главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древние культуры Китая. Палеолит, неолит и эпоха металла. Новосибирск: 1985.120 с. (История и культура Востока Азии.) С.Т. Кожанов

Снаряжение и одежда воинов эпохи Хань

(по материалам глиняных скульптур Янцзявань).

// Древние культуры Китая. Палеолит, неолит и эпоха металла.
(История и культура востока Азии.) Новосибирск: 1985. С. 112-119.

 

В 1965 г. у д. Янцзявань неподалеку от г. Сяньян (пров. Шэньси) были сделаны интересные находки глиняных фигурок воинов и всадников, относящиеся к периоду Западная Хань. Всего в этом районе по подсчётам китайских археологов обнаружено около 70 захоронений, датируемых различным временем. В ходе археологических работ основное внимание было сосредоточено на двух гробницах — №4 и 5. Эти захоронения расположены рядом, в 26 м друг от друга, в направлении север — юг, причём гробница №4 находится южнее. Примерно в 76 м на юг от неё обнаружено 11 ям, в которых были найдены глиняные фигурки конников, пеших воинов, модели колесниц. [1] Эти ямы располагались двумя почти параллельными «колоннами» с севера на юг общей шириной около 20 м и длиной примерно 50 м. Каждая из «колонн» состояла из пяти хранилищ с фигурками всадников и пехотинцев (три — с конниками, два — с пешими воинами). Между ними, ближе к западной «колонне», найден чэ-ма кэн (рис. 1).

 

Каждую «колонну» можно разделить на две группы — северную и южную. Первую составляют два хранилища с фигурками всадников, а вторую — одно хранилище со скульптурами конни-

 

Рис. 1. Схема расположения гробниц №4 и 5 и хранилищ с фигурками конников и пехотинцев.

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

ков и два — с пехотинцами. К южной группе западной «колонны» и примыкает чэ-ма кэн. Вполне допустимо, что порядок расположения фигур конников и отрядов пехотинцев отражает принципы построения почётного караула при погребении высокопоставленных чинов или же реальные боевые порядки, применявшиеся в сражениях в начальный период Западной Хань. Это наглядно демонстрирует значительно возросший удельный вес кавалерийских формирований в ханьскую эпоху. В это время структура армии Китая претерпевает значительные изменения. Колесничные подразделения, являвшиеся основным элементом боевых отрядов в предшествующие периоды, утрачивают своё былое значение. Главная роль отводится подвижной, маневренной кавалерии. В ханьское время отряды конников были уже вполне самостоятельным элементом китайской армии. На китайской равнине всадники появляются примерно в конце Чуньцю — начале Чжаньго в результате участившихся контактов с кочевыми и полукочевыми племенами лесостепной зоны Евразии, которые принесли с собой богатый опыт и знания в области коневодства, использования лошадей в военном деле. Превосходство кавалерийских подразделений над менее манёвренными колесницами предопределило значительные изменения структуры китайской армии, а также тактики военных действий. Примечательно, что в знаменитом «Трактате о военном искусстве» Сунь-цзы, [2] относящемся к периоду Чуньцю, вопросы, связанные с действиями в бою кавалерии, не получили сколько-нибудь детального рассмотрения. Но в сочинении не менее известного древнекитайского стратега У-цзы «Об искусстве ведения боя», датируемом периодом Чжаньго, эти проблемы рассматриваются специально. У-цзы даёт советы, как правильно ухаживать за боевым конём: «Во время длительного похода всадникам требуется много раз спешиваться: пусть лучше люди устанут, но не давайте переутомляться лошадям». [3]

 

Столь пристальное внимание к лошадям объяснялось не только возросшим их значением для военного дела, но и недостаточной численностью конского поголовья. По сообщениям «Хань шу», в начале ханьской эпохи коней было так мало, что «даже Сын Неба (император. — С.К.) не имел квадриги чистокровных лошадей, а высшие военные и гражданские чины ездили в повозках, запряжённых быками». [4]

 

Возросшая потребность в лошадях вынуждала ханьских правителей проводить политику всемерного поощрения коневодства, предусматривавшую освобождение от ряда повинностей или снижение налога тем, кто занимался выращиванием боевых лошадей. Отбор в конные отряды был строгим: у кандидатов проверялось умение обращаться с боевым конём и ухаживать за ним, а также владеть оружием в седле. Развитие коневодства по-

(112/113)

зволило уже в середине II в. до н.э. значительно увеличить конское поголовье в стране. В письменных источниках, относящихся к тому периоду, имеются упоминания о стотысячных кавалерийских отрядах.

 

Судя по фигуркам лошадей из Янцзявань, селективная работа при выращивании боевых копей в ханьскую эпоху проводилась достаточно успешно. Скульптуры запечатлели лошадей с довольно высокой холкой, длинной шеей, поджарым туловом, сильной, хорошо развитой грудью, что вполне отвечало требованиям, предъявляемым к боевым коням. Весьма разнообразной была конская сбруя, в состав которой входили: удила, узда, поводья, чересседельник, подпруга, подъяремник, шлея, седло, чепрак. Стремена и подковы для ханьского времени не отмечены.

 

Примечательно, что в китайской армии были конные отряды, полностью укомплектованные выходцами из кочевых племён. Как сообщается в письменных источниках, существовал специальный термин «лоуфан», которым именовали таких перебежчиков. Причем численность их была довольно значительной, в отдельные периоды она достигала нескольких тысяч. Использование конных подразделений повлияло на тактику боевых действий. В ханьское время боевой порядок войск был примерно таким: в центре фронта находилось некоторое количество боевых экипажей, на флангах размещались пехотинцы. Кавалерия составляла как бы вторую линию нападения и в случае необходимости могла оказать поддержку, нанося неожиданные для противника удары. К тому же подвижность конных отрядов позволяла довольно быстро менять боевое построение. Именно с помощью кавалерийских формирований видный ханьский царедворец тайвэй Чжоу Яфу во время умиротворения «смуты семи князей» при императоре Цзинди (середина II в. до н.э.) нанёс поражение мятежникам.

 

Раскопки в Янцзявань дали богатый материал: 583 фигурки конников и 1965 скульптур пеших воинов. В шести хранилищах-ямах находились всадники, в остальных — модели повозок, колесниц и статуэтки пехотинцев. [5] Десять ям — земляные, одна облицована внутри кирпичом. Располагались они почти симметрично. Размеры ям различны: одни — около 5 м в длину и более 2 м в ширину (как правило, в них установлены фигурки пехотинцев), другие — 2,6 м в длину, 0,98 м в ширину, глубина их не превышает 1 м. Сооружались эти хранилища следующим образом: сначала выкапывалась прямоугольная яма, затем в одной из боковых стен пробивалось по одной-две ниши для статуэток всадников или пехотинцев (рис. 2, 1, 3; 3). Количество скульптур в хранилищах было неодинаковым: в некоторых — фигурки всадников расположены в четыре ряда примерно по десять в каждом (рис. 3), в других — в 11 рядов по 11 фигурок в каждом (рис. 4). Максимальное число конных статуэток, обнаруженных в одной яме, достигает 121, а минимальное — 47. Количество фигурок пехотинцев в хранилищах разное: в одних — более 300, в других — около 100.

 

Размеры фигурок всадников одинаковы, а лошадок — различны. Среди последних отмечены статуэтки высотой 68 см (рис. 5, 2). Они окрашены в чёрный, белый и красный цвета. Чепрак, узда, другие части сбруи покрыты богатым растительным орнаментом. Встречаются также фигурки лошадок высотой 50 см, окрашенные в более светлые тона, в остальном они полностью идентичны более крупным скульптуркам (рис. 5, 1). Фигурки всадников выполнены с использованием зелёной, красной, белой и коричневой красок;

(113/114)

 

Рис. 2. Расположение фигурок пеших воинов. 1 — вид сверху, 2 — вид спереди, 3 — вид сбоку.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

Рис. 3. Расположение фигурок всадников в малом хранилище (вид сверху).

(Открыть Рис. 3 в новом окне)

 

защитный доспех окрашен чёрным цветом, причём пластинки панциря и их соединения выделены с помощью белой и красной красок. [6]

 

Рис. 4. Расположение фигурок всадников в большом хранилище (вид сверху).

(Открыть Рис. 4 в новом окне)

 

Обращает [на себя] внимание тщательная и детальная проработка изображений. Позы людей естественны и живы. Возможно, в сравнении с глиняными скульптурами из мавзолея Цинь Шихуана погребальная пластика из Янцзявань кажется более статичной, лишённой индивидуальных характеристик. Однако было бы необоснованным отрицать её экспрессивность и внутренний динамизм. Особенно ярко эти качества проявляются в фигурках запечатленных в различных позах лошадей. Некоторые изображены статично, другие — с задранной вверх головой, с оскаленными зубами. Успешно использованы и возможности цветового решения: сочетание тревожного красного цвета халата всадника с чёрным цветом лошади создаёт ощущение напряжённости, которое усиливается контрастом белого (кант и чепрак) на тёмном фоне. Фигурки всадников, однако, лишены этой выразительности, позы их довольно однообразны: согнутые в локтях руки с кулаками на уровне груди как бы удерживают поводья и оружие. Одна часть всадников облачена в доспехи чёрного цвета, другая — в красные халаты с правым запахом. Фигурки всадников и лошадиные хвосты изготавливались отдельно, а затем соединялись с корпусом лошади.

 

Статуэтки пеших воинов также отличаются по размерам: некоторые из них достигают в высоту 48,5 см, другие — 44,5 см. Большая часть фигур изображает человека с поднятой до уровня ключицы правой рукой со сжатыми в кулак пальцами, левая рука, также с кулаком, опущена вдоль тела. В кулаках имеются сквозные отверстия, причём в некоторых обнаружены остатки железных прутиков. Статуэтки раскрашены зелёной, коричневой, красной, белой и чёрной красками. Доспехи выполнены в чёрном цвете. И это неслучайно [не случайно]. Согласно свидетельствам письменных источников, в ханьское время существовал специальный термин сюань цзя (чёрные доспехи), которым обозначали панцири, выполненные из железных пластин почти чёрного цвета (во всяком случае, более тёмного, чем бронзовые). Поэтому вполне допустимо предположить, что подобной окраской защитных доспехов пытались передать их исходный материал. Следует отметить, что цвету в Янцзявань вообще придавалось большое значение и разнообразием цветовой гаммы погребальная пластика из Шэньси выгодно отличается от монохроматических скульптур мавзолея Цинь Шихуана.

 

По подсчетам Ян Хуна, около 40% всех найденных в Янцзявань фигурок облачено в панцири различного покроя, причём все они «железные». [7] Это вполне согласуется с данными о значительном распространении железных изделий в ханьском Китае. Железо впервые отмечено в данном регионе примерно в чжоуское время. Уже в период Чжаньго известны панцири и шлемы, изготовлен-

(114/115)

ные из железных пластин, [8] хотя тогда они ещё не получили достаточного распространения. В Хань техника железоделательного производства получает значительное развитие, становится более совершенной. [9] Разнообразием отличался и ассортимент железных изделий. Развитию железоделательных промыслов способствовала и политика ханьского государства, объявившего изготовление железа своей монополией. Специальные департаменты — так называемые те гуань — осуществляли контроль за добычей и переработкой железной руды в стране. [10]

 

Рис. 5. Фигурки всадников из Янцзявань.

(Открыть Рис. 5 в новом окне)

Рис. 6. Фигурки пеших воинов.

1 — воины в халатах, с колчанами для стрел на спине, 2 — воины, облачённые в панцири первого типа, 3 — одеяние пехотинца.

(Открыть Рис. 6 в новом окне)

 

Использование железных пластин для изготовления доспехов значительно повысило их защитные свойства, поэтому постепенно они начинают вытеснять аналогичные изделия из бронзы и кожи, которые, однако, ещё достаточно длительное время входили в состав военного снаряжения китайских воинов. Панцири, представленные в Янцзявань, можно разделить на три основных типа защитного вооружения. Пластинчатые панцири наиболее простой конструкции составляют первую группу (рис. 6, 2). Они представляют собой доспех, предохранявший в основном грудь, живот и спину. Передок и спинка соединялись по бокам, верхние ремни крепились на плечах. Передок состоял из трёх (реже четырёх) ярусов пластин прямоугольной формы. Два верхних яруса были образованы одинаковыми по размерам пластинами, число которых в каждом из ярусов было различным: в верхнем — пять-шесть, в нижнем — восемь-десять пластин. Нижний ярус состоял из восьми-десяти пластин прямоугольной формы (в длину они примерно вдвое превосходили пластины верхних ярусов). Покрой спинки и передка идентичен.

 

Доспехи второго типа имели более сложную конструкцию — они предохраняли также и плечи. Панцири этого типа по внешнему виду весьма напоминают доспехи, в которые были облачены воины «глиняной армии» императора Цин Шихуана. Эти доспехи напоминают безрукавку, доходящую до бёдер, с вырезами по бокам внизу для обеспечения свободы движения ног. Она сочетается с оплечьями, прикрывающими верхнюю треть рук. Это также пластинчатые доспехи, но в их конструкции использованы пластины несколько меньших размеров, чем в доспехах первого типа. Передняя часть обычно состояла из четырёх (реже пяти) ярусов пластин. Три верхних яруса жёстко соединялись между собой, снаружи поперёк туловища они дополнительно обвязывались верёвочками. Нижний ярус, напоминающий по форме равнобедренную трапецию с широким основанием вверху, крепился подвижно, как и оплечья, состоявшие из трёх рядов по пять-шесть пластин в каждом.

 

Третий тип доспехов представлен комбинированным панцирем: чешуйчатая рубашка-безрукавка, образованная из округлых, лепесткообразных пластинок, которые соединены таким образом, что спрямленный верхний край нижнего яруса перекрывается верхним ярусом. Этим достигалось усиление защитного слоя при сохранении гибкости доспеха. Нижняя часть, защищавшая бёдра, образована из более крупных пластин почти квадратной формы, которые крепились подвижно, но не перекрывали друг друга. Для усиления с наружной стороны через отверстия в пластинах пропущены ряды вертикальных параллельных «косичек» из кожаных шнурков или конопляных верёвочек. Аналогично крепилось и пластинчатое оплечье, состоявшее из четырёх ярусов пластин по шесть-семь в каждом. Как правило, имелось только одно левое оплечье.

 

Часть фигурок была облачена, помимо доспехов, в халаты. У некоторых воинов па спине изображены колчаны для стрел (рис. 6, 1). У многих в левой руке щиты довольно больших размеров, которые по форме напоминают суженный в нижней части прямоугольник с фигурными вырезами по периметру. В Янцзявань не были обнаружены изображения шлемов, хотя этот элемент защитного вооружения известен по археологическим находкам и в Чжаньго, и в более ранние периоды. Кроме фигурок воинов были также

(115/116)

найдены скульптурки танцоров и музыкантов.

 

Рис. 7. Головные уборы воинов из Янцзявань.

1 — шапочки-ушанки с орнаментом в виде сердечка, 2 — шапочки-ушанки со стеганым козырьком, 3 — ленты-платки.

(Открыть Рис. 7 в новом окне)

 

Все фигуры изображены в головных уборах, которые можно разделить на два типа: 1) своеобразные шапочки-ушанки, закрывающие полностью уши и часть щеки. Завязывались они на подбородке (рис. 1, 2). Некоторые ушанки имеют «стеганный [стёганый]» козырёк из нескольких валиков, прикрывающий височные и лобную части. Ушанки украшены орнаментом в виде сердечка над висками, в центре лобной части и на затылке (рис. 7, 2); 2) уборы, напоминающие головные платки (рис. 7, 3). Обхватывая наподобие ленты лоб и виски, они прикрывали волосы, забранные в пучок на затылке. Эти головные уборы красно-коричневого и чёрного цветов покрыты геометрическим узором. Фигурки с подобными «лентами-платками» облачены в халаты красного цвета с белым поясом. На левом плече завязана широкая чёрная лента, которая наискось пересекает грудь и спину. С ленты свисают белые полосы.

 

Рис. 8. План гробницы №4 и расположение ям с погребальной утварью.

(Открыть Рис. 8 в новом окне)

 

Основная часть фигурок изображена в башмаках, напоминающих плетенную [плетёную] из соломы обувь. Некоторые статуэтки запечатлели людей в сапогах с коротким голенищем, с заострёнными и слегка загнутыми вверх носками. На ногах одного из воинов (возможно, командир) сапоги с высоким голенищем, украшенные сплошь разноцветным растительным узором. Всё одеяние этого воина отличается некоторой торжественностью. На нём комбинированный панцирь с одним, левым, оплечьем. Правая рука поднята прямо вверх, пальцы, за исключением указательного, сжаты в кулак. Левая рука опущена и слегка отставлена в сторону. Высота фигурки 48,5 см.

 

Фигурки всадников и воинов были обнаружены в 11 хранилищах-ямах южнее могильного холма гробницы №4, который имеет следующие размеры: высота сохранившейся части — 24 м, длина — 20, ширина — 15. Холм сильно осел, по предположениям китайских археологов, его нынешние линейные размеры составляют около четверти первоначальных. Юго-восточная оконечность холма сильно повреждена, и его конфигурация напоминает прямоугольную трапецию (см. рис. 1). Холм насыпан непосредственно над могильной камерой. Коридор гробницы расположен перпендикулярно могильной и центральной камерам. Общая протяжённость коридора и обеих камер составляет около 100 м: коридор — 44 м (север — юг), камеры — примерно 50 м (запад — восток) (рис. 8). Ширина коридора у входа в гробницу — 6 м, самое широкое место гробницы 23 м. От входа коридор ведёт на север с постепенным уклоном в 18,5°, затем также под уклоном поворачивает на запад и через центральную камеру ведёт к могильной. Место изгиба представляет собой прямоугольную площадку размерами 6,8-7,35×6,5-7,6 м. Стены гробницы имеют вертикальные желоба, расположенные симметрично по обеим сторонам. На восточной стене расположено восемь пар желобов, на западной — семь пар. Расстояние между парами составляет примерно 5 м, глубина желобов — 0,5-1 м, высота — 9-10, ширина — 0,5-0,7 м. В верхней части вертикальные желоба пересекаются с горизонтально идущими желобами, которые имеют почти аналогичные линейные размеры. В некоторых желобах обнаружены остатки древесной золы, а в одном сохранился кусочек сандалового дерева. Возможно, эти желоба использовались для установки опорных балок. Подобные конструкции весьма напоминают перекрытия, характерные для построек Западной Хань. [11] На стенах гробницы имеются также горизонтальные «ступени» шириной 0,5-0,7 м, идущие параллельными уступами сверху вниз. Расстояние между ними (т.е. фактически высота «ступеней») — около 3-3,5 м. Южная часть могильного коридора имеет четыре ряда подобных «ступеней», а западная — шесть рядов.

 

При раскопках гробницы в довольно толстом слое древесной золы найдено четыре железных кольца, возможно являвшихся принадлежностью саркофага. В южной части гробницы обнаружено более 200 нефритовых пластинок различной конфигурации, обломок железного меча длиной 9 см, несколько бронзовых пластин, половинка яшмового би (украшение в виде круга с отверстием посередине) и прочие предметы. Нефритовые пластинки имеются и в других частях гробницы: в грабительском лазе, на всей площади могильной

(116/117)

камеры. Наличие отверстий, просверленных в пластинках из нефрита, наводит на мысль, что, возможно, они были использованы для изготовления особо торжественного и почётного погребального одеяния, о котором упоминается в «Хань шу», — «нефритовая одежда, шитая золотыми нитями». Подобное «нефритовое одеяние» было найдено в могиле Лю Шэна в Маньчэне (примерно в 140 км к юго-западу от Пекина) [12] и до сих пор является уникальной находкой. В конце 50-х гг. неподалеку от Маньчэна при раскопках гробницы, приписываемой Лю Яню, обнаружено более 5 тыс. нефритовых пластинок в рассыпанном состоянии, поэтому восстановить первоначальный облик тогда не удалось, и только раскопки могилы Лю Шэна (там же, в Маньчэне) дали возможность ознакомиться с великолепно сохранившимся «нефритовым одеянием, шитым золотыми нитками». В Янцзявань это одеяние также было разрушено грабителями и не сохранилось. Найденные пластинки имеют разнообразную конфигурацию: треугольную, ромбовидную, прямоугольную и пр. Изготовлены они из нефрита очень высокого качества, по окраске разнятся — имеются белые, зеленоватые, опаловые пластинки. В отверстии одной из них сохранился фрагмент серебряной нити. Возможно, это одеяние было сшито серебряными нитями.

 

Археологические раскопки 1970 г. выявили на площади гробницы №4 семь ям, получивших индексацию от К1 до К7. Если 11 ям-хранилищ, обнаруженных в 1965 г., располагались вне гробницы, то новые находки в основном находились внутри её — K1, К2 и КЗ в начале могильного коридора; в месте поворота коридора на запад — К4, в центре «западной» части — К7; за пределами гробницы, примерно в 20 м к западу от входа в коридор — К5 и К6 (см. рис. 8). Ямы K1, К2, К5 и К6 выложены изнутри кирпичами, а степы остальных — деревянными брусьями. В этих семи ямах обнаружены различные предметы: ритуальная утварь, модели повозок, сосуды из керамики и бронзы, фигурки лошадей, возниц и пр. Длина К7 около 7 м, ширина — 1,5 м. Стенки выложены сандаловым деревом. В яме найдены две лаковые раскрашенные модели повозок, под которыми лежали кости собаки, три лаковые шкатулки, однако их содержимое было похищено грабителями ещё в древности. У западной стенки лежало блюдо с бараньими костями. Очевидно, эта яма предназначалась для хранения ритуальной утвари. [13] Предметы повседневного обихода помещались в трех ямах — K1, К2 и КЗ, расположенных параллельно друг другу, первая из них сильно разрушена более поздней могилой ханьского времени. Поэтому её содержимое значительно пострадало. Относительно неплохо сохранилась яма К2. Её размеры 2,5×5×1,8 м. Дно и стены ямы выложены кирпичом различной окраски, поверхность покрыта геометрическим узором. Внутри найдены были пять сосудов доу, три блюда пань, прочая кухонная утварь. Аналогичные размеры имеет яма КЗ, однако её стены сделаны из деревянных брусьев, а пол выложен цветным узорчатым кирпичом. Крыша ямы состоит из 17 сандаловых брусьев размером 24×28 см.

 

Хранилища К4, К5 и Кб являются чэ-ма кэнами. Первое из них полностью выполнено из сандалового дерева, его размеры длина 4,7 м, ширина 2,5 м. В нём стояли две модели экипажей, запряжка обоих — тройка, что не характерно для ханьского времени. Одна из моделей относительно небольших размеров, невелика и фигурка лошади, голова которой убрана бронзовыми украшениями. Вторая повозка крупнее, диаметр колёс экипажа около 80 см. Сзади повозок стоят две искусно раскрашенные фигурки людей, на поясе которых укреплены так называемые бао цзянь (драгоценные мечи). Руки со сжатыми в кулак пальцами находятся на уровне груди. Лошадки окрашены в красный цвет, их тела богато инкрустированы бронзовыми бляшками полусферической формы и украшены кисточкообразными узорами. В ряде описаний убранства лошадей в ханьское время говорится об украшениях-кисточках, которые делались из хвостов тибетского яка и высоко ценились. Обращает на себя внимание, что у одной из фигурок лошадок голова отделена от тулова.

 

Интересные находки дали два других чэ-ма кэна — К5 и К6, расположенные вне могилы. Стенки их выложены цветным узорчатым кирпичом, внутри, вплотную к стенам, установлен ящик из сандалового дерева. На крышке ящика лежал слой кирпичей, покрытый утрамбованной землёй. Длина К5 9,7 м, ширина 1,85, глубина 1,4 м. В нём находилось пять моделей повозок, запряжённых лошадьми. К сожалению, они сильно пострадали, поскольку прогнившая крыша не выдержала веса кирпичей и рухнула. Лучшей сохранностью отмечается повозка №1: экипаж с дышлом, запряжка — квадрига. И то и другое более привычно для предшествующих периодов, но не для ханьского времени. [14] Предполагаемая первоначальная длина дышла — около 1 м, передний конец его был окрашен в красный цвет, остальная часть — в коричневый. Сохранилась перекладина хэн красного цвета. Длина её 43 см. Средняя часть хэн имеет утолщение. Длина оси около 1 м, диаметр колёс — 2,5 см, концы окрашены в красный цвет, а сама ось — в коричневый. Диаметр колёс экипажа — 65 см, в каждом колесе по 24 спицы. Кузов экипажа сделан из досок, расписанных растительным орнаментом и покрытых лаком. В передней части кузова укреплён поперечный поручень длиной 76 и шириной 7 см. Высота вертикальных стоек на передке экипажа примерно 15 см, а с боков и на задней площадке — 25 см. Кузов прямоугольной формы (40×76 см) крепился длинной стороной параллельно осевой линии. Сзади, с правой стороны, в ограждении кузова имеется проход для посадки. Всего в этом чэ-ма кэне было найдено 187 предметов, относящихся к конской сбруе, военному снаряжению и декоративным деталям повозки.

 

По сравнению с К5 чэ-ма кэн К6 несколько больших размеров: длина 9,5 м, ширина 3,6, глубина 1,3-1,55 м. Здесь было найдено восемь моделей экипажей, установленных в два ряда. Каждый ряд делился на две группы по два экипажа в каждой. Модели разнятся между собой по конструкции и способам запряжки: четыре экипажа имеют зонт хуа-гай, у четырёх экипажей запряжка квадрига, у двух — бига. Наиболее распространённый, лёгкий, прогулочный, экипаж хань-

(117/118)

ского времени запечатлён в модели №8. Он имеет зонт хуа-гай, нижний конец древка которого украшен бронзовыми кисточками, диаметр древка — 3 см. Оглобли с изогнутыми вверх передними концами окрашены в коричневый цвет. Длина их 110 см. Передние концы в сечении круглые, а в месте крепления к кузову несколько сплюснуты. Сохранилась перекладина хэн длиной 70 см. Средняя её часть, красного цвета, имеет утолщение. Ось экипажа в длину достигает 1 м, её диаметр — 3 см, покрыта красной краской. Диаметр колёс — 65 см, в каждом колесе по 20 спиц, крепившихся в довольно длинной (14 см) втулке, окрашенной в красно-коричпевый цвет. Втулка выполнена в форме бамбукового коленца. В кузове экипажа находится фигурка человека, облачённого в белый халат, в руках у него «драгоценный меч». Повозку сопровождают два воина, вооружённые клевцами цзи и арбалетами. Корпус повозки расписан растительным орнаментом и покрыт лаком. Кузов прямоугольной формы (30×70 см) крепился длинной стороной параллельно осевой линии. Ограждение выполнено из досок, в нем имеется сзади посадочный проход шириной 44 см. Высота вертикальных стоек на передке 25 см, боковых и задних — 30 см. Поперечный поручень довольно высокий — 70 см, ширина 10 см. На боковых ограждениях над ободом колеса крепились своеобразные «перила» длиной 36 см и шириной 10 см. На левой стороне, снаружи, находился колчан с пятью наконечниками длиной 3,5 см, диаметр втулки 0,5 см. На то, что это модель боевого экипажа, указывает и наличие воинов, и военное снаряжение, и некоторые конструктивные особенности — довольно высокий поперечный поручень, приспособленный для езды стоя. Находка этой модели свидетельствует о том, что в ханьское время колесницы продолжали находить применение в военных действиях. Процесс их замены на конные формирования был постепенным, потребовавшим довольно длительного периода. Всего в этом чэ-ма кэне было найдено 467 предметов из бронзы, кости, железа и пр.

 

В 26 м к северу от гробницы №4 находится могила №5, которая также была ограблена в древности. Площадь подошвы могильного холма составляет около 400 м2 (см. рис 1; 9, 1). Раскопки этой могилы проведены не полностью. Вскрыта могильная камера, в которой обнаружены гроб и саркофаг. Уклон степ раскопа довольно велик — 55°, глубина от поверхности до дна могильной камеры — 17,25 м (рис. 9, 2). Саркофаг сделан из сандалового дерева, на его крышке обнаружены два слоя лакированной кожи: верхний — чёрный, нижний — красный. На поверхности верхнего слоя найдены остатки тканой материи с росписью, возможно, что это — аналог знаменитого маваньдуйского «стяга».

 

Следует отметить, что эта гробница отличается обилием находок изделий из нефрита. Обнаружены украшения хуан, несколько повреждённых би, большое количество нефритовых пластинок, возможно, входивших в состав погребального одеяния. Не исключено, что грабителями была разрушена «нефритовая одежда», аналогичная маньчэнской находке (как и в гробнице №4). В этой гробнице найдено было значительное количество

 

Рис. 9. План (1) и разрез раскопа (2) могильной камеры гробницы №5.

(Открыть Рис. 9 в новом окне)

 

монет сычжу баньлян, что позволило датировать её начальным периодом Западной Хань.

 

Обе эти гробницы обнаружены в 4 км к востоку от погребения ханьского императора Гао-цзу (206-195 гг. до н.э.). Примерно на таком же расстоянии восточнее их расположено захоронение другого ханьского императора — Цзинди (156-141 гг. до н.э.). Возможно, подобное местонахождение гробниц №4 и 5 неслучайно и объясняется высоким положением, которое занимали при жизни захороненные в них вельможи. Предполагают, что ими могли быть Чжоу Бо и Чжоу Яфу — отец и сын. [15] Отец — Чжоу Бо — был одним из крупнейших сановников при Гао-цзу, служил и при последующих императорах, одно время возглавлял военное ведомство. Чжоу Яфу также занимал высокие посты при дворе ханьских императоров: в правлении Цзинди он, как и его отец, стоял во главе военного ведомства, был первым советником императора. Умер Чжоу Яфу в 143 г. до н.э. [16] В «Ханьшу», в частности, упоминается, что в его могиле было захоронено более 500 доспехов и щитов. Это сообщение вызывает определённые аналогии с находками в Янцзявань. Разумеется, этого недостаточно, чтобы утверждать о принадлежности двух гробниц этим ханьским сановникам (хотя местность, где обнаружены могилы №4 и 5, в древности входила в состав родового владения Чжоу), но, во всяком случае, данные письменного источника о существовании в Хань обычая захоронения военного снаряжения, с покойным подтверждаются археологическими находками.

 

Раскопки этих двух гробниц предоставили об-

(118/119)

ширный материал для изучения духовной и материальной культуры древнего Китая, дающий возможность значительно расширить современные представления о религиозных и мифологических верованиях того периода, о принципах построения боевых порядков и позволяющий с достаточной определённостью судить о конструктивных особенностях военного снаряжения. Находки в Янцзявань наглядно показали ценность погребальной пластики для исследования отмеченных проблем.

 

Примечания.   ^

 

[1] Хэ Ханьнань. Большая группа расписных глиняных фигур периода Западная Хань, обнаруженная в Янцзявань близ г. Сяньян (пров. Шэньси). — ВУ, 1966, №3, с. 1-5 (на кит. яз. ).

[2] Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве / Пер. и исследование Н.И. Конрада. М. -Л., 1950.

[3] У-цзы. Об искусстве ведения войны / Пер. и примеч. подполковника Е.И. Сидоренко. М., 1957, с. 29.

[4] Чжан Ли, Чжоу Шицюй. О глиняных фигурках всадников и воинов из ханьской могилы в Янцзявань. — ВУ, 1977, №10, с. 23 (на кит. яз.).

[5] Хэ Ханьнань. Большая группа..., с. 1.

[6] См. фронтиспис журнала «Вэньу», 1966, №3.

[7] Ян Хун. Чжунго гу бинци луньцунь. (Сборник статей о древнекитайском вооружении). Пекин, 1980, с. 19 (на кит. яз.).

[8] Доклад об изучении и опыте работ в уезде Исянь (пров. Хэбэй). — КГСБ, 1965, №1 (на кит. яз.); Ян Хун. Сборник статей..., с. 12-14.

[9] Техника выплавки железа и стали в Хэнани в период Хань. — КГСБ, 1978, №1, с. 1-13; Ван Кай. Стальной меч из Сюйчжоу (пров. Цзянсу), относящийся ко 2-му году правления Цзян-чу периода Восточной Хань. — КГ, 1962, №2 (на кит. яз.); Гао Линьвэн. К вопросу о выплавке железа в ранние периоды истории Китая. — Там же (на кит. яз.); Ван Чжуншу. Краткий очерк материальной культуры эпохи Хань. — КГТС, 1956, №1 (на кит. яз.); Техника выплавки железа в эпохи Цинь и Хань и борьба конфуцианцев и легистов. — КГ, 1974, №4 и др. (на кит. яз.).

[10] Синь Чжунго ды каогу шоухо. (Успехи археологии нового Китая). Пекин, 1961, с. 78-79 (на кит. яз.); Ван Чжуншу. Краткий очерк..., с. 62 (на кит. яз.).

[11] Ши Гуанбань, Ма Цзяньси и др. Краткий отчёт о раскопках ханьской гробницы в Янцзявань близ г. Сяньян. — ВУ, 1977, №10, с. 11 (на кит. яз.).

[12] Маньчэн Хань му фацзюэ баогао. (Отчёт о раскопках гробниц ханьской эпохи в Маньчэне). т. 1. Пекин 1980, с. 344-357 (на кит. яз.).

[13] Ши Гуанбань, Ма Цзяньси и др. Краткий отчёт..., с. 13.

[14] См.: Кожанов С.Т. Колёсный транспорт эпохи Хань. — В кн.: Новое в археологии Китая. Исследования и проблемы. Новосибирск, 1984.

[15] Биография Чжоу Во помещена в «Хань шу», цз. 40, с. 460, а жизнеописание Чжоу Яфу — в «Ши цзи», цз. 57, с. 174 и в «Хань шу», цз. 40, с. 461 (нумерация страниц дана по кайминскому изданию «Эрши у ши»).

[16] Хань шу, цз. 40, с. 461.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки