В.Г. Луконин
Древний и раннесредневековый Иран.
Очерки истории культуры.
// М.: ГРВЛ. 1987. 296 с.
Скачать файл: .pdf, 21,2 Мб.
Содержание
От составителей [Г.Е. Луконина, Е.В. Зеймаль]. — 5
Художественная культура древнего Востока. — 10
У истоков древнеиранского искусства. — 63
Сокровища искусства древнего Ирана, Кавказа, Средней Азии (временная выставка из собраний музеев СССР). — 90
Парфянская и сасанидская администрация. — 106
Надпись Нарсе в Пайкули и Бишапурский рельеф. — 156
Среднеперсидские надписи из Кара-тепе. — 231
Примечания. — 235
Сокращённые обозначения памятников, надписей и источников. — 280
Сокращения. — 280
Список цитируемой литературы. — 282
От составителей. ^
Название этой книги отражает не только её содержание, но и круг основных научных интересов В.Г. Луконина, более тридцати лет посвятившего исследованию культуры и искусства Ирана. Вошедшие в книгу очерки были написаны в разные годы, некоторые из них уже были напечатаны в виде статей или глав в других изданиях (иногда — в сокращенном по сравнению с этой книгой варианте), остальные ранее не издавались вообще или впервые публикуются на русском языке.
Работа «Художественная культура древнего Востока» (1983 г.), в сокращенном виде вошедшая в коллективную монографию «Художественная культура в докапиталистических формациях» <68>, [1] по своему содержанию несколько шире тематических рамок, определённых заглавием этой книги, — в ней рассматриваются общие закономерности и процесс формирования и развития художественной культуры древнего Востока в целом. Но исследование культуры и искусства древнего Ирана, их истоков и типологических особенностей (в частности, анализ «имперской» стадии художественной культуры Ахеменидской державы) занимает и в этой работе одно из центральных мест. Многие положения, высказанные В.Г. Лукониным в его предшествующих публикациях (и в том числе в книге «Искусство древнего Ирана» <14>), получили здесь более углублённое теоретическое осмысление на широком историко-культурном фоне всего древнего Востока.
Сложению и ранним этапам развития художественной культуры Ирана посвящён второй очерк — «У истоков древнеиранского искусства» (1982 г.), — ранее не
(5/6)
издававшийся. В нём широко использованы новые археологические материалы, а тематически он тесно связан со многими работами, не включёнными в это издание <7, 13, 14, 16, 45 и др.>.
В сравнительно небольшой работе «Сокровища искусства древнего Ирана, Кавказа, Средней Азии» (1971 г.), вышедшей отдельной брошюрой к временной выставке из собраний музеев СССР в Государственном Эрмитаже, В.Г. Лукониным были впервые изложены идеи, на базе которых впоследствии — уже в более полном виде, с более точными формулировками и с более детальной аргументацией — была создана его концепция развития культуры древнего Ирана.
Далее в сборник включены три работы разных лет, посвящённые культуре Ирана, а также его политической и социальной истории в парфянский и сасанидский периоды. Эта тематика с самых первых публикаций В.Г. Луконина занимала главное место в его исследованиях <2, 8, 15, 27, 34, 44>, всегда строившихся на комплексном использовании разных видов источников — надписей и скальных рельефов, археологических материалов и торевтики, глиптики и нумизматических данных, каждым из которых он не только владел активно и свободно, но и всегда заново осмысливал источниковедчески.
Очерк о парфянской и сасанидской администрации (1971 г.) был написан и опубликован <66> как глава в «The Cambridge History of Iran» и по-русски издается впервые. По своему содержанию он намного шире заглавия. В нем дано не просто описание административного и социального устройства парфянского и сасанидского Ирана, но и анализ как отдельных институтов, так и системы в целом в развитии и в неразрывной связи с переменами в культуре и в идеологии. Эта работа (как и не включённая в это издание глава в «Истории древнего мира» <65>) во многих отношениях подытоживает и суммирует то, что было сделано и самим В.Г. Лукониным, и другими исследователями до него по отдельным проблемам и частным вопросам. Следует подчеркнуть, что, как и в других работах В.Г. Луконина, это «суммирование» — не механическое соединение в одно целое разрозненных частей, не сводка данных, а всегда — результат творческого переосмысления всей совокупности материалов и тех выводов, к которым они приводят, часто дающего качественно новый итог.
