главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. Второе, дополненное издание. М.: «Мысль». 1965. А.Н. Леонтьев

Проблемы развития психики.

/ Второе, дополненное издание [1-е – 1959]. М.: «Мысль». 1965. 574 с.

 

Содержание

 

Из предисловия к первому изданию. — 3

Предисловие ко второму изданию. — 4

 

I.

 

Проблема возникновения ощущения. — 5

I. Проблема. — 5

II. Гипотеза. — 27

III. Исследование функционального развития чувствительности. — 59

IV. Обсуждение результатов и некоторые выводы. — 136

О механизме чувственного отражения. — 151

Биологическое и социальное в психике человека. — 183

 

II.

 

Очерк развития психики. — 209

I. Развитие психики животных. — 209

II. Возникновение сознания человека. — 261

III. К вопросу об историческом развитии сознания 282

Об историческом подходе в изучении психики человека. — 338

Человек и культура. — 397

 

III.

 

Развитие высших форм запоминания. — 423

Психологические основы дошкольной игры. — 469

К теории развития психики ребёнка. — 497

Принципы психического развития ребёнка и проблема умственной недостаточности. — 526

 

Примечания. — 546

Указатель имён. — 552

Предметный указатель. — 558

 


 

Из nредисловия к первому изданию.   ^

 

Проблема развития психики является одной из центральных в советской психологии. Её значение определяется тем, что учение о развитии психики составляет теоретическую основу решения не только важнейших вопросов психологии, но и педагогики. Особенно вырастает значение этой проблемы в настоящее время, когда вопросы психического развития, формирования личности становятся особенно актуальными.

 

Многогранность и сложность этой проблемы требует, чтобы её разработка велась во многих направлениях, в различных планах и различными методами. Публикуемые в этой книге экспериментальные и теоретические работы выражают лишь одну из попыток подойти к её решению. Поэтому настоящая книга не претендует на то, чтобы дать обзор или обобщение советских и зарубежных психологических работ по проблеме развития психики; сказанное особенно относится к многочисленным работам, посвящённым психическому развитию ребёнка.

 

Работы, вошедшие в это издание, хотя и относятся к разным аспектам проблемы, но под:чинены единому замыслу и объединяются между собой общим подходом к исследованию психических явлений. Они сгруппированы в три раздела: первый из них посвящён вопросу о генезисе и природе ощущения как элементарной форме психики; второй — теоретическим вопросам биологической эволюции психики и её исторического развития; наконец, третий раздел составляют работы по теории развития психики ребёнка. Так как публикуемые в настоящей книге работы выполнялись в разное время, причём некоторые из них были написаны 10, 15 и более

(3/4)

лет назад, в них, естественно, отражаются некоторые взгляды автора, впоследствии подвергшиеся изменению. Поэтому каждый из трёх упомянутых разделов книги заключается одной из новейших статей, касающейся того же аспекта проблемы.

 

Примечания к настоящему тому составлены А.В. Запорожцем, предметный и именной указатели — М.И. Бобневой и Ю.Б. Гиппенрейтер.

 

Предисловие ко второму изданию.   ^

 

Второе издание книги «Проблемы развития психики» несколько отличается от первого. В него вошли две новые работы: «Биологическое и социальное в психике человека» и «Человек и культура». Работы, представляющие более специальный психолого-педагогический интерес, в настоящем издании опущены, некоторые работы несколько сокращены.

 

Все эти изменения вызваны стремлением автора полнее выделить центральную идею книги — идею об общественно-исторической природе человеческой психики. Впервые разработанная в психологии Л.С. Выготским, эта идея сохраняет свою актуальность и сейчас. И в настоящее время ещё достаточно широко распространены представления о якобы прямой и фатальной зависимости высших психических процессов и способностей человека от его наследственных биологических особенностей. Представления эти не только активно насаждаются некоторыми зарубежными психологичеокими школами. Они проявляются также и в неосознанных, неявных формах — в виде педагогических и иных предрассудков, отражающих результаты влияния многовекового неравенства общественных условий развития людей.

 

Если эта книга поможет в борьбе против биологизаторских взглядов на природу и развитие человеческой психики, автор будет считать её главную задачу выполненной.

 

А.Н. Леонтьев

Москва, июль 1964 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки