главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Проблемы реставрации памятников культуры и искусства. Материалы III региональной научно-практической конференции, посвящённой 15-летию Эрмитажной школы реставрации. Екатеринбург: «Тезис». 2012. Л.П. Кундо

Лак из курганов хунну могильника Ноин-Ула
в Северной Монголии.

Находки, реставрация, исследования 1.

// Проблемы реставрации памятников культуры и искусства. Екатеринбург: «Тезис». 2012. С. 126-127.

[сноска к заголовку:
1 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №11-06-12001 офи-м.]

 

С 2006 года, Южно-Алтайский отряд Института археологии и этнографии Новосибирска совместно с Институтом археологии Монгольской Академии наук проводят исследования курганов могильника Ноин-Ула в Северной Монголии. Могильник принадлежит хунну и датируется I в. до н.э. — I в. н.э. К настоящему времени исследовано 4 кургана: 20, 31, 11 и 22. Работу возглавляет чл.-корр. РАН Н.В. Полосьмак.

 

Особенности погребальных конструкций хунну (глубокая могильная яма, мощные каменные перекрытия, двухсрубная деревянная конструкция) и, главное, мокрая погребальная камера — всё это способствовало сохранности многочисленных предметов, в том числе из органических материалов [1].

 

Одними из наиболее интересных и проблемных оказались лаковые предметы. О сложностях открытия и извлечение лака из раскопа говорит тот факт, что очень часто лаковые деревянные предметы сохраняются в виде их лаковой оболочки, т.е. лакового покрытия и его основы — грунтовки (Илл. 1). Если деревянный предмет был покрыт лаком изнутри и снаружи, то может присутствовать две оболочки — внутренняя и внешняя, объём между ними, соответствующий утраченной древесине, заполняет грунт раскопа. Именно в состоянии лаковой оболочки оказался кузов колесницы в кургане 20 и две из трёх лаковых чашек кургана 31. При извлечении лаковой оболочки из грунта возникает угроза необратимой деформации и скручивания плёнки лака. Чтобы это не произошло, был использован специальный сорбент, который создавал в контейнере с лаком оптимальную влажность — 60%. Далее, уже в условиях лаборатории, чашки, найденные в виде лаковых оболочек, были успешно реставрированы В.Г. Симоновым — ведущим реставратором, художником, заведующим отделом нетрадиционных технологий в реставрации ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря (Илл. 2, 3).

 

Илл. 1 Макроснимок фрагмента лаковой оболочки кузова колесницы из кургана 20.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

Лаковые предметы с хорошо сохранившейся деревянной основой оказались в мокрой погребальной камере 20 кургана на глубине 18,5 м. Сохранение лаков на «мокрой» деревянной основе потребовало разработку специальной методики [2].

 

Исследование технологических особенностей лаковых предметов, состава лака, пигментов, грунтового покрытия и полировочных материалов проводилось в Новосибирском институте органической химии под руководством заведующего лабораторией физических методов к.х.н. В.И. Маматюка.

 

Объектом комплексного исследования стали лаковые чашки, кузов колесницы, спицы

(126/127)

Илл. 2. Лаковая оболочка чашки (№27) из кургана 31.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 

зонта колесницы, лаковый футляр, фрагменты лакового покрытия утраченных предметов.

 

Лаковая технология таких знаковых предметов, как чашки и кузов колесницы, совпадает в главном. В грунтовом покрытии деревянной основы этих изделий присутствует прослойка тканым материалом. Качественный состав грунтовки подобен. В обоих случаях это порошок глиняного камня, замешанный на основе лака. Подобная смесь использовалась также для крепления металлических оправок на ручках лаковых чашек. Оправки изготовлены из бронзы с высоким содержанием олова (30%), имеют золочение посредством амальгамирования. Пигментом красного лака является киноварь, пигментом коричневого лака — гидроокись железа, чёрного — уголь или сажа [3].

 

Состав лака проанализирован методами ИК-спектроскопии и хромато-масс-спектрометрии. В хроматограммах экстрактов всех образцов определена дегидроабиетиновая кислота, а также значительное содержание кислот — пальмитиновой, стеариновой, олеиновой и др. Дегидроабиетиновая кислота — смоляная кислота и является одной из основных составляющих смол хвойных деревьев — живицы. Содержание жирных кислот — пальмитиновой, стеариновой, олеиновой и др.

 

Илл. 3. Лаковая чашка (№27) после реставрации.

(Открыть Рис. 3 в новом окне)

 

указывают на то, что лаки масляные. Лак из курганов хунну могильника Ноин-Ула является масляным — он создан на основе высыхающего растительного масла, возможно, тунгового (китайское древесное масло) и смол хвойных деревьев. Этот вывод опровергает традиционное суждение о том, что природным источником древнего восточноазиатского лака является уруши — сок лаковых деревьев семейства сумаховых (Rhus succedanea, R.vernicifera). Результаты физико-химического исследования ханьского лака подробно описаны в приложении монографии, посвящённой двадцатому ноин-улинскому кургану [4].

 

Литература.   ^

 

1. Полосьмак Н.В., Богданов Е.С., Цэвээндорж Д., Эрдэнэ-Очир Н. Ханьская колесница из кургана 20 в Ноин-Уле (Монголия). // Археология, этнография и антропология Евразии. — 2008. — №4. — С. 63-69.

2. Кундо Л.П., Симонов В.Г. Опыт сохранения восточноазиатских лаковых чашек из могильника Ноин-Ула в Северной Монголии // VII Грабарёвские чтения. — М.: «Сканрус», 2010. — С. 403-409.

3. Кундо Л.П., Полосьмак Н.В. Новые данные о лаковых изделиях из ноин-улинских курганов (по результатам междисциплинарных исследований) // Итоговый сборник ИАЭТ 2011. С. 171-175.

4. Полосьмак Н.В., Богданов Е.С., Цэвээндордж Д. Двадцатый ноин-улинский курган. Новосибирск: ИНФОЛИО, 2011. — 184 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки