главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Е.И. Кычанов, Б.Н. МельниченкоИстория Тибета с древнейших времён до наших дней.// М.: «Восточная литература». 2005. 351 с. ISBN 5-02-018365-2
Содержание
Предисловие. — 3
Вводная часть. — 6Краткая географическая справка. — 6Археология Тибета. — 12Легенды о сотворении мира и происхождении тибетского народа. — 14Происхождение тибетцев. — 18Ярлунская династия. — 22
Часть I. История Тибета до XIX в. — 29Тибет в V-VI вв. — 29Великий Тибет. Правление Сонцэн Гампо. — 33Буддизм и бон в первой половине VII в. — 40Правление клана Гар. — 45Договор 730 г. — 49Падение Чанъани. — 53Введение буддизма. — 58Завершение войн Китая с Тибетом. — 62Последние цэнпо Великого Тибета. — 66Экономика и административное устройство Великого Тибета. — 70«Новое возжигание пламени веры». — 75Сакья. — 80Тибет во времена правления в Китае династии Юань. — 88Падение власти Сакья. — 95Цзонкапа, Гэлугпа и Далай-ламы. — 103Ойраты и Далай-лама V. Сложение теократического Тибетского государства. — 113Визит Далай-ламы V в Пекин. — 120Тибет во второй половине XVII в. Правление Далай-ламы V и Сангье Гьяцо. — 122Далай-лама VI. — 133Правление Лхавсан-хана. — 138Амбани в Лхасе. — 140Правление Полханэ. — 144Иностранцы в Тибете. — 146Попытка антицинского переворота. Правление Далай-ламы VII. — 147Тибет накануне тибето-непальской войны. — 151Тибето-непальский конфликт в конце XVIII в.Результаты тибето-непальской войны 1788-1792 гг. — 152
Часть II. Тибет в XIX в. — 155Далай-ламы и политика изоляции. — 155Тибет и соседи. — 163Внутренняя борьба в Тибете. — 164Экономика, социальные отношения и государственно-административное устройство Тибета. — 167Границы и население. — 167Экономика. — 168Государство. — 173Лхасская знать и дворянство. — 176Местное дворянство. — 179Княжества. — 181Земельные отношения. — 184Земельный налог. — 185Налоги на домашний скот. — 186Три типа земельных владений. — 187Привилегированные и простолюдины. — 192Тибетская армия. — 193Восточный Тибет. — 195Тибет — часть Цинской империи. — 200Часть III. Тибет в конце XIX — начале XX в. — 203Начало правления Далай-ламы XIII. — 203Первый натиск англичан. — 204Российско-тибетские контакты и связи на рубеже XIX и XX вв. — 206Экспедиция Янгхазбенда. — 207Лхасская конвенция 1904 г. — 210Китайско-английская конвенция 1906 г. и Конвенция между Россией и Великобританией 1907 г. — 214Далай-лама в Монголии и Пекине. — 215Попытка Цинов установить прямой военный контроль над Тибетом и превратить его в обычную провинцию. — 216Далай-лама в Индии. — 219События 1911-1912 гг. и возвращение Далай-ламы в Лхасу. — 219Тибето-монгольский договор 1913 г. — 222Переговоры представителя Далай-ламы в Петербурге и позиция невмешательства царского правительства. — 223Конференция в Симле 1913-1914 гг. — 224Первые японо-тибетские контакты. — 226
Часть IV. Тибет в 1913-1949 гг. — 228Первые мероприятия правительства Далай-ламы XIII. — 228Положение в Каме. — 229Тибет в 20-х — начале 30-х годов XX в. — 230Советские миссии к Далай-ламе XIII. — 237Смерть Далай-ламы XIII. Борьба за власть в Лхасе в 1934 г. — 239Поиски и интронизация Далай-ламы XIV. — 245Контакты между тибетским правительством и центральным правительством Китая. — 247Положение в Каме и Амдо в 30-е годы. — 252Китайская Красная армия в тибетских районах Китая. — 253Партия реформ Западного Тибета. — 254Тибет в годы Второй мировой войны. — 254Тибет в первые послевоенные годы. — 256
Часть V. Образование КНР. Тибет в 1949-2000 гг. — 259Тибет в 1949-1951 гг. — 259Соглашение 23 мая 1951 г. — 259Национальная политика КПК после образования КНР. Создание тибетских национальных округов и уездов. — 263Тибет в 1951-1959 гг. — 265Развитие сельского хозяйства, промышленности, транспорта, связи, торговли, просвещения и здравоохранения. — 265Политика «единого фронта» в Тибете. — 267Китайско-индийское и китайско-непальское соглашения относительно Тибета. — 270Изменения в административной системе Тибета. Создание Подготовительного комитета по образованию Тибетского автономного района. — 270Поездка Далай-ламы и Панчен-ламы в Индию. — 274Движение миман-цзондю в Лхасе и вооруженные выступления в Каме. Антикитайское движение 1959 г. — 275Реформы в Тибете. Создание Тибетского автономного района. 1959-1965 гг. — 278Административная реформа. — 279Социальные преобразования. Аграрная реформа. Кооперирование. — 281Реформа буддийской церкви. — 283«Великая пролетарская культурная революция» и Тибет в 1966-1969 гг. — 284Тибет на завершающем этапе «культурной революции» (1970-1976). — 288Кампании по созданию «народных коммун» и «критике Линь Бяо, Конфуция и Далай-ламы». — 289Развитие промышленности. — 290Просвещение и культура в 70-е годы. — 290Тибетский автономный район КНР в эпоху реформ (после 1978 г.). — 291Утверждение в КНР нового курса реформ и «внешней открытости». Новый подход к решению общественных и государственных проблем. — 291Контакты и переговоры между правительством КНР и Далай-ламой. — 292Новый курс социально-экономической политики. Позитивные тенденции в развитии Тибета в 80-е годы XX в. — 293Тибетская эмиграция. Деятельность Далай-ламы XIV. Волнения в Лхасе в конце 80-х — начале 90-х годов. — 297Тибетский автономный район в 90-е годы XX в. — 300Тибетский автономный район КНР на рубеже XX и XXI вв. — 301
Заключение. — 308
Хронология. — 310Библиография. — 319Указатель имён. — 327Указатель географических названий. — 339
Предисловие ^
Мысль написать историю Тибета от древности и по возможности до наших дней возникла у авторов в рамках поддержания сотрудничества вузовской и академической науки. Оба автора не являются профессиональными тибетологами-историками. К сожалению, после безвременной кончины сотрудника Института Дальнего Востока РАН В.А. Богословского и сотрудника Института общественных наук Бурятского филиала СО АН СССР (ныне Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН) P.E. Пубаева в России очень мало историков, которые могли бы работать с тибетскими источниками и использовать хотя и не очень значительную, но всё возрастающую в объёме литературу по истории Тибета на современном тибетском языке.
Курс истории Тибета эпизодически читался и читается на восточном факультете Санкт-Петербургского государственного университета. И оба автора, китаисты-историки по образованию, неоднократно читали этот курс. Кроме этого, на кафедре истории стран Дальнего Востока читаются курсы этнографии и географии Тибета. С 2002-2003 гг. там же началось обучение студентов по специальности «История Китая (Тибета)» и имеется группа историков Монголии и Тибета. Данный труд может служить в некотором роде учебным пособием по истории Тибета.
В европейской и американской науке, насколько нам известно, пока нет общей истории Тибета, несмотря на резкий подъём европейского и американского тибетоведения после появления в европейских и американских университетах эмигрантов из Тибета. Имелся, а возможно, и имеется гигантский проект проф. Дитера Шу по написанию фундаментальной истории Тибета, но, кажется, он пока не осуществлён.
Не владея тибетским языком, авторы не пользовались тибетскими источниками в оригинале, обращаясь лишь к их переводам на европейские и китайский языки. Что касается рекомендации тибетских первоисточников и их оценки, то российская наука, не- когда занимавшая ведущие позиции в мировом тибетоведении, может похвастаться книгой А.И. Вострикова «Тибетская историческая литература» (1962), которую продолжатель дела А.И. Вострикова Дэн Мартин назвал «классической и всё ещё незаменимой» [Martin, 1997, р. 19]. В работах А.И. Вострикова и Дэна Мартина, которому помогала Йэль Бентор, всякий интересующийся тибетской исторической литературой и владеющий тибетским языком найдёт необходимые для него сведения.
По Тибету, что естественно, очень много работ на китайском языке. Опубликована библиография китайских трудов по Тибету с 1949 по 1991 г. [Catalogue of Chinese Publications, 1994]. Из общих трудов китайских историков по истории Тибета нами была использована работа коллектива авторов «Цзанцзу цзяныпи» — «Краткая история тибетского народа» (1985).
Предлагаемая вниманию читателя книга — светская история Тибета. Тибетский буддизм упоминается в ней как часть гражданской и политической истории страны. Буддизм исповедуют в России буряты, калмыки, тувинцы, в своеобразной форме бурханисты Алтая. Поэтому Тибет не чужд России, и наша страна должна иметь собственную политику по отношению к лидерам тибетского буддизма. Россия обладает самым большим собранием старой тибетской печатной (ксилографы) и рукописной книги за пределами Китая, Тибета и Монголии. Это значительное культурное наследие, которое пока осваивается с большим трудом.
Тибет веками был самостоятельным субъектом исторического процесса в Азии. С XVIII в. он стал частью цинского Китая, а после вступления в Тибет в 1951 г. Народно-освободительной армии Китая является частью Китайской Народной Республики и признаётся российским правительством неотъемлемой частью Китая. Образование Тибетского автономного района, преобразования и реформы в Тибете, осуществлявшиеся правительственными органами, проходили с большим трудом. Весной 1959 г. Далай-лама XIV покинул Тибет, что тоже осложнило и осложняет продвижение Тибета по пути преобразований. Довольно значительная часть тибетцев проживает в эмиграции. Китайское правительство много делало и делает для превращения тибетского традиционного общества в современное, но на этом пути остается ещё немало трудностей.
За полторы тысячи лет своей истории тибетский народ создал свою яркую и своеобразную культуру, оказавшую огромное влияние на монголоязычный мир, на народы и государства южных склонов Гималаев. И Европа, и Америка испытывают заметное увлечение тибетской религиозной культурой, в разных формах это увлечение присутствует и в нашей стране. Тем более, как полагают авторы, важно дать в руки студентам, преподавателям, всем, кто увлекается Тибетом, достаточно краткое и достоверное изложение его истории. Авторы верят, что тибетская цивилизация займёт своё достойное место в культуре народов Китая, культуре народов Азии и, шире, культуре всего человечества.
Е.И. Кычановым написаны Вводная часть и часть I (до раздела «Тибет накануне тибето-непальской войны» включительно), Б.Н. Мельниченко — окончание части I (от раздела «Тибето-непальский конфликт») и части II-V. Предисловие и Заключение написаны авторами совместно.
Имена собственные и топонимы переданы в работе при помощи русской транскрипции, основанной на центральнотибетском (лхасском) произношении, их транслитерация по общепринятой системе Т. Уайли приведена в указателях, помещённых в конце книги. Авторы благодарят А.Д. Цендину и E.H. Афонину за помощь в работе по составлению указателей и унификации написания имён. В ряде случаев авторы сочли необходимым сохранить устоявшееся уже в отечественной востоковедной литературе написание, например наименования частей Центрального Тибета — Цзан и Уй, имя основателя школы Гэлугпа — Цзонкапа. Следует отметить, что в некоторых случаях не представлялось возможным выяснить тибетское написание имени того или иного лица, информация о котором почерпнута авторами из англоязычной литературы, — такие имена, к сожалению, представлены в указателях без транслитерации.
Заключение ^
На суд читателей вынесен краткий очерк истории Тибета, включающий отдалённую древность и полтора тысячелетия тибетской государственной истории. Многое пришлось излагать кратко, что объясняется ограниченным объёмом книги, недоступностью части литературы, в том числе и на китайском языке, тем, что авторы могли использовать тибетоязычную литературу только в переводах.
Ныне, как это признаётся большинством международного сообщества, Тибет является частью Китайской Народной Республики. Это не всегда было так, процесс сближения с Китаем был многовековым и трудным. Мы старались показать это на фактическом материале, стремясь держаться в стороне от тех острых споров и политических спекуляций, которые только мешают восстановлению правды. С VII в. н.э. Тибет вошёл в орбиту Центральноазиатской и Восточноазиатской цивилизаций, столкнулся с цивилизацией Ближнего Востока. Обладая до настоящего времени самобытной культурой, Тибет в области традиционной идеологии и религии, культуры религиозной всегда тяготел к Индии.
Территория Тибета, являясь основой для компактного проживания тибетского этноса, в процессе политической и социально-экономической истории не раз бывала разделённой, и для тибетской истории постоянно была характерна борьба центростремительных и центробежных сил, борьба, которая чаще всего облекалась в одежды борьбы религиозной — бон и буддизма, различных направлений (школ) буддизма. В конечном итоге верх одержала школа Гэлугпа, которая нашла активную поддержку вне Тибета в монголоязычном мире.
Известно, что за более чем 3000-летнюю историю в Китае сформировались своеобразные формы отношений с соседними народами и государствами. Эти отношения предполагали сакральную мироустроительную функцию китайского императора, его отношения с соседями как старшего с младшими, обязанными предоставлять дань. Внешней оболочкой этих отношений нередко были семейно-родственные (государи Тан и Тибета — дядя и племянник). Они оформлялись родством (договоры хэ цинь). Однако Тибет как мощный религиозный центр имел свою нишу в этих отношениях, со времён династии Юань это были отношения милостынедателя и охранителя веры с наставником в вере. Отношения императоров Цин и Далай-лам носили личностный характер.
С начала XVIII в., с появлением амбаней в Лхасе и китайских гарнизонов династия Цин установила контроль над Тибетом. В новое время Великобритания, Россия и другие державы не ставили под сомнение особые права Китая в отношении Тибета. В эпоху КНР произошла качественно новая интеграция Тибета в состав Китая. Общекитайские процессы отныне оказывают преобладающее влияние на положение дел в самом Тибете.
Вместе со всем Китаем и как его неотъемлемая часть Тибет вступает в XXI в., следуя курсом реформ и «внешней открытости» и с планами дальнейшей всесторонней модернизации.
наверх |