● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.Д. Кубарев. Курганы Юстыда. Новосибирск: 1991. В.Д. Кубарев

Курганы Юстыда.

// Новосибирск: 1991. 194 с. ISBN 5-02-029636-8

 

аннотация: ]

В монографии впервые публикуются уникальные погребальные комплексы скифской эпохи, открытые и исследованные автором в высокогорных районах Восточного Алтая. В научный оборот вводятся новейшие данные о материальной и духовной культуре древнего населения, поддерживавшего на протяжении многих веков оживлённые связи с родственными племенами Тувы, Монголии и Синьцзяна. В книге рассматриваются вопросы, связанные с периодизацией и культурной принадлежностью исследованных памятников, а также на основе новых материалов реконструируются религиозные представления древних кочевников Алтая.

Книга рассчитана на археологов, этнографов, историков.

 

Оглавление

 

Предисловие. — 3

 

Глава I. Краткая история археологического изучения Алтая. — 6

Глава II. Топография курганов. — 15

Глава III. Погребальный обряд. — 21

Могильные сооружения. — 21

Состав погребений. — 34

Глава IV . Материальная культура. — 42

Глава V. Датировка курганов. — 132

Глава VI. Искусство, мифология и верования. — 135

 

Заключение. — 168

 

Список литературы. — 170-

Список сокращений. — 188

 

[Таблицы I-LXXI. — между стр. 176-177]

 


 

Заключение.   ^

 

История древних кочевников Алтая, практически не известная нам по письменным источникам, в последнее время всё более успешно восстанавливается с широким привлечением новых археологических материалов. Их введение в научный оборот позволяет заполнить довольно существенные пробелы в наших знаниях и одновременно приводит к новым выводам, уточняющим либо опровергающим сложившиеся представления.

 

Первостепенными задачами в этой области исследований остаются определение этнической принадлежности населения пазырыкской культуры и создание детальной исторической периодизации, основанной на новейших фактических данных. Для их решения особо важное значение имеет анализ материалов различных археологических памятников, расположенных в зоне контактов кочевников Алтая с разноэтническим населением Тувы, Монголии и Синьцзяна. Отдельные свидетельства таких контактов неоднократно отмечались исследователями, но они не были подкреплены фактической базой, необходимой для прямых сопоставлений. В настоящий момент, когда мы располагаем уникальными материалами наиболее информативных курганов Юстыда и Уландрыка, поставленные задачи не кажутся столь сложными и неразрешимыми. По крайней мере, многие вопросы были сняты уже в первых публикациях. На основе новых данных вполне возможна и реконструкция социальной структуры древнеалтайского кочевого общества.

 

К середине I тыс. до н.э. высшая аристократическая прослойка древних кочевников Алтая выделилась из основной массы рядового воинства. Имущественное и социальное неравенство в этот период нашло отражение в сооружении

(168/169)

грандиозных погребальных усыпальниц для представителей кочевой знати. Десятки огромных каменных курганов Пазырыка, Башадара и Туэкты содержат богатейший погребальный инвентарь, тогда как в одновременных им погребениях рядовых общинников под малыми и средними курганами несравненно более бедный и ограниченный набор традиционных погребальных предметов. Образцы искусства в них — большая редкость. Многие исследователи единодушны в том, что звериный стиль вместе с другими регалиями и символами был призван выделить социальную элиту, подчеркнуть её неограниченную власть. Поэтому несколько неожиданными оказались находки многочисленных сакральных атрибутов во многих рядовых курганах Юстыда и Уландрыка. Выполненные в алтайском зверином стиле, они в основных чертах совпадают с сакральной атрибутикой парадного одеяния вождей из больших курганов Алтая, Казахстана и Афганистана. Это чрезвычайно любопытное явление ещё ждёт объяснения. Следует отметить только, что разнообразие зооморфных персонажей, богатая художественная фантазия, изобретательность и утончённый вкус, возможно, были следствием относительной свободы древних кочевников Восточного Алтая, общество которых было организовано на принципах военной демократии.


 

Список сокращений.   ^

 

АГУ — Алтайский государственный университет

АО — Археологические открытия

АСГЭ — Археологический сборник Государственного Эрмитажа

ВДИ — Вестник древней истории

ГАНИИЯЛ — Горно-Алтайский научно-исследовательский институт истории, языка и литературы

ГЭ — Государственный Эрмитаж

КСИА — Краткие сообщения Института археологии АН СССР

КСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культуры

КГУ — Кемеровский государственный университет

МАЭ — Материалы по антропологии и этнографии

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

СА — Советская археология

САИ — Свод археологических источников

СЭ — Советская этнография

ТКАЭЭ — Тувинская комплексная археолого-этнографическая экспедиция

ТНИИЯЛИ — Тувинский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

ХакНИИЯЛИ — Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки