологам Хакасско-Минусинской котловины, в Ачинско-Мариинской лесостепи. Тагарские курганы этого района внешне не похожи на минусинские; они не имеют оградок из камней и не обставлены каменными столбами по краям. Это обычные земляные насыпи. Могильник Ягуня является типичным памятником Ачинско-Мариинского лесостепного района и поэтому может в какой-то степени служить основанием для характеристики этого района тагарской культуры.

 

Первые же раскопанные курганы показали, что могильник стоит затраченных на него трудов: большинство курганов на Ягуне не ограблено. Курганы Ачинско-Мариинского района, лежащие на периферии «Сибирской Атлантиды», видимо, не возбуждали алчность сибирских бугровщиков и не манили так к себе учёных, как курганы Хакасско-Минусинской котловины. В прошлом, как бугровников [бугровщиков], так и учёных, пожалуй, в одинаковой степени влекло в первую очередь к выразительным курганам Хакасско-Минусинских степей, которые и отыскивать-то не надо; они расположены почти всюду, далеко видны в открытой степной местности. Хакасско-Минусинская котловина, как обильная нива, дала в своё время по-

(4/5)

трясающе много археологии и, пожалуй, больше всего материалов по тагарской культуре. Среди сибирских степных массивов она является истинным археологическим Эльдорадо. Не удивительно поэтому, что за последний век внимание археологов было сконцентрировано на исследовании памятников Минусинской котловины и других, богатых археологическими памятниками районов, как, например, Алтай, Верховья Иртыша, Прибайкалье.

 

В результате этих исследований советская археологическая наука вплотную подошла к решению наиболее важных исторических проблем — таких, как расселение древних народов на территории Южной Сибири, распространение отдельных археологических культур и определение места этих культур в формировании современного коренного населения Северной Азии. Важное место в решении этих вопросов занимают материалы тагарской культуры. Здесь, очевидно, мы уже вплотную подошли к тому рубежу, когда, раскапывая тагарские курганы в Хакасско-Минусинской степи, невозможно получить принципиально новые материалы. Эти новые материалы по тагарской культуре ещё можно найти за пределами Хакасско-Минусинской котловины. Таким районом сейчас и является Ачинско-Мариинская лесостепь.

 

Задача данной книги — ознакомить с новыми археологическими материалами по тагарской культуре и сделать только те выводы, которые позволяет приведённый здесь материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки