главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание книги

В.Б. Ковалевская. Конь и всадник. Пути и судьбы. М.: ГРВЛ. 1977. («По следам исчезнувших культур Востока») В.Б. Ковалевская

Конь и всадник. Пути и судьбы.

// М.: ГРВЛ. 1977. 150 с. («По следам исчезнувших культур Востока»)

 

Глава VIII. Древние кони.

 

Породы и масти. — 127

Экстерьер. — 132

Несейские скакуны. — 135

 

Чередой прошли перед нами древние кони ассирийцев и персов, скифов и греков, египтян и хеттов. Внимательный взор ипполога мог бы подметить в них много черт, свидетельствовавших об особенностях древнего коневодства, хотя из всех проблем, связанных с конём, эта — одна из самых сложных. Сравнивая между собой изображения коней разных эпох, мы должны оценить, какую часть подмеченных особенностей следует отнести за счёт реальных отличий и какую — за счёт различных художественных школ. Нам следует оценить различия в росте, мастях и экстерьере, плотности и развитии мускулатуры, величине головы, высоком или низком выходе шеи, гармоничности сложения и т.д.

 

Разные ли это породы? Разные ли типы? Что мы можем сказать о происхождении и родстве древних лошадей из разных стран? Все эти проблемы тесно связаны между собой.

 

Породы и масти.   ^

Сильные и лучшие родятся от сильных и лучших.

Гораций

 

Начнём с того, что в настоящее время в мире зафиксировано около 250 пород лошадей, причём у нас в стране их около 50 [92, 143]. Есть здесь и всемирно известная порода английских чистокровных лошадей, родословные книги которых существуют с XVII в., и якутские кони, как бы сошедшие с росписей палеолитических пещер и действительно не отличающиеся от своих

(127/128)

древних собратьев, и монголки, и ахалтекинские скакуны, и ещё десятки пород, создающихся иногда в наши дни.

 

В разное время в основу классификации пород на первое место выдвигались различные принципы: по уровню селекции (естественные и искусственные), по характеру использования или же по аллюру (верховые, упряжные, вьючные, шаговые, быстроаллюрные), по зональному признаку (западные и восточные, северные и южные), по экологическому (лесные, степные, плоскогорно-пустынные), по индексам телосложения, по происхождению. Иногда классификация пород производится по сочетанию нескольких групп признаков (например, зональный тип и характер рабочей производительности) Само введение названий пород для рассматриваемого времени условно, поскольку материала в нашем распоряжении недостаточно. Кроме того, в древности не сложилось представление о породе с точки зрения зоотехнических требований к её чистокровности или же чистопородности, но каждый владелец стремился получить таких лошадей, которые казались выдающимися своим рабочим качествам и экстерьеру. Сами названия пород давались по географическому признаку, породы были достаточно многочисленными для конца I тысячелетия до н.э. и начала I тысячелетия н.э., хотя и не отличались должной стандартностью.

 

Начиная с первых упоминаний о конях, в письменных источниках сообщается об излюбленных мастях. При этом следует иметь в виду, что генетика мастей очень сложна. Мы имеем ряд исследований, созданных в последнее время на огромном материале родословных книг чистокровного коннозаводства, которые вскрывают сложную механику наследования масти у лошадей. Например, у серого коня (он обычно называется белым, так как альбиносов среди лошадей нет) родители могут быть только серой масти. Но это не исключает того, что жеребята от той же матери могут быть рыжими, вороными, гнедыми и булаными. Зато у двух рыжих лошадей могут родиться только рыжие жеребята, и особенности в наследовании мастей выражаются записью всех мастей в соподчинённый ряд (рыжая-вороная-гнедая-буланая и т.д.), который отражает тот факт, что у рыжих лошадей рождаются только рыжие, у во-

(128/129)

роных — рыжие и вороные, у гнедых — рыжие, вороные и гнедые и т.д. В древности уже выделялись дикие масти — серо-бурая тарпана, более светлая у лошади Пржевальского, мышастая (серо-коричневая, светло- или тёмно-зольная окраска тулова с ремнём по спине и тёмными гривой и хвостом), саврасая (рыже-, булано- и гнедо-саврасые лошади с блёклыми волосами по тулову, часто ремнём по спине, зеброидностью и рыже-бурым хвостом и гривой).

 

Противопоставлялись им рыжие с золотым отливом или бурые египетские кони. В «Ригведе» упоминаются «золотистые кобылы», лучи солнца сравниваются с конями «свободными и невзнузданными, которые носятся по равнинам», а гривы коней с «чистым золотом».

 

Названия мастей, по «Ригведе», aruchas, haritas rohitas, по мнению В.О. Витта [46, 22], говорят о существовании лошадей с рыже- и булано-золотистой окраской.

 

Гомер тоже рассказывает о лошадях рыжей масти. Это те же златогривые кони, что и в «Ригведе» (ξανθός). Сами кони рыжие, но гривы их светлые. Плутарх говорит о том, как жертвоприношением рыжей лошади с жёлтой гривой было заменено жертвоприношение девушки [74]. У греков существовала масть βαλιος. Это пятнистый цвет или жёлтый в яблоках. Гнедые кони упоминаются Гомером только один раз, когда он говорит о конях Ганимеда [168, 16; 216, 10]. Чаще всего такой масти были красно-коричневые ливийские кони.

 

Особое место в древнем коневодстве занимают очень редкие белые, а вернее сказать, серые лошади. Они болеют меланосаркомой, страдают аллергией к кормам и поэтому недолговечны. В наши дни, несмотря на красоту, серую масть искусственно устраняют из ряда пород, даже у орловских рысаков, для которых так типична была серая в яблоках масть. Все чаще мы видим их гнедыми. В древности серые лошади ценились очень дорого; поэтому именно их (например, в храме Диомеда) приносили в жертву богам. По Геродоту, у Ксеркса в посвящённую богам колесницу было впряжено восемь белых коней.

 

Возможно, сведения Геродота о табунах диких белых коней у истоков р. Гипанис (Гер. IV, 52) свиде-

(129/130)

тельствуют в пользу серой масти местных коней из южнорусских степей, попадавших оттуда в Подунавье. Эти соответствует и сведениям Гомера о лошадях вождей фракийцев, которые были «белее снега и быстрее ветра» [216, 6].

 

Среди современных ахалтекинцев, потомков несейских и парфянских скакунов, «радостно отливающие светлым», серая масть не редка. Попадали несейские скакуны не только на Запад, но и в Индию, «белые и пёстрые, отливающие цветами радуги». Однако и там они были редки.

 

Если подытожить те данные, которые мы можем ни черпнуть из древних письменных источников и из изучения фресок Египта и Ассирии, то можно сделать вывод, что в древности больше всего ценились кони золотисто-рыжей и серой, в меньшей степени — гнедой, вороной и пегой масти.

 

Очень интересно наблюдение В.О. Витта о том, чти среди захоронений рыжих лошадей в Пазырыкских курганах скифского времени отсутствовали кони с белыми отметинами-звёздочками или пролысинами и «в чулках» [47]. Для лошадей с ногами «в чулках» характерен рыхлый и недостаточно прочный копытный рог. В условиях же трудного грунта, горных дорог и при отсутствии подков (они появились только в середине или конце I тысячелетия н.э.) хорошие копыта особенно ценились. Недаром Ксенофонт при выборе коня предлагает прежде всего обращать внимание на копыта [168, 176-177].

 

Сведения как о тёмных мастях, так и о смешанных сохранились в Нартском эпосе Кавказа. В нём описываются две породы коней — арашь и хуаре — небольших, удобных для передвижений в горах, сильных и выносливых.

 

Арашь с известной натяжкой можно сравнить с кабардинскими и карачаевскими местными породами коней. Очевидно, они были гнедыми; недаром табуны карачаевско-кабардинских коней отливают сейчас всеми оттенками гнедой масти.

 

Хуаре отличались особой выносливостью, ценными боевыми качествами и необыкновенной быстротой; в их экстерьере подчеркиваются те черты, которые свойственны древним предкам ахалтекинских скакунов. Такие

(130/131)

Изображение жеребёнка
на навершии из Дагестана
(середина I тысячелетия до н.э.).

(Открыть в новом окне)

 

кони в I тысячелетии до н.э. были распространены в Дагестане, Закавказье и на иранском нагорье.

 

Вот как рассказывает об этих конях Нартский эпос: «С шеей змеиной — конь сухопарый. Пики удары — грозам сродни» [20].

 

Чистым хуаре считался конь буланой масти с чёрной гривой и хвостом и чёрной полосой вдоль хребта (например, конь у одного из героев эпоса — Сосруко). У некоторых нартов кони были и других мастей: «чегый» (очевидно, буланый с белой мордой) — у Бадыноко; вороной — у Батраза; «чёрный как смоль» —

(131/132)

у Ашамеза; тёмно-гнедой — у Шауэя; «смолисто-чёрный» — у Тлебицы [20]. Правда, среди коней нартов отмечаются и «огнеподобные кони» (очевидно, рыжие) и «множество одинаковых коней серой масти». Раннесредневековые амулеты, выполненные в виде коней или всадников, которые найдены в VIII-IX вв. н.э. на Северном Кавказе, подтверждают существование этих двух пород коней на Северном Кавказе от верховий Кубани до Дагестана.

 

Экстерьер.   ^

Взорам нашим предстанет живая, полная движения картина: отрывистый, сухой удар копыта в землю, ржание весёлое коней, храп вздёрнутых ноздрей и умный взгляд красивой головы пленяет душу тем чудным впечатлением, которое тому понятно, кто испытал всю силу этих чар.

Ксенофонт.

 

Об экстерьере древних лошадей мы получаем представление как на основании анализа остеологического материала, так и изучая древние рельефы и фрески. В искусство оценки лошади по экстерьеру входит xарактеристика рабочих качеств коня на основании внимательного изучения его статей, роста, гармоничности сложения. Как уже говорилось, первый исследователь экстерьера, Ксенофонт, предлагал начинать осмотр с ног [168, 176]. Римский ипполог Палладий считал необходимым описывать лошадь с головы — правило, которое сохранилось до наших дней.

 

На основании внешнего осмотра можно судить о тех достоинствах, которые нужны коню, — смелости, быстроте, темпераменте, желании подчиняться воле всадника, достаточно высоком росте. Ведь древние авторы, в частности Геродот, видели препятствие для использования коня под верх именно в маленьком росте, подчёркивая, что такие кони годятся только для колесниц.

 

Древние лесные лошади Восточной Европы, использовавшиеся в качестве мясомолочного скота, в холке в среднем не превышали 115-118 см; ненамного выше

(132/133)

были до римского завоевания лошади Германии и Британии — они имели рост 120-125 см; славянские кони достигали в среднем 122,5 см. В Риме, куда доставлялись лучшие лошади Запада и Востока, средний рост кавалерийского коня составлял всего 136-140 см и только для состязаний в цирке применялись самые крупные кони, доходящие до 150 см. Античные авторы считали мелкими коней сигиннов (Геродот), гетов и иллириков (Оппиан), венетов (Страбон) и всегда подчёркивали крупный рост несейских, а позднее парфянских и персидских коней. На этом фоне большой интерес представляет высокий рост коней из евразийских степей, составлявший в среднем 139 см (для коней позднесрубных и андроновских памятников). Отдельные кони в Причерноморье и на Алтае превышали даже 150 см [из Дереивки (150 см), Луки Врублевецкой (153 см), Пазырыка (152 см), Шибе (152 см), Неаполя Скифского (154 см)].

 

Колесничные кони Древнего Востока были небольшими. По мумии египетского коня XVI в. до н.э. мы можем судить о том, что их рост не превышал 130 см в холке.

 

Мы уже говорили, что предки современных лошадей были ростом с кошку и на протяжении миллионов лет достигли среднего роста 130-140 см. Если же обратиться к спортивным лошадям наших дней, то можно констатировать направленное выведение крупных лошадей (особенно для конкурных) на Западе. Однако оно себя не оправдало, поскольку высокий рост (а для итальянских всадников были выведены лошади около 200 см в холке) оказался связанным с недостаточной крепостью конституции. Обычный рост спортивной лошади в наше время — 165-175 см в холке, хотя для всадников высокого роста стараются подбирать высоких лошадей. Так, тракененская вороная кобыла из конноспортивной школы в Тарту, имевшая в холке около 190 см, принесла своему всаднику титул чемпиона СССР по троеборью.

 

Остеологические данные говорят об уменьшении роста лошади благодаря изоляции и ухудшению условий содержания. Так, появились небольшие лошади, похожие на пони, с породистой головой, которых мы видим на фризе Парфенона. В.О. Витт справедливо счи-

(133/134)

тает их захиревшими степными лошадьми, пришедшими сюда из южнорусских степей через Подунавье. Так же появились, например, и шотландские пони в Англии. Направленным же выведением нескольким американским фермерам удалось получить карликовых лошадок ростом с небольшую собаку.

 

Начнем характеристику экстерьера лошадей с Передней Азии и Египта. Как считают исследователи, лошади, известные нам по рельефам, росписям и предметам мелкой пластики Передней Азии II-I тысячелетии до н.э., имеют один источник происхождения — южнорусские степи и появились здесь после передвижении индоевропейцев во II тысячелетии до н.э.

 

Изображения середины II тысячелетия до н.э. дают нам один тип лошади, будь то колесничные или верховые кони египтян или хеттов: это некрупные, тонконогие, сухие, с высоко поставленной шеей, изящной головой, подтянутые быстроаллюрные животные. Не сила, а быстрота и живой темперамент — вот что ценится и культивируется в них.

 

Хороший уход и кормление были особенно важны для воспитания высокопородных лошадей. Поэтому еще в тренинге Киккули с любовью и тщательностью рассчитывался рацион коня.

 

В первые века I тысячелетия до н.э. можно уже говорить о выведении различных пород лошадей. Длительное и внимательное развитие коневодства привело к тому, что лошади стали плотнее, художники подчеркивают хорошее развитие мускулатуры, сухожилий и связок, сформированные стати, выделенное плечо и холку, сильную, мускулистую шею, несколько более крупную голову, обычно с прижатыми ушами. Таких коней выводили в Ассирии. Несмотря на то что типы верховых коней не выделились здесь из колесничных, но в письменных источниках уже говорится о «больших» конях, «быстроходных верховых» и «упряжных». На древних изображениях всадников, встречающихся от Кавказа до Луристана (IX-VIII вв. до н.э.), выделяются два типа верховых коней: более массивных, возможно верхово-вьючных, и более лёгких, типа современных ахалтекинцев. Как уже было сказано выше, Ассирия, так же как и Урарту, получала коней из окрестностей озера Урмия. Здесь располагались конные

(134/135)

заводы, где паслись тысячи первоклассных лошадей; находились выпасы и луга, с которых собиралось сено на зиму.

 

Несейские скакуны.   ^

Кони Несеи превосходят всех своею красотою. Это кони, достойные могущественных царей, прекрасные с виду, мягко выступающие под всадником, легко повинующиеся удилам, высоко несут они свою гордую горбоносую голову, и со славой реют в воздухе золотые их гривы.

Оппиан.

 

Из пород лошадей, которые очень высоко ценились в древности, лучшими считались кони Несеи, или Нисеи. Геродот описывал 10 священных коней в роскошной сбруе, которых вели перед священной колесницей Ахурамазды в войске Ксеркса. Он же и объяснял это название тем, что «таких больших коней» (Гер. VII, 40) разводили на Нисейской равнине в Мидии.

 

Потомок несейских скакунов — ахалтекинский конь производит неотразимое впечатление не только на специалиста-коневода, но и на самого неискушенного зрителя. Стройный, с длинной, тонкой и гибкой шеей, линия которой не искажается гривой, точёной головой и с каким-то особо выразительным огненным взглядом, тонкими, стройными, но крепкими ногами, играющими под тонкой кожей жилками; золотом горит его масть, и весь он кажется сошедшим со старинных гравюр.

 

В.О. Витт считал, что несейские кони — «это последние капли той драгоценной крови, при помощи которой было создано всё культурное коннозаводство мира» [47, 32]. Именно ахалтекинские жеребцы из Средней Азии попали через Персию и Турцию в Европу, где заложили основу английской чистокровной породы. Слава среднеазиатских «сверхъестественных», «божественных», «благородных», «небесных» коней, как называли их древние источники, восходит уже к I тысячелeтию до н.э. их не могли обойти своим вниманием античные и восточные авторы, их пытались захватить и Александр Македонский, и китайские императоры, посылавшие за ними военные экспедиции.

(135/136)

Несейские кони. Жеребец.

(Открыть в новом окне)

 

Лёгкий бег, выносливость и неутомимость делали ахалтекинского коня незаменимым другом туркмена-кочевника на протяжении всех последующих веков. Если у киргизов и казахов баи владели табунами во много тысяч голов, то в полупустынях Туркмении достаточно было иметь одного первоклассного скакуна, чтобы прославиться на всю страну. К достоинствам ахалтекинской лошади относится ещё и то, что она привязана только к своему хозяину и не подпускает к себе чужих, которых бьёт и кусает. Во время походов и Персию в XIX в. хивинские туркмены ежегодно в течение недели проезжали на ахалтекинцах по 120 вёрст, причём эти кони по двое суток могли обходиться полностью без воды.

 

Показателем выносливости ахалтекинских лошадей в наше время может служить конный пробег Ашхабад - Москва, когда туркменские колхозники за 84 дня прошли 4300 км, причём 350 км были пройдены за три дня по безводной Каракумской пустыне. Движения

(136/137)

Несейские кони. Кобыла с жеребёнком
(изображения на серебряной чаше).

(Открыть в новом окне)

 

лошадей красивы, естественны; они как бы самой природой созданы для выездки. Несколько лет назад весь мир рукоплескал вороному красавцу Абсенту ахалтекинской породы, завоевавшему под мастером спорта Сергеем Филатовым золотую медаль по выездке на Олимпийских играх в Риме.

 

Древние авторы отразили в своих произведениях вещественность и быстроту, благородство и неустрашимость несейской лошади. Китайские историки вторят античным: ведь эти кони высоко ценились от границ Римской империи до Китая. Целые поэмы слагали им арабы и персы:

 

Когда он верхом на Хуттальском скакуне гарцует

То конюший его кажется правителем Хутталяна

Хакани.

 

Сел Искандер на того Хуттальского скакуна —

Точно гора поднялась и точно молния сверкнула

Низами [30, 166].

(137/138)

Сцена терзания коня в скифо-сибирском искусстве
(середина I тысячелетия до н.э.).

(Открыть в новом окне)

 

Таких коней, конечно, нельзя было вырастить в табунах. Они требовали конюшенного содержания и ухода, а суровые зимы были не для них. Они обычно доживали до преклонного для лошади возраста и сопровождали в последний путь своего хозяина, не неся своём теле ни одного рубца или следа от нагайки. Коней этих хоронили вместе с их хозяевами. В.О. Витт пишет об одном из таких коней (из Пазырыкского кургана): «Это благородная верховая лошадь древности, боевой конь Средней Азии, увековеченный в изображениях великих мастеров Ассирии, Египта и Эллады» [47].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / содержание книги