В этом смысле показательна и другая работа —
(6/7)
«Надпись Нарсе в Пайкули и Бишапурский рельеф», частично опубликованная ранее как заключительная глава в книге «Иран в III веке. Новые материалы и опыт исторической реконструкции» <15>. В эту работу составители (при участии В.А. Лившица) включили хранившийся в научном архиве В.Г. Луконина новый перевод надписи Нарсе из Пайкули, выполненный в 1979-1980 гг., после публикации дополнительных блоков этой надписи X. Хумбахом, но до появления перевода П.О. Шэрвё (1983 г.). Надпись Нарсе из Пайкули —источник, над которым В.Г. Луконин продолжал работать более тридцати лет, многократно обращаясь как к наиболее трудным и плохо сохранившимся местам текста, так и к общеисторической интерпретации сведений этой надписи. И дело не только в плохой сохранности надписи. Её чтение требует не только блестящей лингвистической подготовки, оно невозможно и без детального понимания тех процессов, которые происходили в это время в Иране, — понимания, которое должно опираться на активное владение совокупностью всех остальных источников. Творческое начало проявляется не только в выдвижении новых идей, но и в умении пересматривать устаревшие точки зрения (и в первую очередь свои), если они приходят в противоречие с фактами, в умении отказываться от идей, которые некогда казались правильными, увлекали. Работа В.Г. Луконина над надписью из Пайкули — яркий пример именно такого творческого подхода, который был характерен и для других направлений в исследованиях В.Г. Луконина (в том числе и не нашедших полного отражения в этом издании). Такую же творческую эволюцию претерпела оценка личности Картира и его роли в истории Ирана III в. в работах В.Г. Луконина, прямо или косвенно затрагивающих эту тему <2, 8, 15, 27, 34, 44>. К этому вопросу он возвращается снова и в работе «Надпись Нарсе в Пайкули и Бишапурский рельеф».
В основе очерка «Хосров II и Анахита» — доклад, прочитанный В.Г. Лукониным в апреле 1979 г. на научной сессии в Государственном Эрмитаже, посвященной памяти Я.И. Смирнова. Эта ранее не публиковавшаяся работа, пожалуй, наиболее развёрнутое обращение В.Г. Луконина к позднему периоду в истории Сасанидов, к сложному и малоисследованному вопросу о взаимоотношениях зороастризма и христианства в Иране в это время, затрагивавшемуся и в других его работах <4, 64
(7/8)
и др.>. Наряду со сведениями письменных источников, глиптикой, торевтикой и другими материалами В.Г. Луконин широко использует в этой работе и «Шах-наме», оценке которого как источника по истории культуры посвящены его комментарии к переводу «Шах-наме» в серии «Литературные памятники» <42, 69>.
Завершают сборник две работы, очень различающиеся и по характеру, и по материалам, на которых они написаны, но тесно связанные тематически: обе они посвящены сасанидским завоеваниям на восточных границах Ирана. Статья «Среднеперсидские надписи из Кара-тепе» (1969 г.), несмотря на преимущественно публикационный характер, содержит подробные данные о других находках среднеперсидских надписей на территории СССР <40>, тесно примыкая к другой работе В.Г. Луконина (совместно с В.А. Лившицем), в которой исследованы среднеперсидские надписи на серебряных сосудах <28>.
Статья «Завоевания Сасанидов на Востоке и проблема кушанской абсолютной хронологии» (1969 г.), первоначально опубликованная в «Вестнике древней истории» <41>, содержит детальный анализ всех видов источников, освещающих кушано-сасанидскую проблематику, а её выводы — развёрнутое основание новой хронологии этих событий, предложенной и разработанной на нумизматическом материале в других работах В.Г. Луконина <33, 36, 37, 39, 53, 8, 9 и др.>.
Первоначально предполагалось включить в это издание и написанную в 1966 г. статью «Кушано-сасанидские монеты» <3б>, основные положения которой сохраняют своё значение и сейчас (равно как и хронология монет сасанидских кушаншахов, впервые выдвинутая в этой статье). Однако от этого намерения пришлось отказаться, так как статья нуждается в некоторой переработке с учётом прежде всего тех замечаний и поправок, которые были сделаны самим В.Г. Лукониным в его более поздних работах, а также тех новых материалов, которые появились за двадцать лет, прошедших после её написания.
В этой книге нашли отражение далеко не все темы и направления исследований В.Г. Луконина: здесь нет работ по нумизматике <38, 2, 8 и др.> и глиптике сасанидского Ирана <4, 21, 22, 26, 47, 54, 64 и др.>, а также по археологии древнего и сасанидского Ирана <56, 57, 58, 16 и др.>. Большое исследование по торевтике са-
(8/9)
санидского Ирана (совместно с К.В. Тревер <18>), как и некоторые другие работы <19, 20>, к моменту сдачи этой рукописи в издательство ещё находились ь печати, но их можно найти в списке опубликованных работ В.Г. Луконина (см. ниже с. 275-279), составленном В.Г. Шкодой.
Вместе с составителями в подготовке этой книги к печати принимали участие А.А. Иерусалимская и В.А. Лившиц, который в частности, взял на себя труд выверить и унифицировать всю транскрипцию. В унификации библиографических обозначений (и частично проверке ссылок заново) большую помощь составителям оказали И.Н. Медведская и В.Г. Шкода.
[1] Здесь и далее в угловых скобках проставлены номера работ В.Г. Луконина по списку, приложенному в конце книги.
|