
M.Е. Кравцова
История культуры Китая.
// СПб: «Лань», 1999. 416 с. ISBN 5-8114-0063-2
Оглавление
Введение. — 7
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения истории культуры Китая. — 14
1. Архитектоника естественно-географического и историко-культурного пространства ареала обитания китайского этноса. — 15
2. История изучения культурного наследия Китая в российской и зарубежной гуманитарии. — 21
3. Европоцентрический, китаецентрический и цивилизационный подходы к Китаю. — 30
4. Определение места китайской цивилизации в мировом историко-культурном процессе в современной науке. — 33
Глава 2. Основные этапы истории развития китайской цивилизации. — 36
1. Традиционный и научный варианты историографической периодизации Китая. — 37
2. Архаический Китай. — 40
3. Древний Китай. — 46
Период ранних государств. Эпохи Шан-Инь, XVI-XI вв. до н.э., и Чжоу, XI-III вв. до н.э. — 46
Период ранних империй. Эпохи Цинь, 221-207 гг. до н.э., и Хань, 206 г. до н.э. — 220 г. н.э. — 57
4. Традиционный Китай. — 67
Предклассический период. Эпоха Шести династий, III-VI вв. — 67
Классический период. Эпохи Тан, 618-907, и Сун, 960-1127. — 71
Период чужеземных экспансий и монгольского владычества. Эпохи Южная Сун, 1127-1279, и Юань, 1271-1368. — 77
Период реставрации национальной государственности. Эпоха Мин, 1368-1644. — 78
Период маньчжурского владычества. Эпоха Цин, 1644- 1911. — 83
5. Китай в XX в. — 87
6. Природа и сущность династийных циклов и переходных периодов, их роль в истории китайской цивилизации. — 92
Глава 3. Архаическая культурная традиция. Исходные мировоззренческие модели, ментальные константы и идеологические комплексы. — 98
1. Гипотезы этно- и культурогенеза китайской цивилизации. — 99
Пятичленная космологическая модель: история сложения, композиция, символика и образные обозначения. — 104
2. Древнейшие космолого-онтологические и антропологические воззрения. — 105
Семантика пятичленной космологической модели и исходные ментальные константы китайской цивилизации. — 117
3. Архаико-идеологическая традиция в художественной и материальной культуре древнего и имперского Китая. Космологическая семантика и сакральный смысл музыкальных видов искусства, художественной словесности и строительства. — 123
4. История сложения и типологические особенности политической культуры древнего и имперского Китая. Государственные верования, культы и комплекс представлений о верховной власти и её носителе. — 138
Глава 4. Мифологические представления. — 148
1. Оценки китайских мифологических представлений в современной науке. — 149
2. Космогонические мифы. — 154
Мифы о Пань-гу, Хаосе-хуньдунь, отделении Неба от Земли и «золотом веке». — 154
Мифы о трёх великих первопредках: Нюй-ва, Фу-си и Шэнь-нун. — 158
3. Героические мифы. — 162
Повествования о пяти совершенномудрых государях древности и о божествах-повелителях частей света. — 162
Мифы о Сяском Юе и о потопе. — 167
Повествования о государях-основателях древних династий, государях-злодеях и героических личностях прошлого. — 169
4. Астральные мифологические сюжеты и образы-мифологемы. — 171
Солярные мифологические сюжеты и образы. — 171
Лунарные мифологические сюжеты и образы. — 174
Собственно астральные мифы. Сюжет о Ткачихе и Пастухе. — 177
5. Космолого-мифологические представления и культы южного и восточного регионов Древнего Китая. — 177
6. Анимистические верования: представления о загробном мире и о душе. — 183
7. Древние мифологические представления в популярной культуре традиционного и современного Китая. Календарные праздники. — 187
Глава 5. Оформленные идеологические системы. Национальные учения, вероучения и китайско-буддийская традиция. — 194
1. Ведущие древнекитайские философские школы и направления. — 195
Общая характеристика. — 195
2. Конфуцианство. — 201
Происхождение и основные этапы развития конфуцианского учения и традиции. — 201
Памятники конфуцианского канона, околоканонические книги и общий круг традиционной конфуцианской литературы. — 209
Теоретические основы и культуральные последствия конфуцианской традиции. — 215
3. Даосизм. — 225
Внутренняя композиция, структурные направления и начальный этап формирования даосской традиции. — 225
Даосская философия: космолого-онтологические, антропологические и социополитические воззрения и концепции. — 232
Даосское религиозное направление: «внешняя» и «внутренняя алхимия». — 241
Формы социальной организации даосской традиции. — 246
Даосская традиция в художественной культуре Китая. — 251
4. Китайско-буддийская традиция. — 255
История развития и общая характеристика эталонного (индийского) буддизма. — 255
Основные вехи сложения и главные типологические особенности китайско-буддийской традиции. — 261
Китайско-буддийское культовое зодчество и изобразительное искусство. — 271
Глава 6. Культура и личность. — 280
1. Феномен вариативности индивидуального вероисповедания. — 281
2. Принципы досугового времяпрепровождения и роль досуга в формировании национальной художественной культуры. — 287
3. Семейные устои и интимная жизнь. — 294
Архаико-религиозное, натурфилософское осмысление интимной жизни людей, организация гарема и система китайских образов-эротизмов. — 294
Даосские эротологические концепции и их влияние на формирование сексуальной культуры китайцев. — 301
Отношение к браку, интимной жизни и любовной эмоции в конфуцианстве. — 305
Эстетический идеал женщины и мужчины. — 310
Глава 7. Письменная культура и художественная словесность. — 314
1. Иероглифическая письменность. Происхождение и история развития китайской иероглифической письменности. — 315
Свойства и категории китайских иероглифов. — 321
2. Поэтическое творчество. — 325
Ведущие жанровые разновидности китайской поэзии и основы поэтики китайского стиха. — 325
Ведущие тематические направления и группы китайской поэзии. — 329
3. Жанры и формы художественной прозы. — 334
Китайская проза «малых» и «средних» форм. — 335
Китайский роман. — 339
4. Драма и театральное искусство. — 342
Происхождение и история развития театрального искусства Китая. — 342
Основные художественно-композиционные особенности китайской драмы. — 346
Глава 8. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. — 348
1. Изобразительное искусство Древнего Китая. — 349
2. Изобразительное искусство традиционного Китая. Светская живопись: ведущие жанры и направления. — 355
Начальный этап становления светской живописи: живопись предклассического периода и творчество Гу Кайчжи. — 355
Ведущие жанры классической китайской живописи. — 356
Пейзажная живопись: основные направления и школы. — 358
3. Декоративно-прикладное искусство и ремёсла: лак, шёлк, фарфор. — 363
Китайские лаки. — 363
Шелкоткацкое производство. — 366
Фарфор. — 370
Заключение. — 376
Приложение I. Контрольные вопросы и темы для письменных заданий. — 397
Приложение II. Таблицы. — 406
Таблица I. Периодизация истории Китая. — 406
Таблица II Пятичленная космологическая модель как универсальная классификационная схема китайской культуры. — 408
Таблица III. Композиция годового цикла (времена года, месяцы и сезоны). — 411
Таблица IV. Композиция 60-летнего цикла по Дальневосточному календарю. Соотношение «животного» цикла с пространственными зонами, стихиями, цветовой символикой и Мужским (Ян) и Женским (Инь) космическими началами. — 412
Таблица V. Пространственно-временная композиция года и суток по двенадцатиричному «животному» циклу. — 413
Таблица VI. Гармония «звёздного узора». 28 китайских зодиакальных созвездий. — 414
|