главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление

Е.Ф. Королькова. Теоретические проблемы искусствознания и «звериный стиль» скифской эпохи. К формированию глоссария основных терминов и понятий. СПб: 1996. Е.Ф. Королькова

Теоретические проблемы искусствознания
и «звериный стиль» скифской эпохи.

К формированию глоссария основных терминов и понятий.

// СПб: 1996. 78 с. + 18 табл.

 

 

Подписи и комментарии к иллюстрациям (стр. 70-78)

 

Иллюстрации (стр. 79-96)

 

 

 

• обложка (1) • обложка (2) •

 

• 1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 •

 

• 11 • 12 • 13 • 14 • 15 • 16 • 17 • 18 •

 

 

 

 

 

 

 


^   На первой странице обложки изображена бронзовая бляха в виде лошади в S-образном изгибе (Тува, IV в. до н.э.; воспроизведено по: Schiltz V. Les Scythes et les nomades des steppes. Gallimard, Paris: 1994. Fig. 183).

 

(Открыть в новом окне)

 

 


^   На четвёртой странице обложки воспроизведена иллюстрация В.А. Фаворского (Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.: 1986. Рис. на стр. 179).

 

(Открыть в новом окне)

 

 


^   Таблица 1.
Примеры стиля в зооморфном искусстве кочевников Евразии.

Рис. 1-7, 9, 12 — Филипповский курган, Южное Приуралье.

Рис. 8 — происхождение неизвестно.

Рис. 10 — Прикубанье, ажурная пластина на конце псалия, станица Елизаветинская, курган 1917 г.

Рис. 11 — Прикубанье, фрагмент бронзовой пластины, происхождение неизвестно.

 

Вещи на рис. 1-9, 12 демонстрируют единый стиль на художественных изделиях из золота (пластины-накладки) и дерева (с золотой обкладкой). Рис. 7 и 12 представляют объемные изображения, остальные — плоскостные, отличающиеся графичностью решения, сложной орнаментацией и декоративностью. Кубанские бронзы стилистически имеют много общего с группой приуральских находок и, не представляя, в строгом смысле этого слова, единого с ними стиля, могут тем не менее рассматриваться в общем контексте, несомненно свидетельствуя о родстве культур. На рис. 1-7, 9, 12 — представлены находки, происходящие из одного памятника, выполненные в одном стиле, но в разных техниках.

 

(Открыть Табл. 1 в новом окне)

 

 


^   Таблица 2.
Изображения оленей в искусстве скифского времени. Разнообразие вариаций в трактовке образов свидетельствует в пользу отсутствия строгой каноничности в искусстве звериного стиля.

Рис. 1 — Кубань, ст. Костромская, золото.

Рис. 2 — Тапьосентмартон (Венгрия), золото.

Рис. 3, 7-10 — Южное Приуралье, Филипповский курган, золото.

Рис. 4 — Прикубанье, IV Семибратний курган, бронза.

(70/71)

Рис. 5 — Фрагмент изобразительного декора, бронза, Гырчиново (Болгария).

Рис. 6 — Нижнее Поволжье, Блюменфельд, кург. А12, кость.

Рис. 11 — Крым, курган у с. Ильичёво, золото.

Рис. 12 — Приднепровье, 1-я Завадская могила, золото.

 

(Открыть Табл. 2 в новом окне)

 

 


^   Таблица 3.
Единство образа в стилистически различном решении, в котором возможно проследить трансформацию отдельных элементов.

Рис. 1 — Бляшка, золото, ахеменидская эпоха.

Рис. 2, 3 — Аппликации из кожи и войлока, Алтай, 1-й Пазырыкский курган.

Рис. 4 — Аппликация из кожи и войлока, Алтай, 2-й Пазырыкский курган.

Рис. 5 — Аппликации из берёсты, Алтай, могильник Уландрык IV, курган 3.

Рис. 6 — Бляха поясного набора, золото, окрестности Керчи, Баксинский курган.

Рис. 7 — Бляха, бронза, Среднее Поднепровье, Берестняги, кург. 4.

Рис. 8 — Бляха, бронза, Среднее Поднепровье, Журовка, курган 400.

Рис. 9 — Бляха, бронза, Крым, ок. Эльтеген.

Рис. 10 — Бляха, бронза, Средний Дон, «Частые курганы», курган 17.

 

Образ головы оскалившегося льва находит выражение в разных стилях. Ахеменидский вариант (рис. 1) демонстрирует сочетание тщательно проработанной львиной морды, типичной для искусства Ахеменидского Ирана. Морда отделена от гривы условной рельефной ломанной линией. Грива трактована условно-орнаментализированно. В скульптуре и рельефах такой приём в львиных изображениях не встречается, однако подобным образом, например, оформлены морды быков на капителях.

Золотая бляшка из окрестностей Керчи (рис. 6) является бесспорным вариантом того же мотива, несущим особенности ахеменидского стиля.

Алтайские образы (рис. 2-5) представляют местную разработку мотива, отличающуюся декоративной условностью и витиеватостью стиля.

Приднепровские и крымские находки (рис. 7-9) отличаются лаконизмом и меньшей степенью условности, декоративности.

Бляха из «Частых курганов», напротив, демонстрируют условность и схематизацию изображения львиной головы.

 

(Открыть Табл. 3 в новом окне)

 

(71/72)

 


^   Таблица 4.
Вариации зооморфных композиций с использованием симметрии, аллитерации и деформации фигур. Различные виды стилизации и способы организации формы.

Рис. 1 — Центральное изображение на резном клыке. Нижнее Поволжье, с. Новопривольное.

Рис. 2 — Бутероль, бронза, Чечня, с. Урус-Мартан.

Рис. 3 — Пластина, золото, Южное Приуралье, Филипповский курган.

Рис. 4 — Ажурная пластина, золото, Казахстан, курган Иссык.

Рис. 5 — Пластина, золото, Китай, Алагоуский могильник, погребение М30.

Рис. 6 — Бляха, бронза, Алтай, Новотроицкий II могильник.

Рис. 7 — Бляха, бронза, Алтай, могильник Сибирка, курган 1.

Рис. 8 — Пряжка, бронза, Приаралье, могильник Уйгарак, курган 66.

Рис. 9 — Ручка зеркала, бронза, Минусинская степь.

Рис. 10 — Ручка зеркала, бронза (Минусинская степь).

 

Один и тот же образ представлен в иконографически очень близких вариантах композиции, выполненных в разном стиле (рис. 1-3). Вещи на рис. 6-10 относятся к стилистически более однородной группе. Вещи на рис. 4 и 5 демонстрируют разные образы в стилистически близком решении.

 

(Открыть Табл. 4 в новом окне)

 

 


^   Таблица 5.
Трансформация реальных форм в художественную. Облик реального объекта (лошадь) и художественный образ. Отбор значимых признаков объекта (пропорции, форма морды, стриженая грива) для образного решения.

Рис. 1, 2 — Типы лошадей, близкие изображённым в искусстве ранних кочевников.

Рис. 3 — Изображение лежащей лошади, фрагмент декора украшения из Северного Китая, золото, могильник Алучаден.

Рис. 4 — Бляха, бронза, Минусинский край.

Рис. 5 — Нашивная бляшка, золото, Нижнее Поволжье, пос. Комсомольский.

Рис. 6, 7 — Навершия, бронза, Северный Китай.

Рис. 8-10, 12 — Фигурки лошадей, бронза, Северный Китай.

Рис. 11, 13, 14 — Фигурки лошадей, бронза, Южная Сибирь.

 

(Открыть Табл. 5 в новом окне)

 

(72/73)

 


^   Таблица 6.
Вариации изображения лежащей лошади разных иконографических типов и стилей.

Рис. 1 — Нашивная бляшка, золото, Нижнее Поволжье, пос. Комсомольский.

Рис. 2 — Нашивная бляшка, золото, Тува, могильник Кош-Пей.

Рис. 3 — Роговая пластина, Тува, могильник Саглы-Бажи II, курган 13.

Рис. 4 — Роговая накладка, Тува, могильник Саглы-Бажи II, курган 8.

Рис. 5 — Бляха, бронза, Тюменская область, Лысая Гора.

Рис. 6 — Бляха, бронза, Минусинская котловина, случайная находка.

Рис. 7, 9, 10 — Накладки, золото, Северный Китай.

Рис. 8 — Бляха, бронза, Минусинская котловина.

Рис. 11 — Кнутовище нагайки, Алтай, Пазырык, курган 4.

Рис. 12 — Бляха, бронза, Тува.

Рис. 13 — Подвеска от пояса, серебро, Алтай, Пазырык, курган 2.

Рис. 14 — Фрагмент кнутовища нагайки, Алтай, Пазырык, курган 2.

Рис. 15 — Бляха поясная, золото, Сибирская коллекция Петра I.

Рис. 16 — Кабаний клык с резной орнаментацией, Тува, могильник Кош-Пей II.

Рис. 17 — Ажурная пластина, золото, Казахстан, курган Иссык.

 

(Открыть Табл. 6 в новом окне)

 

 


^   Таблица 7.
Изображения лежащей лошади с вывернутым крупом и изображения монстра с рогами и клювом, в основе которых лежит мотив лежащей лошади.

Рис. 1 — Татуировка, Алтай, Пазырык, курган 2.

Рис. 2 — Ажурная пластина, бронза, Северный Китай.

Рис. 3 — Пластина, золото, Северный Китай.

Рис. 4 — Ажурная бляха, бронза, Монголия.

Рис. 5 — Браслет, золото, Казахстан, могильник Дуздаг.

Рис. 6 — Бляха, бронза, Тува.

Рис. 7 — Роговая пластина, Тува, могильник Саглы-Бажи II, курган 8.

Рис. 8 — Поясная бляха, бронза, Приобье, могильник Новотроицкое II.

 

(Открыть Табл. 7 в новом окне)

 

(73/74)

 


^   Таблица 8.
Изображения тигра в сценах терзания. Разные стилистические варианты в близкой культурной среде при образном тождестве.

Рис. 1 — Фрагмент декора погребальной колоды, дерево, Алтай, Башадар, курган 2.

Рис. 2, 4, 6 — Поясные бляхи, золото, Сибирская коллекция Петра I.

Рис. 3 — Бляха, бронза, Северный Китай.

Рис. 5 — Ручка сосуда, золото, Южное Приуралье, Филипповский курган.

Рис. 7 — Бляха, бронза, Минусинская котловина.

Рис. 8 — Поясная бляха, бронза, Внутренняя Монголия.

Рис. 9 — Бляха, бронза, Северный Китай.

Рис. 10 — Бляха, бронза, Ордос.

 

(Открыть Табл. 8 в новом окне)

 

 


^   Таблица 9.
Скифо-сибирское искусство и «язык» звериного стиля. Образ, композиция, ритм, сюжет, мотив, деформация, симметрия, редуцирование, тектоника, темперация, метонимия, синекдоха.

Рие. 1 — Застёжка, рог, Центральный Казахстан, могильник Тасмола, курган 3.

Рис. 2 — Деталь орнамента нагрудника, Алтай, Пазырык, курган 2.

Рис. 3 — Уздечная бляха, бронза, Монголия.

Рис. 4 — Нашивная бляшка, золото, Нижнее Поволжье, с. Золотушинское.

Рис. 5 — Кокарда, дерево, Алтай, могильник Юстыд XII, курган 8.

Рис. 6 — Нашивная бляшка, золото, Южное Приуралье, с. Покровка, курган 1.

Рис. 7 — Седельная подвеска, рог, Алтай, коллекция Фролова.

Рис. 8 — Поясная бляха, золото, Сибирская коллекция Петра I.

Рис. 9 — Резная ложечка, кость, Казахстан, могильник Сынтас I, курган 1, погребение 3.

Рис. 10 — Бляшка-пронизь, бронза, Казахстан, могильник Бесоба, курган 5.

Рис. 11 — Бляшка, золото, Казахстан, случайная находка.

Рис. 12 — Бляшка, золото, Южное Приуралье, Филипповский курган.

Рис. 13 — Ажурная пластина, бронза, Северный Китай.

 

(Открыть Табл. 9 в новом окне)

 

(74/75)

 


^   Таблица 10.
Зеркала с выступом и аналогии к зооморфным изображениям на зеркалах.

Рис. 1 — Зеркало с изображением лошади или козла, бронза, происхождение неизвестно.

Рис. 2 — Зеркало с изображением кабана, бронза, Нижнее Поволжье, Селитренное городище, случайная находка.

Рис. 3 — Зеркало с изображением кабана, Прикамье, Зуевский могильник, погребение 87.

Рис. 4, 5 — Петроглифы, Киргизия, Таласская долина, урочище Жалтырак-Таш.

Рис. 6 — Зеркало с изображением свернувшегося хищника, бронза, происхождение неизвестно, коллекция Дж. Ортиса.

Рис. 7 — Петроглиф, Киргизия. Таласская долина, Ур-Марал.

Рис. 8 — Петроглиф, Енисей, Усть-Туба III. 60.

Рис. 9 — Зеркало с изображением свернувшейся пантеры, бронза, Восточный Казахстан, могильник у с. Измайловка.

Рис. 10 — Каменный алтарик, Приаралье, могильник Уйгарак, курган 15.

Рис. 11 — Сбруйная пряжка, бронза, Приаралье, могильник Уйгарак, курган 22.

Рис. 12 — Зеркало с изображениями оленей и козла, Алтай, коллекция Фролова.

 

(Открыть Табл. 10 в новом окне)

 

 


^   Таблица 11.
Вариации центрической и динамической композиции с симметрией вращения.

Рис. 1 — Бляха, бронза, Нижнее Поволжье, с. Хошеутово, погребение 1.

Рис. 2 — Бляха, бронза, Приаралье, могильник Уйгарак, курган 83.

Рис. 3 — Бляха-пронизь, бронза, Южная Сибирь, случайная находка.

Рис. 4 — Бляха, бронза, Северный Китай.

Рис. 5 — Бляха, бронза, Северное Причерноморье, Краснокутский курган.

Рис. 6 — Аппликация, кожа, Алтай, Туэкта, курган 1.

Рис. 7 — Украшение узды, дерево, Алтай, Туэкта, курган 1.

 

(Открыть Табл. 11 в новом окне)

 

 


^   Таблица 12.
Ажурные поясные пластины с изображением борьбы верблюда с тигром, изображения лежащего и стоящего верблюда, выполненные в разном стиле.

Рис. 1 — Поясная пластина, золото, Сибирская коллекция Петра I.

Рис. 2 — В-образная пластина, бронза, Ордос.

Рис. 3 — В-образная пластина, серебро (?), Ордос.

(75/76)

Рис. 4 — В-образная пластина, бронза, Северный Китай, могильник Даодуньцзы.

Рис. 5 — Поясная пластина, бронза, Внутренняя Монголия или Южная Сибирь.

Рис. 6 — Поясная пластина, бронза, Нижний Дон, могильник Донской, курган 1, погребение 21.

Рис. 7 — Поясная пластина, Аму-Дарья, Бабашовский могильник, ограда XIV.

Рис. 8 — Поясная пластина, бронза, Нижний Дон, могильник Красногоровка III, курган 11, погребение 10.

Рис. 9 — Поясная пластина, Нижний Дон, хут. Весёлый, курган 3, погребение 6.

Рис. 10 — Поясная пластина, бронза, Иран.

Рис. 11 — Поясная пластина, бронза, позолота, Внутренняя Монголия.

 

(Открыть Табл. 12 в новом окне)

 

 


^   Таблица 13.
Традиционная иконография сцены борьбы верблюдов, демонстрирующая устойчивую композиционную схему.

Рис. 1 — Фрагмент каменного амулета, Маргиана, Тоголок-21.

Рис. 2 — Бляха от конского убора, бронза, Южное Приуралье, могильник Пятимары I, курган 8, убор 3.

Рис. 3, 6 — Бляхи от конского убора, Западный Казахстан, могильник Бесоба, курганы 5 и 9.

Рис. 4 — Бляха, бронза, Приуралье, Филипповский курган.

Рис. 5 — Гравировка на костяной пластине, Средняя Азия, Орлатский могильник.

Рис. 7 — Наскальное изображение, Хакасия, Сулекская писаница.

 

(Открыть Табл. 13 в новом окне)

 

 


^   Таблица 14.
Изображения лежащих и идущих тигров в скифо-сибирском зверином стиле. Стилистические вариации и примеры стилизации.

Рис. 1, 2 — Фотографии идущих тигров.

Рис. 3 — Фрагмент композиции на колоде, Алтай, Башадар, курган 2.

Рис. 4 — Бляшка, золото, Киргизия, могильник Акчий-Карасу.

Рис. 5 — Аппликация, кожа, Алтай, Туэкта, курган 1.

