главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Е.И. Кpупнов. Древняя история Северного Кавказа. М.: 1960. Е.И. Кpупнов

Древняя история Северного Кавказа.

// М.: 1960. 520 с.

Скачать файл: .djvu, 15,3 Мб.

Оглавление

 

Введение. — 5

 

Глава I. Краткий географический очерк центрального Предкавказья. — 17

Глава II. История археологического изучения центрального Предкавказья. — 25

Глава III. Аналаз древнейших письменных источников о Северном Кавказе. — 54

Глава IV. Археологические материалы позднебронзового века на Северном Кавказе. — 76

Памятники кобанской культуры Северного Кавказа. — 77

Памятника степной киммерийской культуры на Северном Кавказе. — 110

Глава V. Археологическая культура центрального Предкавказья в ранне-железном веке и её локальные варианты. — 137

Бытовые памятники (поселения и городища). — 137

Погребальные памятники (курганы и могильника). — 175

Глава VI. Основы хозяйства населения центрального Предкавказья раннежелезного века. — 300

Скотоводство. — 301

Охота и рыболовство. — 311

Земледелие. — 312

Металлургия и металлообработка. — 316

Керамическое производство. — 327

Ткачество. — 329

Глава VII. Общественный строй. — 331

Глава VIII. Обмен и международные связи. — 341

Глава IX. Духовная культура и первобытная идеология. — 357

Глава X. Место и роль носителей кобанской культуры в истории народов Северного Кавказа. — 378

 

Заключение. — 397

 

Приложение.

Нестеровский могильник. — 401

 

Иллюстрации.

Таблицы I-LXXVI. — 423

 

Указатели.

Указатель имён исследователей и путешественников. — 497

Предметный указатель. — 501

Указатель географических и этнических названий. — 507

Указатель истерических и мифологических имён. — 516

Указатель научных учреждений и музеев. — 517

Список сокращений. — 518

 


 

Заключение.   ^

 

Мы проследили почти тысячелетний процесс исторического развития древнего населения Северного Кавказа, начиная с конца II тысячелетия до н.э. и до первого появления на Северном Кавказе сарматских племён (III в. до н.э.).

 

На основе анализа руководящих форы местного хозяйственно-бытового инвентаря рубежа II-I тысячелетий до н.э. нам удалось установить существование на Северном Кавказе трёх самостоятельных археологических культур; в центральной части — кобанской, в восточной Чечне и Дагестане — каякентско-хорочоевской и на Кубани — прикубанской культуры. В Западной Грузии в это же время процветала колхидская культура. Все эти культуры отражали лишь местные особенности однородного общекавказского этнического массива, являвшегося подосновой единой древнекавказской, или иберийско-кавказской, языковой семьи.

 

Развитие каждой из этих культур происходило по определённым этапам и отражало местные особенности культурно-экономического роста населения отдельных районов. Так, по формам погребальных сооружений, погребальному обряду и наиболее массовому керамическому материалу в пределах границ кобанской культуры были выделены три локальных варианта, отражающих племенные отличия древних групп населения Кабардино-Пятигорья, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии в раннежелезном веке.

 

Основными ведущими формами хозяйства осёдлого населения нагорных и предгорных районов Северного Кавказа в то время были: экстенсивное скотоводство яйлажного типа, довольно развитое земледелие и высокопродуктивное металлургическое дело, процветавшее в рамках домашнего производства.

 

Социальная структура общества того временя рисуется как родо-племенное устройство, с элементами резко выраженного имущественного неравенства, с фактами

(397/398)

выделения племенных вождей и даже вождей союзов племён, возникавших в целях войны и обороны. Общество проходило последнюю ступень развития родового строя, сопровождавшуюся зарождением патриархального рабства и работорговли.

 

Для экономического и культурного роста, населения этого края немаловажное значение имели развивавшиеся связи с внешним миром, которые проявлялись и в бранных делах (походы, набеги) и в мирных сношениях (обмен). Северный Кавказ издавна был связан с Закавказьем, со странами Древнего Востока (Иран, Месопотамия) и Восточного Средиземноморья (Древняя Греция, Финикия, Сирия и Египет).

 

Через леса, степи, горы и моря на Северный Кавказ попадали образцы более совершенного оружия, украшения, различные ценности. В свою очередь Кавказ поставлял в другие страны скот, кожу, хлеб, руду, металлическое изделия и рабов.

 

В этот период жизнь населения Северного Кавказа оказалась органически связанной с историческими судьбами племён юго-восточной Европы.

 

Последовательное включение в однородную кавказскую этническую среду киммерийских, скифских, а позднее и сарматских (ираноязычных) элементов (начиная с киммеро-скифских походов) обогатило культуру местных племён массовым освоением железа и положило путём постепенной языковой ассимиляции начало формирования в центре Кавказа алано-осетинской (ираноязычной) народности.

 

Степные племена киммерийцев, скифов и савроматов сыграли определённую роль в истории народов Кавказа раннежелезного века. Это была бурная эпоха, изобиловавшая бранными делами и героическими подвигами местного населения, ещё не распавшегося на отдельные народности. Резонно предполагать, что в этой этнически однородной среде и зародились начала эпических песен и основное ядро знаменитого богатырского нартского эпоса, в частности циклы сказаний о нарте Тлепше, Курдалагоне и других нартах, олицетворявших высокое кузнечное мастерство.

 

Совершенством форм и отделки отличались многочисленные и разнообразные предметы кобанской культуры всех этапов её развития. Даже позднекобанские вещи — это образцы высокого прикладного искусства. Традиции этого искусства прослеживаются и позднее в культуре народов Северного Кавказа.

 

Комплексное использование всех видов исторических источников приводит к выводу, что аборигенное население Северного Кавказа раннежелезного века может считаться далёким родоначальником современного коренного населения Осетии, Кабардино-Балкарии, Черкесии, Адыгеи, Чечено-Ингушетии и Дагестана. Именно в ведрах этих культур и в этническом составе населения края и были заложены основы формирования адыго-черкесо-кабардинской, осетинской (со сменой языка), чечено-ингушской и дагестанских народностей Северного Кавказа.

 

Если читатель признает, что нам удалось хоть в какой-то степени прояснить далёкое прошлое коренных народов Северного Кавказа и показать, что их древняя история, как и новая, являлась частью общей истории юго-восточной Европы, автор с удовлетворением будет считать свою задачу выполненной.

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки