главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.Ф. КосаревЗападная Сибирь в древности.// М.: 1984. 248 с.
[ аннотация: ] Книга посвящена экологическим аспектам древней истории Западной Сибири, обусловившим социально-экономическую адаптацию древних коллективов к разным условиям природной среды. Работа носит в значительной мере методологический характер. В ней апробируются новые пути исторического осмысления археологического материала, обосновывается необходимость экологического подхода в археологических исследованиях.
Оглавление
Введение. — 3
Глава первая. Проблемы и методы. — 5Человек и природа в прошлом и настоящем. — 5Тезис о единстве природы и общества в марксистской философии. — 8Морально-этическая сторона проблемы. — 9Подходы к источникам, научным понятиям и исследовательскому процессу. — 11Глава вторая. Историко-географический очерк. — 26Общая физико-географическая характеристика. — 26Вопросы палеоклиматологии. — 32К проблеме смещения ландшафтных границ. — 36Глава третья. Производящая экономика юга Западно-Сибирской равнины. — 49Предпосылки перехода к производящему хозяйству. — 49Эпоха бронзы. Пастушеско-земледельческое хозяйство. — 54Железный век. Кочевое скотоводство. — 60Глава четвёртая. Присваивающая экономика северных районов зауралья и Западной Сибири. — 71Подвижная охота на северного оленя (зона тундры). — 72Коллективная охота на лесных копытных (таёжное Зауралье). — 83Комплексное охотничье-рыболовческое хозяйство в таёжном Обь-Иртышье. — 92Древний осёдло-рыболовческий тип хозяйства в Нижнем Притоболье. — 104Глава пятая. Особенности хозяйства в зоне контактов ареалов производящей и присваивающей экономики. Предпосылки и характер древней торговли. — 111Многоотраслевое хозяйство предтаёжной и южнотаёжной полосы Западной Сибири. — 111Экологические факторы древней торговли. — 124Глава шестая. Географическая среда и региональные тенденции социального развития древних западносибирских обществ. — 133Юг Западно-Сибирской равнины — ареал производящей экономики. — 133Северные районы Зауралья и Западной Сибири — ареал присваивающей экономики. — 140Север лесостепной и юг таёжной зон — ареал многоотраслевого хозяйства. — 157К проблеме материнского рода. — 159Глава седьмая. Древние миграции. — 165Глава восьмая. Верования и культы. — 180Некоторые общие вопросы. — 180Культ медведя. К проблеме тотемизма. — 183Почитание лося. — 194Отношение к обитателям подводного мира. — 197Культ деревьев. — 201Некоторые стороны анимистических верований. — 205Астральные культы. Представления о мире. — 211Почитание огня. — 219
Заключение. — 230Литература. — 231Список сокращений. — 243
Введение. ^
В археологии Западной Сибири, как и в археологии других малоизученных регионов, помимо методологической проблематики, выделяются три основных комплекса проблем: 1) исследование общих и региональных закономерностей и тенденций социально-экономического и историко-культурного развития, реконструкция хозяйственно-бытовой, социально-политической и духовной жизни древних обществ; 2) вопросы общей и локальной историко-культурной стратиграфии, проблемы периодизации, синхронизации и абсолютной хронологии археологических древностей; 3) круг проблем, связанный с этнической принадлежностью древних археологических культур и происхождением современных аборигенных этносов.
В настоящей работе мы коснёмся главным образом первого круга проблем, причём остановимся преимущественно на их экологическом аспекте. Хронологические рамки нашего исследования будут ограничены временем энеолита (в основном III тысячелетие до н.э.), бронзы (II и начало I тысячелетия до н.э.) и железа (начиная примерно с VII в. до н.э.), т.е. эпохами, когда были совершены самые крупные экономические открытия древности — постижение тайн металлообработки, изобретение бронзы, переход от охоты и рыболовства к пастушеско-земледельческому хозяйству, а затем к кочевому скотоводству (на юге рассматриваемой территории), освоение железоделательного производства и пр.
Особое внимание будет уделено исследованию переходных исторических эпох — прежде всего периодов, лежащих между каменным и бронзовым, бронзовым и железным веками. В эти узловые эпохи история как бы уплотнялась во времени, социально-экономическое развитие многократно ускорялось. Для понимания стимулов таких «скачков» очень важен тот факт, что на юге Западно-Сибирской равнины переход от неолита к бронзовому веку (и одновременно от охотничье-рыболовческого хозяйства к пастушеско-земледельческому), равно как и переход от бронзового века к эпохе железа (и одновременно от пастушеско-земледельческого хозяйства к кочевому скотоводству), произошли в условиях жестоких экологических кризисов. Выявление конкретных исторических, экономических, экологических обстоятельств, сопутствовавших этим «скачкам», изучение их соотношения и взаимосвязи внесло бы много нового в понимание содер- жания и динамики древних исторических процессов, помогло бы полнее и глубже проникнуть в факторы и движущие силы величайших экономических трансформаций древности.
Поэтому, рассматривая те или иные стороны древней истории Западной Сибири, мы, наряду с применением традиционного палеоэтнографического (этноархеологического) метода, стремимся как можно шире апробировать экологический подход, который представляется нам весьма перспективным при выходе на интерпретационный и теоретический уровни историко-археологического исследования. В основе экологического подхода применительно к истории древних обществ лежат выявление, анализ и использование в палеоэкономических, палеосоциальных и палеокультурных реконструкциях общих, региональных и эпохальных закономерностей адаптации человеческих коллективов к окружающей среде. Разработка этой темы особенно важна потому, что вопросы взаимоотношения человека и природной среды стали сейчас актуальнейшей проблемой современности.
наверх |