главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.Р. КызласовИстория Южной Сибири в средние века.// М.: Высшая школа. 1984. 167 с. (Библиотека историка)
Оглавление
Введение. — 3
Глава I. Политическая история. — 71. Динлины, гяньгуни (кыргызы) и гунны. — 72. Древние хакасы и тюрки. — 303. Древние уйгуры и хакасы. — 464. Древние хакасы, кыргызы и киргизы. — 525. Древнехакасское государство в IX-XII вв. — 686. Гибель древнехакасского государства. — 78
Глава II. Экономика и общественный строй. — 1021. Хозяйство и быт. — 1022. Ремесленное производство и горное дело. — 1103. Торговые пути и связи. — 1124. Общественный строй древнехакасского государства. — 123
Глава III. Население и культура. — 1361. Население и его культура. — 1362. Запад и Восток. Общекультурная ориентация древнехакасского государства. — 156
Заключение. — 163Список сокращений. — 166
Введение ^
В средние века на обширных просторах Южной Сибири и на окружающих землях, которые мы теперь называем Западной и Восточной Сибирью, Восточным Казахстаном и Центральной Азией (современные Монголия и Джунгария), располагались давно исчезнувшие самобытные аборигенные государства. Их границы, как и границы других средневековых держав, были неустойчивыми. Наибольший след в истории Южной Сибири и Центральной Азии оставили: Тюркский каганат (VI-VIII вв.), каганат древних уйгуров (VIII-IX вв.), государство кимаков (IX-XI вв.) и древнемонгольская империя (XIII-XIV вв.). История становления и расцвета, величия и гибели одного из крупных, особенно устойчивых и жизнеспособных государств — феодального древнехакасского государства (VI-XIII вв.), судьбы которого переплетены с судьбами многих племён Сибири, Средней и Центральной Азии, определила как хронологические, так и территориальные рамки предлагаемой читателям книги.
Древнехакасское государство, центральные земли которого размещались в Южной Сибири, являлось наиболее северным оплотом средневековой цивилизации на Азиатском материке. Сам факт его существования вызывал удивление у некоторых образованных современников, обитавших в более благоприятных для жизни человека природных зонах. По их представлениям, эта страна со своеобразной и высокой культурой существовала на далёком Севере, там, где кончается земля и начинается море мрака и царство вечной стужи. Сведения об этом государстве проникали как в южные, так и в отдаленные страны Востока и Запада.
Не только в Китае, Тибете и государстве киданей Ляо были осведомлены об этом государстве, его знали в Центральной и Средней Азии, в Иране и на Кавказе и далее на Западе вплоть до Испании. Средневековые авторы, писавшие на китайском, тибетском, арабском, персидском, греческом и тюркских языках, распространяли сведения о хакасах (кыргызах), об их государственном строе, обычаях и достижениях культуры.
К примеру, о них писали такие авторы, как Менандр Протектор (VI в.) из Константинополя, Йолуг-тегин (VIII в.) с Орхона, Ибн Хордадбех (IX в.) из Багдада, Махмуд ал-Кашгари (XI в.) из Кашгара, Шараф Марвази (XII в.) из Мерва, Гардизи (XI в.) и Рашид-ад-дин (XIV в.) из Ирана, Низами Гянджеви (XII в.) из Азербайджана, ал-Идриси, живший в Испании в г. Сеуте и написавший свою книгу в городе Палермо на острове Сицилия.
В свою очередь, в эпитафиях древнехакасской знати, высеченных в VIII-XII вв. на каменных плитах на Енисее, встречаются сведения о том, что древнехакасские люди отправлялись посланниками к тибетскому хану (в Тибет), к Кара-хану (очевидно, в государство караханидов в Восточный Туркестан и Среднюю Азию), в тюргешское государство (в Семиречье), в уйгурскую землю (современная Монголия) или ездили учиться в государство киданей Ляо (Табгач), центром которого являлась современная Маньчжурия.
Древнехакасское государство даже идеализировали. Так, например, великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви в своей поэме «Искендер-наме» описал город — «подобие рая» и благословенную «страну Хирхиз» в верховьях Енисея, придав ей черты утопического государства всеобщего благоденствия, равенства, братства и счастья. Хотя на Енисее никогда «золотого века» по было, но это ли не подлинное свидетельство славы древнехакасского государства в далёких странах?
Вероятно, восхождение к общему первоисточнику делает утопию Низами такой близкой к представлениям его далёкого современника исландского учёного и поэта Снорри Стурлусона (1179-1241).
С. Стурлусон разделяет мир на три части: Африку, Европу и Азию. Автор с большим знанием реального мира, но близко к духу Низами описывает Азию: «С севера на восток и до самого юга тянется часть, называемая Азией. В этой части мира всё красиво и пышно, там владения земных плодов, золото и драгоценные камни. Там находится и середина земли. И потому, что сама земля там во всём прекраснее и лучше, люди, её насе- ляющие, тоже выделяются всеми дарованиями: мудростью и силой, красотою и всевозможными знаниями. Вблизи середины земли был построен град, снискавший величайшую славу». [1]
Интерес к «середине земли», к Азии проявлялся в цивилизованном мире и в последующие времена. Известны европейские путешественники XIII-XV вв., ездившие в Центральную и Среднюю Азию, в Китай и Индию (Плано Карпини, Вильгельм Рубрук, Марко Поло, Джованни Монтекорвино, Журден де Северак, Афанасий Никитин и др.).
Менее известны сообщения о Сибири. Достаточно правдивы сведения побывавших там с торговыми целями мусульманских купцов. Опираясь на их рассказы, географ ал-Омари, живший в первой половине XIV в., в Египте, писал: «В землях Сибирских и Чулыманских (т.е. в Причулымье. — Л.К.) сильная стужа; снег не покидает их в продолжение 6 месяцев. Он не перестает падать на их горы, дома и земли. Вследствие этого у них очень мало скота. Это обитатели сердца Севера...» Далее ал-Омари был поражён неожиданном для него видом аборигенов: «Несмотря на стеснённую жизнь... нет... красивее их телом и лучше их по белизне. Фигуры их совершенство создания по красоте, белизне и удивительной прелести; глаза у них голубые». Эти данные совпадают со сведениями современника ал-Омари, жившего в далекой Индии, учёного Бадр ад-Дина, составившего словарь на персидском языке. В помещённой там статье об «области Хирхиз» сказано: «Люди там ловкие, красивые и красавицы». [2]
В Причулымье и на Енисее европеоидными голубоглазыми людьми могли быть в то время только потомки древних хакасов (кыргызов). Такими их описывали в более раннее время араб Ибн Мукаффа (VIII в.), перс Гардизи (XI в.) и китайская хроника Синь Таншу (XI в.).
Описание могущества сибирской природы приводится одним из талантливых русских учёных-самородков С.У. Ремезовым (1642-1720). В своём труде «О грани и межах всей Сибири» он писал: «Земля хлебородна, овощна и скотна, опричь меду и винограду ни в чем скудно. Паче всех частей света исполнена пространством и драгими зверьми бесценными. И торги, привозы и отвозы преволны. Рек великих и средних, заток и озер неизчетно, рыб изобильно, множественно и ловитвенно. Руд, злата и серебра, меди, олова и свинцу, булату, стали, красного железа и укладу и простова и всяких красок на шелки, и каменей цветных много...» [3]
Настоящий труд почти целиком основан на известных автору письменных источниках, собранных в течение многих лет. Они составлены в различных странах и на разных языках: арабском, персидском, греческом, древнетюркском, согдийском, древнеуйгурском, тибетском, сирийском, маньчжурском, китайском, древнемонгольском и др. Но самыми важными являются памятники енисейской руноподобной письменности — местной письменности аборигенного населения Южной Сибири, применявшейся с конца VII до XIV в. В период драматических событий, разыгравшихся в Южной Сибири во время завоевательных походов армий древнемонгольских феодалов, эта письменность была утрачена и забыта. Только высеченные на каменных плитах и скалах надгробные эпитафии, победные, культовые и межевые надписи, да вырезанные на отдельных металлических предметах имена их владельцев помогают восстановить некоторые события и подробности прошлой общественной жизни.
* * *
Автор выражает глубокую благодарность коллективу профессоров и преподавателей кафедры археологии МГУ (заведующий кафедрой — член-корреспондент АН СССР В.Л. Янин), содействовавшему созданию книги.
[1] Кызласов Л.Р. Низами о древнехакасском государстве. — СА, 1968, № 4; Младшая Эдда. Л., 1970, с. 10.[2] Тизенгаузен В. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. СПб., 1884, т. 1, с. 238; Баевский С.И. Географические названия в ранних персидских толковых словарях (XI-XV вв.). — Страны и народы Востока. М., 1980, вып. XXII, с. 88.[3] Гольденберг Л.А. Семён Ульянович Ремезов. М., 1965, с. 139.
Заключение ^
Уже на далеком рубеже IV и III вв. до н.э. на территориях Хакасско-Минусинской котловины и прилегающей к ней с севера лесостепной полосы процесс классообразования привёл к сложению первого в истории Сибири самобытного государства динлинов. Оно сложилось на базе достаточно высоко организованной экономики, созданной многочисленными осёдлыми земледельческо-скотоводческими племенами так называемой тагарской культуры (VII-III вв. до н.э.). Динлины сочетали высокопродуктивное земледелие и молочное скотоводство, основанные на искусственном орошении пашен и пастбищ, с процветающими отраслями горно-рудного, металлургического и кузнечного производств.
В 201 г. до н.э. Южная Сибирь была завоёвана гуннами, включившими эту страну в сферу действия социально-экономических законов своего раннеклассового государства. Произошло изменение этнического состава населения. На страницах истории появляется первая тюркоязычная этническая группа — ранние кыргызы. Строятся кольцевые городки-крепости, обнесённые по кругу земляными стенами и рвами. Впервые столичный город с монументальным многокомнатным дворцом, отделенным глинобитной стеной, сооружается на левом берегу реки Абакан. Стимулируется развитие чёрной и цветной металлургии и земледелия.
В первой половине I тыс. н.э. продолжается процесс дальнейшего подъёма экономики и культуры, процесс обособления чёрной металлургии и железоделательного производства, отделения ремесла от высокопродуктивного плужного земледелия, основанного на ирригации пашен в засушливых степных угодьях.
Высокий экономический потенциал, военно-административная (десятичная) система организации населения, опирающаяся на территориальные сельские связи, создание постоянной армии и особого иерархического аппа- рата управления — все это приводит к оформленню в VI в. второго самобытного государства на Енисее — государства древних хакасов.
Несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, а может быть, и благодаря ей продолжается неуклонное развитие экономического потенциала молодого государства, представлявшего собой в VI-VIII вв. раннефеодальную монархию. Это государство не стало эфемерной степной империей подобно Тюркскому (VI-VIII вв.) или Уйгурскому (VIII-IX вв.) каганатам. Опираясь на прочную базу социально-экономического и культурного развития, оно просуществовало около 800 лет, погибнув под жестокими ударами империи древнемонгольских феодалов в 1293 г.
Длительное прогрессивное развитие енисейского общества предопределило всю сложность социальной структуры государства древних хакасов в VI-VIII вв. Недаром восточные тюрки-тугю, властители просторов Центральной Азии, уже в конце VII в. были вынуждены признать государя древних хакасов каганом, т.е. равнозначным по политическому статусу их собственному кагану-правителю.
В государстве древних хакасов в VIII-IX вв. складываются крупные городские центры. В них сосредоточиваются органы административно-государственного управления, дворцы, дома знати, храмы и святилища, ремесленные, производственные и торговые корпорации, училища и другие объекты социально-культурного характера. Строительство городов, сосредоточение в них ремёсел и развитие торговых связей — всё это отражает подъём производительных сил в древнехакасском государстве, рост его экономики и культуры. Процесс становления городов и насаждения городской культуры свидетельствует о том, что развитие феодализма в средневековой Южной Сибири шло тем же самым путём, что и процесс сложения феодального общества у большинства народов [и] государств Европы и Азии. И здесь в связи с ростом городов и ремесленного производства разделение труда и развитие обмена между городом и деревней значительно углубились. Растёт их противоположность при общих основах феодального натурального хозяйства.
В государстве древних хакасов феодальные отношения окончательно сложились к IX в. Земли, захваченные во время обширных войн второй половины IX в., разда- вались каганом семьям наиболее отличившихся военачальников — феодалов. Такие феодальные наделы (баги) постепенно стали передаваться по наследству. В XI-XII вв. военно-ленная система постепенно была заменена вотчинно-феодальной собственностью на землю, которая характерна для наступившего в эту пору в Южной Сибири периода феодальной раздробленности.
В жестоком XIII веке первый удар древнемонгольских полчищ пришёлся но крайнему северо-восточному форпосту западного культурного мира — по древнехакасскому государству. Его население героически боролось почти 90 лет. В неравной борьбе самобытная цивилизация народностей Южной Сибири была разрушена.
Исторической заслугой древнехакасского государства является не только принятие на себя первого удара, но и героическое воспрепятствование на протяжении нескольких десятков лет распространению улуса Джучи далее на запад — на Восточную Европу, на Русь.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс в «Немецкой идеологии» указывали: «Достаточно простых случайностей, вроде вторжений варварских народов или даже обыкновенных войн, чтобы довести какую-нибудь страну с развитыми производительными силами и потребностями до необходимости начинать всё сначала». [1] Нашествие войск древнемонгольских феодалов и почти столетняя непрерывная борьба с ними древних хакасов не были обыкновенной войной. Известно, какой изуверской жестокостью отличались расправы этих войск в завоёванных цивилизованных странах. Глубоко справедливы слова К. Маркса, что монгольское иго «не только подавляло, оно унижало и калечило душу народа, ставшего его жертвой». [2]
Государству народностей Южной Сибири не суждено было возродиться. Потомки его населения, чудом уцелевшие в XVI-XVII вв. под гнётом западномонгольских алтын-ханов и Джунгарских владык, были спасены от физического уничтожения благодаря добровольному присоединению к Российскому государству в XVIII-XIX вв.
[1] Маркс К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд, т. 3, с. 54.[2] Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. V, с. 221.
Список сокращений ^
АКД — Автореферат кандидатской диссертацииАО — Археологические открытияАЭБ — Археология и этнография БашкирииБМНИИЯЛИ — Бурято-Монгольский научно-исследовательский институт языка, литературы и историиВДИ — Вестник древней историиВМУ — Вестник Московского университетаДАН — Доклады Академии наукЗап.ХНИИЯЛИ — Записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и историиЗВОРАО — Записки Восточного отделения Русского археологического обществаЗРГО — Записки Русского географического обществаИАН — Известия Академии наукИАК — Известия Археологической комиссииИИМК — Институт истории материальной культуры Академии наук СССРИЛАИ КГУ — Известия Лаборатории археологических исследований Кемеровского государственного университетаКСИА АН СССР — Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССРКСИИМК — Краткие сообщения ИИМКМИА — Материалы и исследования по археологии СССРМИКК — Материалы по истории киргизов и КиргизииМИТТ — Материалы по истории туркмен и ТуркменииНАА — Народы Азии и АфрикиСА — Советская археологияСб. ТОЭ — Сборник Трудов Орхонской экспедиции Российской Академии наукСО АН СССР — Сибирское отделение АН СССРСТ — Советская тюркологияСЭ — Советская этнографияТВОАО — Труды Восточного отделения Археологического обществаТГИМ — Труды Гос. Исторического музеяТИЭ — Труды Института этнографии Академии наук СССРТИИАЭ — Труды Института истории, археологии и этнографии АН Казахской ССРТКАЭЭ — Труды Киргизской археолого-этнографической экспедиции АН СССРТНИИЯЛИ — Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и историиТОВЭ — Труды Отдела Востока Государственного ЭрмитажаТТСКОРГО — Труды Троицко-Савско-Кяхтинекого отделения Русского географического обществаУЗ — Учёные запискиУч.зап.Хак.НИИЯЛИ — Учёные записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и историиESA — Eurasia septentrionalis antiquaJA — Journal asiatiqueJRAS — Journal of the Royal Asiatic SocietyCAJ — Central Asiatique Journal
наверх |