главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Е.И. Лубо-Лесниченко

Китайская подорожная сасанидского правителя.

// Эрмитажные чтения 1986-1994 гг. памяти В.Г. Луконина (21.I.1932 — 10.IX.1984). СПб: 1995. С. 50-51.

 

Среди огромного количества археологического материала, обнаруженного в могильниках Астана и Кара-Ходжа (Турфанский оазис), письменные документы занимают особое место. Сохранившиеся благодаря сухому климату Центральной Азии, они содержат обильные и чрезвычайно ценные сведения по различным вопросам административной, политической и экономической жизни населения северных оазисов Восточного Туркестана, а также его внешних связей на протяжении более четырёх столетий. Самый ранний из обнаруженных до настоящего времени документов датируется 270 г. н.э., самый поздний — 770 г. [1] Публикация этих документов, предпринятая Уханьским университетом и ещё не законченная, составляет десять томов. [2]

 

Интересующий нас документ был обнаружен в 1973 г. в погребении №191 могильника Астана и опубликован в шестом томе этой серии. [3] Ещё до полной публикации он привлёк внимание японских исследователей: впервые, но неполностью, его публикацию осуществил в 1978 г. Нагуоки Кадзутоси, а в 1980 г. Окадзаки Токаси повторил её в приложении к своей книге «Культурные контакты между Западом и Востоком по данным археологии». [4] Частично сохранившиеся 13 листов документа представляют собой составленный в префектуре Аньси (Турфан) список личного состава воинской части, включая местную стражу (вэйши), офицерский состав (чжэнчжэнь), а также приписанных к части чиновников без должности (сюнгуань), гадателей (цяньфу) и иноземцев (хужэнь). [5] Иногда в нижней части текста (и более мелким почерком) указаны выполненные этими лицами поручения. В конце документа стоит дата: 10 месяц начального года царствования под девизом Юн-лун (соответствует 680 г.), а также подписи десяти командующих.

 

На первой странице документа после имени Бай Хуаньцзинь, 31 года, более мелкими иероглифами помещено: «сопровождающий персидского правителя (Босы ван) иноземец Кан Вэньи». На той же самой странице (после имени Чжао Лисяна, 35 лет) упоминается другой сопровождающий иноземец — Кан Таньчжу. Далее, уже на восьмой странице (после «... Питоу, 28 лет»), мы находим сопровождающего иноземца по имени Фань Чжуй, а на десятой странице, после несохранившегося в тексте китайского имени, назван ещё один сопровождающий персидского правителя иноземец Чжан...

 

Этот любопытный текст проливает свет на бурные политические события, имевшие место в Центральной Азии во второй половине VII в. Как хорошо известно, правление Сасанидов в Иране завер-

(50/51)

шилось в 650 г., когда в Мерве был убит последний шаханшах Ирана Йездигерд III. Через двадцать лет после этого, в годы царствования под девизом Сянь-хэн (670-674), претендент на уже не существующий сасанидский престол «шаханшах» Пероз прибыл в столицу Танской империи — Чанъань, где вскоре и умер. Навруз, сын Пероза, имея намерения, опираясь на поддержку Китая, восстановить Сасанидскую династию в Иране, в 679 г. направился в Восточный Туркестан, где в то время находилось множество сасанидских эмигрантов с центром в Куче («сасанидский Кобленц»). Однако все его усилия оказались безуспешными, и ему пришлось вновь вернуться в Чанъань. С сасанидской эмиграцией связана и находка в Сиане (древняя Чанъань) погребения сасанидского вельможи с пехлевийско-китайской эпитафией. [6]

 

Судя по дате документа из Астаны (680), упоминаемый в нём Босы ван и был, видимо, «царевич» Навруз, посещавший тогда же северные оазисы Восточного Туркестана. Текст свидетельствует, что активная деятельность претендента на сасанидский трон на западных границах Китая пользовалась определённой поддержкой танских властей, которые обеспечивали его эскортом и, по-видимому, финансовой поддержкой. Примечательно, что сына сасанидского «вана», сопровождали согдийцы — выходцы из Самарканда (Кана). Несомненно, что перед угрозой арабского нашествия, опасаясь утратить господствующее положение в торговле на Шёлковом пути, согдийцы стремились поддержать антиарабскую деятельность Навруза.

 

Примечания.

 

[1] Лубо-Лесниченко Е.И. Могильник Астана // Восточный Туркестан и Средняя Азия. — М., 1984. С. 111.

[2] Тулуфань чуту вэньшу [Письменные документы, обнаруженные в Турфане]. Т. 1-10. — Пекин, 1981-1990.

[3] Там же. Т. 6, 1985. С. 545-558.

[4] Окадзаки Токаси. Тодзай косе-но кокогаку [Культурные связи между Западом и Востоком по данным археологии]. — Токио, 1980. С. 506.

[5] Иероглиф ян, употреблённый в тексте, является вариантом написания для ху — «западный иноземец» — Jiles H.A. A Chinese-English Dictionary. London, Shanghai, Honkong, Yokohama, Singapore. 1982, No 12854, 4937, 4930.

[6] Sunderman W. Zur mittelpersish-chinesischen Grabinschrift aus Xi-an // Mitteilungen des Instituts für Orientforschungender Deutche Akademie der Wissenschaftewn zu Berlin. Bd. 11. N3, 1966. S. 437-450; Лю Иншен. Тан Су Лян Ци Ма Хань Баливэйвэнь мучжи цзай яньцзю // Као гу сюэбао. 1990, №3, с. 295-305. (Новое исследование китайско-пехлевийской эпитафии госпожи Су Лян, урожденой Ма, танского времени).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки