А.Н. Леонтьев
Проблемы развития психики.
/ Второе, дополненное издание [1-е – 1959]. М.: «Мысль». 1965. 574 с.
Содержание
I.
Проблема возникновения ощущения. — 5
I. Проблема. — 5
II. Гипотеза. — 27
III. Исследование функционального развития чувствительности. — 59
IV. Обсуждение результатов и некоторые выводы. — 136
О механизме чувственного отражения. — 151
Биологическое и социальное в психике человека. — 183
II.
Очерк развития психики. — 209
I. Развитие психики животных. — 209
II. Возникновение сознания человека. — 261
III. К вопросу об историческом развитии сознания 282
Об историческом подходе в изучении психики человека. — 338
Человек и культура. — 397
III.
Развитие высших форм запоминания. — 423
Психологические основы дошкольной игры. — 469
К теории развития психики ребёнка. — 497
Принципы психического развития ребёнка и проблема умственной недостаточности. — 526
Примечания. — 546
Указатель имён. — 552
Предметный указатель. — 558
Из nредисловия к первому изданию. ^
Проблема развития психики является одной из центральных в советской психологии. Её значение определяется тем, что учение о развитии психики составляет теоретическую основу решения не только важнейших вопросов психологии, но и педагогики. Особенно вырастает значение этой проблемы в настоящее время, когда вопросы психического развития, формирования личности становятся особенно актуальными.
Многогранность и сложность этой проблемы требует, чтобы её разработка велась во многих направлениях, в различных планах и различными методами. Публикуемые в этой книге экспериментальные и теоретические работы выражают лишь одну из попыток подойти к её
решению. Поэтому настоящая книга не претендует на то, чтобы дать обзор или обобщение советских и зарубежных психологических работ по проблеме развития психики; сказанное особенно относится к многочисленным работам, посвящённым психическому развитию ребёнка.
Работы, вошедшие в это издание, хотя и относятся к разным аспектам проблемы, но под:чинены единому замыслу и объединяются между собой общим подходом к исследованию психических явлений. Они сгруппированы в три раздела: первый из них посвящён вопросу о генезисе и природе ощущения как элементарной форме психики; второй — теоретическим вопросам биологической эволюции психики и её исторического развития; наконец, третий раздел составляют работы по теории развития психики ребёнка. Так как публикуемые в настоящей книге работы выполнялись в разное время, причём некоторые из них были написаны 10, 15 и более
(3/4)
лет назад, в них, естественно, отражаются некоторые взгляды автора, впоследствии подвергшиеся изменению. Поэтому каждый из трёх упомянутых разделов книги заключается одной из новейших статей, касающейся того же аспекта проблемы.
Примечания к настоящему тому составлены А.В. Запорожцем, предметный и именной указатели — М.И. Бобневой и Ю.Б. Гиппенрейтер.
Предисловие ко второму изданию. ^
Второе издание книги «Проблемы развития психики» несколько отличается от первого. В него вошли две новые работы: «Биологическое и социальное в психике человека» и «Человек и культура». Работы, представляющие более специальный психолого-педагогический интерес, в настоящем издании опущены, некоторые работы несколько сокращены.
Все эти изменения вызваны стремлением автора полнее выделить центральную идею книги — идею об общественно-исторической природе человеческой психики. Впервые разработанная в психологии Л.С. Выготским, эта идея сохраняет свою актуальность и сейчас. И в настоящее время ещё достаточно широко распространены представления о якобы прямой и фатальной зависимости высших психических процессов и способностей человека от его наследственных биологических особенностей. Представления эти не только активно насаждаются некоторыми зарубежными психологичеокими школами. Они проявляются также и в неосознанных, неявных формах — в виде педагогических и иных предрассудков, отражающих результаты влияния многовекового неравенства общественных условий развития людей.
Если эта книга поможет в борьбе против биологизаторских взглядов на природу и развитие человеческой психики, автор будет считать её главную задачу выполненной.
А.Н. Леонтьев
Москва, июль 1964 года
наверх
|