Рис. 6, 7 — Пластина-накладка на сосуд и ручка сосуда, золото, Южное Приуралье, Филипповский курган.

Рис. 8 — Аппликация, кожа, Алтай, могильник Ташанта II, курган 2.

(76/77)

Рис. 9 — Конец гривны, дерево, Алтай, могильник Уландрык I, курган 12.

Рис. 10 — Гривна, бронза, коллекция Строгановых (Эрмитаж).

Рис. 11, 12 — Окончания гривен, Сибирская коллекция Петра I.

 

(Открыть Табл. 14 в новом окне)

 

 


^   Таблица 15.
Изображения волков. Трансформация реального облика в художественный образ, приёмы стилизации и иконографические схемы.

Рис. 1, 2, 7, 8, 10, 14, 16 — Документальные изображения волков в разных позах и состояниях.

Рис. 3, 6, 9, 15 — Украшения сосудов, золото, Южное Приуралье, Филипповский курган.

Рис. 4 — Бляха, бронза, Казахстан, могильник Кумиссай.

Рис. 5 — Наконечник гривны, золото, Северный Кавказ, Ставропольский клад.

Рис. 11 — Фрагмент уздечной подвески, бронза, Южное Приуралье, могильник Пятимары I, курган 4.

Рис. 12 — Наконечник псалия, бронза, Южное Приуралье, могильник Пятимары I, курган 6.

Рис. 13 — Изображение на нагайке, рог, Южное Приуралье, с. Абрамовка, курган Чёрная гора.

Рис. 17 — Бляха, бронза, Южная Сибирь, случайная находка.

 

(Открыть Табл. 15 в новом окне)

 

 


^   Таблица 16.
Трансформация зооморфного мотива определенного иконографического типа в условную схему.

Рис. 1 — Накладка на сосуд, золото, Южное Приуралье, Филипповский курган.

Рис. 2 — Бляха, бронза, Южное Приуралье, пос. Булычевка, случайная находка.

Рис. 3, 4 — Поясные бляхи, бронза, Южное Приуралье, Шиповский могильник, курган 1, погребение 2.

Рис. 5 — Поясная бляха, бронза, Южное Приуралье, Биктимировский могильник III, погребение 7.

Рис. 6 — Поясная бляха, бронза, Южное Приуралье, Охлебинский могильник.

 

(Открыть Табл. 16 в новом окне)

 

 


^   Таблица 17.
Свернувшийся в кольцо хищник. Вариации композиции.

Рис. 1 — Сбруйная бляха, бронза, Южное Приуралье, с. Иркуль.

Рис. 2 — Сбруйная бляха, бронза, Казахстан, могильник Бесоба. курган 9.

(77/78)

Рис. 3 — Сбруйная бляха, бронза, Южное Приуралье, с. Пьяновка, случайная находка.

Рис. 4, 6 — Сбруйные бляхи, бронза, Приаралье, могильник Уйгарак, курган 33.

Рис. 5 — Подпружная пряжка, бронза, Приаралье, могильник Сакар-чага 6. курган 23.

Рис. 7 — Деталь оформления резного клыка, Нижнее Поволжье, Блюменфельд, курган А12.

Рис. 8 — Сбруйная бляха, бронза, междуречье Волги и Дона, группа «Три брата», курган 25, погребение 2.

Рис. 9 — Бляха, бронза, Поволжье, Старший Ахмыловский могильник, погребение 926.

 

(Открыть Табл. 17 в новом окне)

 

 


^   Таблица 18.
Таблица взаимосвязей понятий, рассмотренных в глоссарии.

 

Понятие стиля в искусстве является одним из центральных и связано, прямо или опосредовано, со всеми остальными, обозначающими категории формы и содержания. Понятия «носители стиля» относятся к области формы и входят в стиль в качестве стилистических признаков. Факторы стиля не входят в стиль как таковой, но определяют его в той или иной степени. Стиль входит в художественное направление, которое детерминируется общностью идейно-содержательного порядка.

На таблице условно точками заштрихованы квадратики понятий, входящих в сферу содержания, вертикальными линиями — в сферу формы, косой штриховкой вправо обозначены факторы стиля, косой штриховкой влево — носители стиля.

 

(Открыть Табл. 18 в новом окне)

 

 


 

* * *

 

Все иллюстрации к работе выполнены автором.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление