В.Б. Ковалевская
Поясные наборы Евразии IV-IX вв. Пряжки.
/ САИ. Е1-2. М.: 1979. 112 с.
Глава 1. Принципы типологии.
Основная цель нашей работы — описать и систематизировать весь доступный нам материал так, чтобы при дальнейших исследованиях эта классификация могла быть дополнена без ломки и на основании сравнения с изданным материалом можно было бы определить каждую вновь выявленную деталь поясного набора.
Если мы обратимся к типологическим работам, то увидим, что в каждом исследовании заложено интуитивное представление о существенных и несущественных признаках для характеристики тех или иных вещей. В том случае, когда количество вещей невелико, формы и орнаментация не очень разнообразны, тогда поставленной задаче сравнения вещей вполне удовлетворяет формальная классификация, где каждый предмет рассматривается как пересечение признаков. В этом случае исследователь характеризует вещь по соответствию её некоторому типу, но признаки, не положенные в основу классификации, игнорируются, поэтому степень соответствия данной вещи с данным типом не измеряется.
При выделении большого количества признаков наступают ограничения психологического характера. Исследователь не в силах охватить всю совокупность деталей и начинает отбирать те признаки, которые ему кажутся более существенными; в этом случае им могут быть отброшены важные и полезные характеристики.
Ведь проводя классификацию, когда, предположим, отделы выделяются по изменению формы одной части предмета, мы в этой части характеризуем не всю вещь, а даём изменение того признака, который взят нами за основу выделения.
Поскольку каждую вещь мы рассматриваем как систему взаимосвязанных признаков, то наиболее плодотворным является способ классификации по ряду вариантов признаков, когда мы получаем возможность многомерного сравнения всего исследуемого материала.
Прежде чем приступить к самому типологическому исследованию, мы должны уточнить систему принятых нами терминов и допущений.
Так, принимается, что мы можем чётко и последовательно разграничить те уровни, на которых происходит типологическое рассмотрение. Можем сравнивать между собой вещи и находить соответствие между тем или иным предметом по сочетанию в нём выделенных нами признаков.
Первым этапом археологической классификации является выделение признаков, которые необходимы и вместе с тем достаточны для отделения одних предметов от других и группировки их по уровням. Но признаков в каждом предмете можно выделить очень много. «Искусство систематика именно тогда проявляется, когда ему приходится решать, какое значение он должен придать тому или иному признаку». [1] При археологической классификации те признаки, которые мы кладём в основу выделения отделов, типов и вариантов, должны удовлетворять следующим требованиям: 1) постоянно присутствовать в исследуемой группе; 2) желательно иметь количественное выражение (мерные признаки); 3) определяться через процент предметов, обладающих этим признаком, если применяются качественные признаки; 4) наблюдаться непосредственно; 5) комплекс признаков, варьирующих как единое целое, должен рассматриваться в качестве одного признака. Как и Б. И. Маршак, [2] мы отличаем качественную и количественную стороны признаков. Так, качественно различаются признаки материала, назначения, техники производства, формы, размеров, орнаментации и т.д. Количественную сторону признаков определяют частоты признаков и их сочетаний, сопряжённость их в отдельных вещах (или хронологических и географических комплексах). Б. И. Маршак судит о сравнительной важности признаков по их распространённости во времени, по динамике количественной стороны. [3] Нам представляется этот вопрос важным для наведения порядка среди признаков, т.е. определенного упорядочения уровней рассмотрения.
При рассмотрении признаков, связанных с характеристикой формы и орнаментации поясных наборов, вводим понятие элемента, который принимается за основную единицу соотношения.
Элементом мы считаем минимальную и продуктивную геометрическую фигуру (круг, квадрат и т.д.) или несвободное сочетание нескольких фигур. Под минимальностью подразумевается то, что элемент не может быть расчленён, а под продуктивностью — то, что он может входить в различные структурные сочетания элемента. При характеристике признаков мы задаём их открытыми списками, которые могут пополняться при дальнейшем увеличении объёма материала, [4] отмечаем, носит их присутствие обязательный или факультативный характер (в последнем случае он определяется по частоте).
В ряде случаев значимым является отсутствие признака, тогда мы выделяем нулевые признаки, которые следует отличать от потери признака вследствие плохой сохранности.
При классификации металлических деталей мужского пояса выделяем следующие три категории по форме (что совпадает с функциональным делением,
(9/10)
Рис. 1. Варианты формы рамки (1-22).
предложенным Д. Чалланем): пряжки (I том свода), накладки, включающие щитки-подвески, и наконечники ремней (II том).
Пряжка — это металлическая деталь пояса (иногда обуви или конской сбруи), в состав которой обязательно входят рамка (или кольцо) и язычок (последний может быть потерян). Только при наличии этих двух составных частей может осуществляться основная функция пряжки — застёгивание ремня. Но в большинстве случаев пряжка состоит из рамки, язычка и щитка для прикрепления пряжки к ремню.
Для удобства обозрения этого массового материала мы делим все пряжки на отделы по форме рамки, внутри же отделов выделяем типы по форме щитка (его внешнему контуру) и подтипы — по орнаментации (заполнению внутреннего пространства щитка) или по другим признакам. Вся же информация о каждом экземпляре пряжек выносится в таблицы, где помещены все выделенные нами признаки и данные о каждой пряжке с характеристиками этих признаков.
Перечислим все те признаки, которые мы рассматриваем для характеристики пряжек. Таблицы публикуются к каждому из разбираемых отделов (с номером таблицы, соответствующим номеру отдела); в первой графе мы приводим данные о том, к какому типу, а во второй — к какому подтипу принадлежит эта пряжка. В третьей графе даётся порядковый номер пряжки в пределах данного отдела. В четвёртой — указывается номер рисунка. Пятая графа содержит сведения о том материале, из которого изготовлена пряжка. К сожалению, массовых анализов не производилось, поэтому весь материал очень грубо разбит на бронзовые (1), серебряные (2), золотые (3), позолоченные (4) и железные (5) пряжки. Также очень общим является деление пряжек по технике изготовления на чеканные (1), литые (2) и штампованные (3) (шестая графа).
В седьмой графе дана характеристика формы рамки. Мы уже говорили, что форма контура рамки позволяет выделять отделы. Но в пределах рамок одного отдела наблюдается отличие по различным признакам, которые мы отмечаем особо, выделяя различные варианты рамок. Причём подчеркнем, что это деление не относится к общей типологии пряжек — рамки различных вариантов могут быть у пряжек одного типа или подтипа и, наоборот, рамки одного варианта могут быть использованы в пряжках различных типов и подтипов. Для выделения вариантов рамок используются следующие признаки: сечение рамки в передней и задней [5] частях (для круглых, сегментовидных, овальных, подтреугольных); оформление переднего края в месте фиксации язычка (для овальных); пропорции рамок — соотношение размеров по продольной и поперечной оси [6] (для лировидных и прямоугольных).
Коротко остановимся на всех выделяемых вариантах рамок (рис. 1, 1-22).
Отдел I. Круглые и сегментированные рамки, имеющие по внешнему и внутреннему контурам форму круга или сегмента (I1, I2 круглорамчатые, I3, I4 сегменторамчатые).
I1 — сделанные из круглого в сечении дрота одного диаметра (рис. 1, 1).
I2 — сделанные из круглого или многогранного в сечении дрота в передней части и зауженного круглого дрота в задней части (рис. 1, 2).
I3 — сделанные из массивного многогранного в сечении дрота в передней части и круглого в сечении дрота в задней части (рис. 1, 3).
I4 — сделанные из круглого в сечении дрота в передней части и зауженного круглого в сечении дрота в задней части (рис. 1, 4).
Отдел II. Овальные рамки по внешнему и внутреннему (за исключением II4) контурам.
II1 — сделанные из круглого или овального в сечении дрота равномерной ширины (рис. 1, 5).
II2 — сделанные из круглого в сечении более массивного дрота в передней части и зауженного круглого дрота в задней части (рис. 1, 6).
II3 — сделаны из выпукло-вогнутой пластинки, расширенной несколько в передней части и зауженной и круглой в сечении в задней части (фактически мы имеем дело часто не с зауженной задней частью, а с круглым стержнем, вставленным в заднюю часть рамки) (рис. 1, 7).
II4 — сделанные из круглого в сечении дрота с двумя уступами и выемкой для фиксации язычка в передней части и двумя округлыми выступами со сквозными отверстиями для продевания стержня, на котором крепятся язычок и щиток, в задней части (рис. 1, 8).
II5 — сделанные из круглого в сечении дрота с двумя заострёнными выступами и выемкой для фиксации язычка в передней части (рис. 1, 9).
Отдел III. Лировидные рамки, имеющие внешний контур лировидной, а внутренний округлой, овальной или подквадратной формы. Рамка из плоско-вы-
(10/11)
Рис. 2.
Варианты сечения рамки (1-10) и язычков (11-18).
пуклой или многогранной пластинки, в передней части с двумя острыми выступами и выемкой для фиксации язычка. Варианты выделяются по соотношению длины и ширины рамки.
III1 — длина рамки больше ширины или равна ей (рис. 1, 10).
III2 — длина рамки меньше ширины (рис. 1, 11)
Отдел IV. Подтреугольные. Варианты отличаются по сечению передней и задней частей рамки.
IV1 — круглые или овальные в сечении, одинаковые на всём протяжении рамки (не считая расширения в передней части) (рис. 1, 12).
IV2 — круглые или овальные в сечении с зауженной частью в месте соединения со щитком (рис. 1, 13).
IV3 — выпукло-вогнутые в сечении с двумя выступами для продевания стержня шарнира, на котором крепился щиток в задней части (рис. 1, 14).
Отдел V. В-образные по внешнему контуру рамки, изготовленные из круглого, овального, многогранного и выпукло-вогнутого в сечении дрота (или пластинки), утончающегося, круглого в сечении в месте накидывания щитка (или ремня). Варианты отличаются по форме внутреннего контура.
VI — В-образные по внутреннему контуру (рис. 1, 15)
V2 — прямоугольные по внутреннему контуру (рис. 1, 16).
V3 — прямоугольные по внутреннему контуру с двумя круглыми прорезями (рис. 1, 17)
V4 — с внутренним контуром в виде двух кругов, соединённых в один прорез с прямоугольником (рис. 1, 18)
Отдел VI. Прямоугольнорамчатые рамки из плоской, плоско-овальной или гранёной в сечении пластинки. Варианты отличаются по соотношению длины и ширины рамки.
VI1 — квадратные (длина равна ширине) (рис. 1, 19)
VI2 — ширина превышает длину (вытянутые по поперечной оси) (рис. 1, 20)
VI3 — длина превышает ширину (вытянутые по продольной оси) (рис. 1, 21)
Отдел VII. Трапециевидные рамки из многогранной или плоско-выпуклой пластинки с профилированной передней частью и круглым дротом в месте накидывания язычка (рис. 1, 22)
При характеристике рамки по отделам мы уже указывали её сечение, но его характеристика вынесена нами в восьмую графу. Рамка пряжки (рис. 2, 1-10) может быть в сечении круглой (1, рис. 2, 1), овальной (2, рис. 2, 2), плоской прямоугольной (3, рис. 2, 3), плоской треугольной (4, рис. 2, 4), выпукло-вогнутой (5, рис. 2, 5), массивной шестигранной (6, рис. 2, 6), массивной четырёхгранной с вогнутыми гранями (7, рис. 2, 7), многогранной, полой внутри (8, рис. 2, 8), гранёной пластинчатой (9, рис. 2, 9), многогранной с вогнутыми гранями (10, рис. 2, 10)
В девятой графе приводятся данные о форме язычков (рис. 2, 11-18).
1. Короткий, не выступающий за передний конец пряжки, слабо профилированный, одинакового сечения на всем протяжении, огибающий задний конец пряжки петлей (рис. 2, 11).
2. Короткий, слегка выступающий за передний конец пряжки, профилированный, овальный или круглый в сечении, с выступом гладким или украшенным гравированным орнаментом. Иногда сам язычок также украшен гравировкой (рис. 2, 12).
3. Длинный, далеко выступающий за передний край рамки хоботкообразный, круглый в сечении, утолщающийся к задней части. Особенностью этих язычков является то, что часть язычка, огибающая рамку, выкована отдельно и отходит от нижней части перпендикулярно (рис. 2, 13).
4. Короткий, слегка выступающий за передний край рамки хоботкообразный, аналогичный предыдущему варианту по остальным деталям (рис. 2, 14).
5. Короткий, слегка выступающий за передний край рамки двускатный в сечении, с квадратным выступом, иногда украшенным гравировкой (рис. 2, 15).
6. «Зооморфный» массивный гранёный, передняя часть которого оформлена в виде морды, а задняя несет массивный квадратный или гранёный выступ, украшенный гравированным орнаментом (рис. 2, 16).
7. Массивный язычок, который можно рассматривать как упрощение предшествующего варианта. Выступ украшен углублёнными линиями, повторяющими его контур. Специфичной является конструкция петли для накидывания на шарнир (или рамку); она отлита отдельно, припаяна к нижней части язычка (рис. 2, 17).
8. Небольшой литой язычок так называемого салтовского типа с замкнутой петлёй, отлитой вместе с ним. Эти язычки могли крепиться только в тех случаях, когда через тело пряжки проходил железный стержень (эта конструкция восходит к сибирским костяным подпружным пряжкам) (рис. 2, 18).
(11/12)
Рис. 3.
Формы щитков (1-46).
(12/13)
Как мы уже говорили выше, форма щитка является существенным признаком для принятой нами классификации — на основании изменения этого признака каждый отдел разбивается на типы.
Формы щитков приведены на рис. 3, 1-46 и в графе 12 таблиц.
Интересным хронологическим признаком, несущим информацию также и о производственном центре, является оформление задней части щитка пряжки. Этот признак в ряде случаев отсутствует, а в других — входит в основную форму щитка. Его функциональная роль заключается в том, что выступ в задней части щитка фиксирует положение пряжки на ремне.
Рис. 4.
Варианты окончания щитка (1-8),
соединения рамки и щитка (9-14)
и прикрепления щитка к ремню (15-18).
В графе 13 мы отмечаем восемь вариантов оформления задней части щитка (рис. 4, 1-8): 1 — щиток кончается острием (рис. 4, 1), 2 — «бородкой» (рис. 4, 2), 3 — прямоугольным выступом (рис. 4, 3), 4 — стилизованными птичьими головками, смотрящими в разные стороны (рис. 4, 4), 5 — двумя округлыми выступами (рис. 4, 5), 6 — фигурой в виде трилистника (рис. 4, 6), 7 — фигурно вырезанным краем (рис. 4, 7), 8 — птичьей головкой (рис. 4, 8).
Среди способов скрепления рамки со щитком (графа 14) мы отличаем следующие варианты (рис. 4, 9-14)
1. Подвижное щитковое соединение. Щиток на прилегающей к рамке передней части имеет два выступа, которые загибаются вокруг задней части рамки (рис. 4, 9).
2. Подвижное щитковое соединение, когда щиток вырезается и перегибается через переднюю часть рамки и снизу мы имеем щиток той же или другой формы. Ремень зажимается между двумя щитками (рис. 4, 10).
3. Подвижное шарнирное соединение, когда на рамке и щитке имеются литые выступы с отверстиями, через которые продевается стержень, заклепанный по краям (рис. 4, 11).
4. Неподвижное соединение, когда пряжки делались односоставными, — рамка и щиток отливались вместе. На щитке, против задней части рамки, делалось отверстие, через которое проходил язычок (рис. 4, 12).
5. Неподвижное соединение, когда в щитке параллельно заднему краю рамки делалось сквозное отверстие, а задний край рамки вырезался в середине. Язычок накидывался на железный шпенёк, проходивший в отверстие и заклёпывавшийся с боков (рис. 4, 13).
6. Неподвижное соединение, когда рамка со щитком отливалась вместе, но щиток сам представлял собой прямоугольную рамку, на которую накидывался ремень (рис. 4, 14).
В 15-й графе мы касаемся конструкции прикрепления щитков к ремню (рис. 4, 15-18). Выделяем четыре варианта.
1. Прикрепление внутренними шпеньками (рис. 4, 15)
2. Прикрепление гвоздиками с плоскими или фигурными шляпками, выступающими на поверхности щитка (рис. 4, 16)
3. Прикрепление при помощи петелек (рис. 4, 17)
4. Закрепление пряжки при помощи пасты (рис. 4, 18)
Орнаментация пряжек настолько многообразна как по числу элементов, так и по композициям, что в данном своде мы не подвергаем её специальному анализу. На основании рисунков и описания читатель имеет возможность получить об этом полную информацию, а в таблицах в специальной графе мы даём лишь самую общую классификацию видов орнаментов с учётом техники их нанесения: 1 — неорнаментированные; 2 — инкрустированные камнем или стеклом; 3 — украшенные головками шпеньков; 4 — с прорезной орнаментацией; 5 — украшенные гравировкой; 6 — украшенные сканью; 7 — с литым геометрическим орнаментом; 8 — с литым растительным орнаментом; 9 — с литым зооморфным и антропоморфным орнаментами; 10 — со штампованным орнаментом; 11 — с насечками по краю; 12 — украшенные зернью. Особенностью орнаментации пряжек является то, что в ряде случаев на одном экземпляре сочетается несколько видов орнаментации — например, скань и инкрустация, прорезы и гравировка и т. д.
В таблицах приводятся данные по размерам пряжек (длина и ширина рамки и щитка и общая длина пряжки).
(13/14)
Здесь сделаем несколько оговорок. В таблицах в некоторых случаях данные по размерам пряжек отсутствуют (в тех случаях, когда пряжка известна только по публикации). Если в одной строчке помещаются данные по нескольким пряжкам, не отличающимся по всем другим признакам, размер дается усреднённый. Когда в тексте даётся описание типа, представленного только одним экземпляром, данные по размерам, приведённые в таблице, как правило, в тексте не повторяются. Для характеристики средних, как правило, применяется среднее арифметическое. В отдельных случаях отмечается совпадение среднего с модой [7] и медианой. [8] Для характеристики колебаний размеров употребляются как качественные характеристики («сильно» или «слабо» варьируются, «стандартны» и т. д. ), так и величины наибольших отклонений от среднего (для нескольких из показателей или для всех размеров).
В некоторых случаях, когда тип объединяет пряжки различных размерных вариантов, средние не высчитываются.
В зависимости от количества экземпляров и степени однородности материала мы даём характеристику размеров с большей или меньшей полнотой.
В 20-й графе дана общая географическая характеристика памятника (регион): для материалов, происходящих из Крыма, — I, с Кавказа — II, из Башкирии — III, Поволжья — IV, Приднепровья и Подонья — V, Средней Азии и Сибири — VI и Прикамья — VII.
В 21-й графе даётся название могильника (реже — населённого пункта), откуда происходит описываемый экземпляр пряжки, а в 22-й — номер погребения.
23-я графа содержит сведения о месте хранения пряжки, причём все пункты хранения вынесены в отдельный список и каждый из них получил соответствующий условный номер. В том случае, когда нами указан номер погребения, мы помещаем данные только о музее, где эти материалы хранятся; если же пряжка происходит из случайных коллекций, — то дополнительно номер хранения или коллекции В тех немногочисленных случаях, когда публикуется пряжка, известная только по литературе, в 24-й графе помещен номер, соответствующий изданию в приложенном списке литературы В 25-й графе дана дата комплекса (как правило, расширенная). Можно полагать, что силами различных исследований в ближайшее время эти даты будут уточнены.
После того как для каждого экземпляра пряжек мы привели все данные в таблицах, читатель имеет возможность получить информацию по каждому из выделенных в работе признаков. Так, для каждой вновь найденной пряжки можно найти аналогии, прежде всего обратившись к рисункам. Если аналогичной пряжки среди рисунков не найдено, следует описать пряжку по принятой в данной работе схеме, определить, к какому отделу и типу она относится и по каким признакам соответствует или отличается от разбираемых нами.
[1] Майр Э., Линсли Э., Юзингер Р., 1956, с. 131.
[2] Маршак Б. И., 1964, с. 122.
[3] Там же, с. 122, 156, 384.
[4] Подробнее см.: Ковалевская В. Б., 1970, с. 145-146.
[5] Задней частью рамки мы называем ту часть, на которую накидывался щиток пряжки или ремень и где закреплялся язычок, а передней — противоположную ей.
[6] Продольной осью мы называем ту ось, которая пересекает пряжку вдоль, по линии язычка через рамку и щиток (по линии ремня), поперечной осью — перпендикулярную ей.
[7] Модой называется то значение, которое представлено наибольшим числом экземпляров.
[8] Медианой называется срединное (центральное) значение в упорядоченном ряду значений признака, расположенных в порядке нарастания.
|