Д.А. Мачинский
Скифия — Россия.
Узловые события и сквозные проблемы.
/ В 2-х томах. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха. 2018.
616 c. (Том I) + 496 c. (Том II). ISBN 978-5-89059-7
Науч.ред. В.Т. Мусбахова.
[ общая аннотация к обоим томам: ]
Дмитрий Алексеевич Мачинский (1937-2012) — видный отечественный историк и археолог, многолетний сотрудник Эрмитажа, проникновенный толкователь русской истории и литературы. Вся его многогранная деятельность учёного подчинялась главной задаче — исследованию исторического контекста вычленения славянской общности, особенностей формирования этносоциума «русь» и процессов, приведших к образованию первого Русского государства. Полем его исследования были все наиболее яркие явления предыстории России, от майкопской культуры и памятников Хакасско-Минусинской котловины (IV-III тыс. до н.э.), включая скифскую эпоху, раннеколонизационный период освоения греками Северного Причерноморья и греко-скифские контакты, до варварского мира Европы первых веков новой эры. Эти процессы Д.А. Мачинский воспринимал как прорастание будущего «древа России». Свои наиболее важные статьи Д.А. Мачинский собирался объединить в книгу. В настоящем издании трудов предпринимается попытка осуществить это намерение автора.
Д.А. Мачинский
Скифия — Россия.
Узловые события и сквозные проблемы. I. ^
/ В 2-х томах. Том 1. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха. 2018. 616 с.
ISBN 978-5-89059-7 (общий); ISBN 978-5-89059-334-4
Содержание
В.Т. Мусбахова. Введение.
I. «Древо России» Д.А. Мачинского. — 5
Д.А. Мачинский. Древо России. — 10
II. Научное наследие Д.А. Мачинского. — 25
В.Ю. Зуев, М.Б. Щукин, Г.С. Лебедев. К научному портрету Д.А. Мачинского. — 25
Древние сакральные пути. Эгеида и Скифия.
Об образном строе серебряных и золотых художественных изделий из Майкопского кургана. — 43
Уникальный сакральный центр III — середины I тысячелетия до нашей эры в Хакасско-Минусинской котловине. — 91
Ещё раз о древнейшем сакральном пути Евразии, о соотношении афанасьевской культуры и стел с «трёхглазыми ликами». — 129
Страна аримаспов, простор ариев и «скифские» зеркала с бортиком. — 145
«Ось мировой истории» Карла Ясперса и религиозная жизнь степной Скифии в IX-VII веках до нашей эры. — 167
Город Феаков на острове Схерия в «Одиссее» и город Акротири на острове Каллиста-Фера-Санторини. — 175
Остров Кирки и изображения на Келермесском ритоне, преддверье Аида и древнейшая греческая расписная керамика в Северном Причерноморье (по «Одиссее» и археологическим материалам). — 190
Время основания поселения Борисфен на острове Березань и древнейшие этапы освоения эллинами северных берегов Понта. — 227
О смысле изображений на Чертомлыцкой амфоре. — 239
Пектораль из Толстой могилы и великие женские божества Скифии. — 251
Скифия-Сарматия и проблема происхождения славян.
О времени первого активного выступления сарматов в Поднепровье по свидетельствам античных письменных источников. — 283
I. Скифы, исседоны и савроматы (VIII-V вв. до н.э.). — 284
II. Период активности ранних сарматов (IV в. до н.э. — первая половина II в. до н.э.). — 303
Некоторые проблемы этногеографии Восточноевропейских степей во II веке до нашей эры — I веке нашей эры. — 323
О местах обитания и направлениях движения славян в I-VII веках нашей эры по письменным и археологическим источникам. — 342
«Готский путь», плодороднейшие земли Oium и Вельбаркско-Черняховское поселение Лепесовка. — 379
Раздел I. Свидетельства о первоначальном «готском пути» и их достоверность. — 380
Раздел II. Путь в страну Oium и её локализация. — 384
Раздел III. Победа над спадами и продвижение в «крайнюю часть Скифии» у Чёрного моря (локализация и хронология). — 392
Раздел IV. Наконечник копья из Сушично и вельбаркские памятники Полесья. — 403
Раздел V. Вельбаркско-черняховское поселение Лепесовка и «чары черняховской культуры». — 411
О прародине славян в I-V веках и об этносоциуме русь/rōs в IX веке. Чрезвычайно развёрнутый комментарий к некоторым сообщениям «Баварского географа». — 432
I. «Баварский географ» о прародине словен. — 433
II. Иордан и Кассиодор о венетах, склавенах и антах и их прародине в IV в. — 435
III. Об истоках и территории корчакской (венето-славенской) культуры фазы 0 (IV в.). — 442
IV. О времени формирования и этнолингвистической атрибуции зарубинецко-поенештской культурной общности и собственно зарубинецкой культуры. — 451
V. Равеннский Аноним и ал-Мас’уди о прародине славен/словен. — 490
VI. Тацит о происхождении, прародине и расселении германцев. — 493
VII. Об источниках и времени получения сведений о восточных германцах и венетах в «Германии» Тацита. — 497
VIII. Тацит о венетах и их непосредственных соседях. — 503
IX. Прабалтийские и балтийские языки и соотнесенность с ними праславянского. — 520
X. Сообщения Плиния Старшего, Марина Тирского, Клавдия Птолемея, Маркиана Гераклейского и Аммиана Марцеллина о венедах, ставанах, нервах-неврах и аланах-сарматах (скифах). — 524
XI. Venethi-Στ(λ)αυανοί и соответствующие им археологические реалии. — 545
XII. Наиболее перспективная концепция происхождения славян и некоторые дискуссионные её стороны. — 563
Список сокращений. — 571
Библиография. — 572
|
Д.А. Мачинский
Скифия — Россия.
Узловые события и сквозные проблемы. II. ^
/ В 2-х томах. Том 2. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха. 2018. 496 с.
ISBN 978-5-89059-7 (общий); ISBN 978-5-89059-335-1
Содержание
Русское протогосударство и Ладога.
«Дунай» русского фольклора на фоне восточнославянской истории и мифологии. — 7
I. Дунай в общеславянской и ранней восточнославянской истории. — 10
II. Происхождение лексемы дунай по лингвистическим и историческим данным. — 18
III. Языческий обрядово-мифологический фон усвоения и распространения лексемы дунай. — 21
IV. «Дунай» в восточнославянском фольклоре. — 37
V. Исторические корни фольклорного «Дуная». — 60
VI. «Дунайский пласт» в фольклоре и обрядовой лексике восточных славян. — 69
Заключение. — 71
О времени и обстоятельствах первого появления славян на Северо-Западе Восточной Европы по данным письменных источников. — 76
Этносоциальные и этнокультурные процессы в Северной Руси (период зарождения древнерусской народности). — 95
Северная Русь, Русский Север и Старая Ладога в VIII-XI вв. — 125
Колбяги Русской Правды и приладожская курганная культура. — 146
О роли финноязычного населения бассейнов Волхова и великой в сложении этносоциума «русь» (VIII-XI вв.). — 163
Русско-шведский пра-Петербург. — 174
Сага О Хальвдане Сыне Эйстейна как источник по истории и географии Северной Руси и сопредельных областей в IХ-XI вв. — 187
I. Алаборг, Кракунес. — 188
II. Кирьялаботнар, Хлюнскогар, Клюфанданес. — 196
Северная Русь и саги о древних временах. — 204
Ладога — древнейшая столица Руси и её «ворота в Европу». — 231
Колбяги. — 266
Некоторые предпосылки, движущие силы и исторический контекст сложения Русского государства в середине VIII — середине XI в. — 285
Место действия. — 297
Предыстория Руси. — 301
Хронологические границы периода. — 320
Значение древнерусского летописания XI — начала XII в. для воссоздания начальной истории Руси. — 325
Этносоциум русь и возглавляемое им первое русское протогосударство со столицей в Ладоге/Альдейгье. — 330
Второе русское протогосударство со столицей в Невогарде/Рюриковом городке. — 344
О топониме Куйяба (Kūyābā) и русском хакане в середине X в. — 353
Титул хакан/каган и «знаки Рюриковичей». — 359
Второе русское протогосударство и прародина славян. — 364
Конструкция Русского государства, построенная на двуединстве Киева и Невогарда/Новгорода, и разрушение её в конце русо-варяжского периода. — 370
Эпилог. — 386
Рубеж эр как время, предопределяющее важнейшие параметры последующей истории европейства и славянства. — 388
Провиденциальные черты перечисленных событий и ситуаций для последующей истории славянства и Руси/России. — 394
Скифия-Россия, а не Россия-Евразия. — 410
Список сокращений. — 445
Библиография. — 446
Список работ Д.А. Мачинского. — 480
|
|
|