главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

Л.М. Левина. Этнокультурная история Восточного Приаралья. М.: 1996.Л.М. Левина

Этнокультурная история Восточного Приаралья.

I тысячелетие до н.э. — I тысячелетие н.э.

// М.: 1996. 396 с.    ISBN 5-02-017901-9

 

Глава III. Материальная культура.

 

§ 5. Наременная фурнитура, фибулы.

 

Легенды к рисункам см. в Списке иллюстраций.

 

Бронзовые, серебряные, железные, изредка позолоченные и золотые пряжки и бляшки являются обычной находкой в джетыасарских курганах, прежде всего в мужских захоронениях. Иногда их присутствие фиксируется и в погребениях женщин, изредка — в культурных напластованиях городищ. В настоящее время число найденных в джетыасарских памятниках таких предметов превысило 600. Надо напомнить и то обстоятельство, что более 84,4 % раскопанных погребений было ограблено в древности и грабителей в мужских захоронениях (судя по степени сохранности костяков), как правило, интересовали пояса и оружие. Однако, учитывая вышесказанное, удалось реконструировать двенадцать поясных наборов (рис. 133-[134, 135, 136, 137]-138).

 

Наши исследования показали, что очень небольшая часть найденных пряжек, бляшек и наконечников были принадлежностью обувных ремешков, которыми, вероятно, стягивалась обувь в районе голени и щиколоток. Об этом свидетельствует положение бронзовых пряжек, бляшек и наконечников в нетронутых древними грабителями частях погребений. «Сапожные» бронзовые пряжки, как правило маленькие, круглорамчатые или овальнорамчатые, с подпрямоугольным двойным щитком (иногда с подтреугольным завершением), с небольшим язычком отмечены во многих погребениях в ямах с боковыми нишками, в погребениях в простых ямах (рис. 121 и сл.), изредка и в слоях городищ Бедаик-асар, Томпак-асар. Часть таких пряжек, возможно, могли быть поясными.

 

Кожаные или полотняные пояса с бронзовыми и серебряными пряжками и бляшками были, очевидно, одной из основных деталей, украшающих мужской костюм. В погребальных комплексах джетыасарских курганов зафиксировано две группы таких поясов. Первая группа — пояс из сплошных бронзовых и серебряных сдвоенных округлых бляшек, соединенных прямоугольной пластинкой на штырях, закрепленных на тонком кожаном ремешке. Такой пояс оканчивался двумя идентичными бронзовыми пряжками

(218/219)

с округло-овальной рамкой с двойным щитком. Ко второй группе поясов относим различные поясные наборы так называемого гунно-аварского типа, с отходящими вниз от основного пояса короткими ремешками, к которым приторочены различные предметы (например, в погребении 1 кургана № 454 это были: кинжал, нож, ложка, точильный камень, серебряный пенал, костяной кочедык (все в кожаных чехлах) и т.п.). В таком поясе обычно сочетались железные, бронзовые и серебряные пряжки, бронзовые, серебряные, изредка золотые бляшки и наконечники. Пояса первой группы находили только в погребениях в ямах с боковыми нишками и в одном случае — в простой яме. [9] В могильниках Алтынасар 4 такие пояса, различной степени сохранности, зафиксированы в девяти курганах (№№ 100, 184, 248, 304, 314, 356, 365, 400), один из которых содержал кирпичный склеп первого типа (Левина, 1993а, с. 58-61, рис. 18). Бляшки подобного пояса обнаружены в двух курганах некрополя Томпакасар (например, в кургане № 16, в погребении «со столом», с ровиком по периметру ямы и боковой нишкой, см. Левина, 1993б, рис. 62; 83, 16, 17). В нескольких курганах, где погребения оказались ограбленными в меньшей степени, удалось установить число поясных сдвоенных бляшек на прямоугольной пластине — сто (рис. 133).

 

В настоящее время нам известны 19 случаев находок таких наборных поясов с территории Казахстана (8 — в Центральном и Южном Казахстане, 11 — из раскопок в Джетыасарском урочище) и несколько случаев на территории Юго-Восточной Европы, в том числе и в Причерноморье (Засецкая, 1994, табл. 46, 5 — хотя здесь были пряжки с длинным язычком). Наборные пояса из погребений тасмолинской культуры Центрального Казахстана, датируемые М.К. Кадырбаевым VII-V и V-III вв. до н.э. (Кадырбаев, 1959, с. 196-197, рис. 25; он же, 1966, с. 343, рис. 37, с. 344, 349; рис. 39, с. 382), отличаются от остальных отсутствием пряжек и характером бронзовых составных частей (это обоймы, а не накладки-бляшки). Остальные пояса тождественны джетыасарским (Мерщиев, 1970, с. 85-91; Арсланова, 1975, с. 122-126, табл. I) и, вероятно, могут быть датированы временем не позднее III-IV вв. н.э. Очевидно, этим же и несколько более ранним временем можно датировать джетыасарские пояса этой группы, судя по присутствию в данных погребениях керамики ранних периодов этапа Джетыасар I, а также ранних же железных мечей с прямым перекрестьем (курганы №№ 356, 365);

 

Поясные гарнитуры второй группы встречены во многих подбойных погребениях алтынасарских могильников и в единичных погребениях в ямах с боковыми нишками некрополей Алтынасар 4а и 4о (например, в кургане № 34, 394).

 

В культурных слоях городищ периодов «б» и «в» этапа Джетыасар I, в склепах первого типа, в ямных погребениях и ямах с боковыми нишками найдено значительное число бронзовых и железных пряжек (рис. 121-126), в большинстве случаев безщитковых кругло- и овальнорамчатых с небольшим язычком и бронзовых округло- и овальнорамчатых с двойным подпрямоугольным щитком (см. Левина, 1993а, рис. 50; 52, 1-18, она же, 1993б, с. 71-72, рис. 50, 1-15; 83; она же, 1994, рис. 148-150, 156, 4-8). Аналогичные пряжки распространены в памятниках среднесарматской и позднесарматской культур Поволжья и Южного Приуралья, в материалах поздних скифов Крыма и одновременно в памятниках саргатской культуры Зауралья, в курганах сыын-чюрекской культуры Тувы, ранних хуннских памятниках Забайкалья, могильниках Тянь-Шаня по крайней мере со II в. до н.э. и особенно широко — в первые века н.э. (Мошкова, 1989, с. 387, табл. 82, 36, 38, 75-87, 80-82, 86-88; Дашевская, 1989, табл. 55, 49; Дьяконова, 1970а, табл. XI; Вайнштейн, 1970, рис. 97; Мандельштам, Стамбульник, 1992, табл. 81; Могильников, 1992в, табл. 106, 124; Стоянов, 1962, с. 129, рис. 9, 10, табл. А, 2, Б, 3-4; Д, 11; Заднепровский, 1992, табл. 31,

(219/220)

20, 21). В материалах памятников среднесарматской и позднесарматской культур Южного Приуралья, Поволжья, Северного Кавказа и Причерноморья находят аналогии бронзовые (обычно сдвоенные) прямые и фигурные наконечники, подобные найденным в погребениях с боковыми нишками курганов и склепах первого типа (рис. 129).

 

Очевидно, к концу этапа Джетыасар I можно отнести последние погребения в склепах первого типа (курган № 9 некрополя Косасар 3, см. Левина, 1993а; она же, 1993б), где найдены были бронзовые и серебряные пряжки с овальной рамкой, овальным щитком, украшенным тремя угловыми шишечками и эмалью, в специальной рамке, разделённой крестообразно бронзовой проволокой. Аналогичные пряжки известны в Причерноморье, на территории Венгрии в IV-V вв. н.э. (Ковалевская, 1979, с. 15, табл. 1, 8; Ковриг, 1982, с. 8-9, рис. 3, 6, 7). В материалах памятников кругло- и овальнорамчатые серебряные пряжки (одна — с позолотой), с двойным квадратным щитком, где верхняя пластинка украшена вставками камней или эмали, а по краю щитка — ложной зернью, отмечены в склепе первого типа и в погребении в яме с боковой нишкой (рис. 124, 126). В последнем случае — это были пряжки на обоих концах пояса первой группы (рис. 133, 1). В тех же джетыасарских захоронениях, где отмечены упомянутые наконечники, встречены бляшки с луновидной нижней частью (рис. 129, 1-6), которые, судя по их местонахождению, украшали голенища сапог.

 

К более позднему времени, синхронному периодам этапа Джетыасар II и частично Джетыасар III, относятся пряжки и бляшки от поясов так называемого гунно-аварского типа (курганы №№ 19, 34, 394 могильников Алтынасар 4а, 4р, см. Левина, 1994, рис. 149-151; она же, 1993а, рис. 51, 1-15; 52, 19-125). Различные варианты подобных поясных наборов, как и отдельные бронзовые, серебряные, железные, изредка золотые, пряжки, овальнорамчатые, В-образные, прямоугольные, трапециевидные, с разнообразной формой щитка, бляшки и наконечники второй группы поясных наборов, — частая находка в мужских подбойных погребениях алтынасарских курганов, в отдельных погребениях в простых ямах (рис. 127-128, 135-138), а также в склепах второго типа. Все джетыасарские пряжки, бляшки и наконечники находят аналогии на территории евразийского степного пояса и прилегающих районов, от Саяно-Алтая до Подунавья и Центральной Европы, в памятниках, охватывающих период от IV по VII в., изредка и VIII в. н.э. (Смирнов, 1959, с. 220, рис. 7; Ковалевская, 1979). Надо отметить, что среди сотен джетыасарских пряжек, бляшек и наконечников лишь один наконечник (из кургана № 475, рис. 131, 25) имел прорезной орнамент, столь характерный для поясных наборов VII-IX вв. н.э. (Амброз, 1981, рис. 6; Мажитов, 1981, рис. 15; Ковалевская, 1981, рис. 60; Могильников, 1981, рис. 20). В культурных слоях верхнего «горизонта жерновов» городища «Большой дом» Алтын-асара (раскопки 1948-49 и 1934 гг., см. Толстов, 1958) встречены отдельные пряжки и бляшки, аналогичные найденным в подбойных погребениях, в склепах второго типа. Такие бляшки были и на поздних городищах урочища, как, например, Джетыасар №№ 4, 6, 7, 8 (рис. 131, 132). Именно на таких памятниках были листовидные бляшки, многолепестковые или с узорчатыми краями, круглые с каймой из ложной зерни, различной формы, но с прорезным узором, подобные встреченным и на городищах этапа Джетыасар III, но расположенных вне самого урочища (как, например, Сарлы-асар, Кескен-Куюк-кала (рис. 132)). Судя по пряжкам и бляшкам (и в первую очередь учитывая остальной погребальный инвентарь), реконструированные пояса второй группы (см. выше) могут быть датированы в пределах IV-VII вв. (возможно, началом VIII в.).

 

Безусловно, здесь представлено несколько типов поясов. Предположительно, один из наиболее ранних вариантов второй группы представлен поясом из кургана

(220/221)

№ 394 (рис. 134, ил. 24в), а наиболее поздние — наборы из подбойного погребения кургана № 291 и склепа кургана № 182 могильников Алтынасар 4р, 4е (рис. 138). Напомним, что мужские (чаще — кожаные) пояса из джетыасарских могильников, начиная с IV-V вв. н.э., обычно имели не только металлические поясные гарнитуры, но при этом и отходящие вниз от основного ремня меньшего размера ремешки, к которым крепились кожаные же или матерчатые мешочки с различными бытовыми предметами, а также деревянные ножны кинжалов и ножей. В таких поясах отмечаем применение различных кожаных ремней с разной окраской и орнаментом. Так, например, в погребении 1 кургана № 454 некрополя Алтынасар 4р в одном поясном наборе было не менее трёх разных кожаных ремней. Основной горизонтально лежащий пояс представлял собой кожаный ремень в два сложения, чёрного цвета (шириной 20 мм), с вдавленным орнаментом в виде косой сетки. Отходящие же от него вертикально вниз девять ремешков, также в два сложения (шириной 11 мм), имели вдавленный продольный узор и красную окраску на поверхности. Скрепленный пряжкой с одним из вертикальных ремешков, ремень от деревянных ножен кинжала (шириной 10 мм), также в два сложения, имел орнамент в виде вдавленной мелкой сеточки и черный (тёмно-серый) цвет поверхности (рис. 137).

 

Немногочисленные костяные пряжки из джетыасарских погребений и культурных слоёв поселений (рис. 96), безусловно, являются принадлежностью конской упряжи (см. выше). Культурные слои и погребальный инвентарь курганов, откуда происходят эти пряжки, датируются в пределах с конца IV по начало VIII в. н.э.

 

В двадцати пяти женских захоронениях и двух помещениях городища Бедаик-асар были найдены фибулы, лежавшие (в случаях, если погребение не было затронуто грабителями) поперек поясничных позвонков и, судя по остаткам тканей, относившиеся к платьям. Платья перетягивались поясом, застёгивающимся бронзовой, серебряной или позолоченной фибулой (под кафтаном). Среди найденных фибул были и лучковые фибулы, фибулы с ромбовидной изогнутой спинкой, но большинство — бронзовые и серебряные двухпластинчатые фибулы, иногда обтянутые золотой фольгой (рис. 139, 140, ил. 25, 40, а, б), украшенные зернью, стеклянными, янтарными, сердоликовыми и гранатовыми вставками. Основная масса фибул встречена в погребениях в ямах с боковыми нишками (как всегда, ограбленных в древности), и лишь одна — в подбойном погребении (рис. 140, 1). Все фибулы из алтынасарских курганов находят аналогии на обширнейшей территории в материалах памятников множества культур, прежде всего сарматских памятников Приуралья и Нижнего Поволжья, зарубинецких, скифских и северокавказских памятников (Дашевская, 1989, табл. 55; Каспарова, 1989, рис. 1а, 1б; Марковин, 1989, табл. 116; Мошкова, 1989, табл. 82; Синицын, 1960, рис. 18; Скрипкин, 1977; Амброз, 1966) с конца первого тысячелетия до н.э., а подобные алтынасарским двухпластинчатые фибулы известны во многих памятниках Северного Причерноморья, Крыма, Восточной и Центральной Европы, датируемые не позднее IV — нач. V в. н.э. (Амброз, 1966, с. 76-80, рис. 4, 12-14; он же, 1971, с. 185, рис. 3; Садыкова, 1962, с. 260; Генинг, 1962; Артамонов, 1962, с. 48; Каменецкий, 1989, с. 240; Засецкая, 1979, с. 5, рис. 2, 6).

 

Представляется, что данная уникальная коллекция не только даёт дополнительный яркий штрих к характеристике джетыасарской культуры, но и выполняет важную функцию датирующего элемента, поскольку рассмотренные наременные наборы довольно жёстко увязаны с определёнными культурными слоями поселений, а также комплексами и типами погребений.

 


 

[9] Из-за грабителей, повредивших восточную стенку ямы, тип данного погребения остается спорным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги