главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Н.П. Кондаковъ. Очерки и замѣтки по исторiи средневѣковаго искусства и культуры. Прага: Изданiе Чешской Академіи наукъ и искусствъ. 1929. Н.П. Кондаковъ

Очерки и замѣтки
по исторiи средневѣковаго искусства и культуры.

// Прага: Изданiе Чешской Академіи наукъ и искусствъ. 1929. IV+456 с.

 

См. файл .pdf, 14,3 Мб.

Оглавленіе [уточнённое]

 

Предисловіе. Проф. Л.Г. Нидерле. — I-III

 

I. Древности восточныхъ кочевниковъ и южной Россіи (скиѳо-сарматскія). — 1-60

Введеніе: Общій взглядъ на научную постановку исторіи искусствъ. – 1. Древности Восточной Европы. Изученіе скиѳо-сарматскихъ древностей. – 3.

1. Связь кочевниковъ Азіи и Восточной Европы. – 5. Бытъ кочевниковъ. – 6. Культурный уровень кочевниковъ. – 7. Государственность у кочевниковъ. – 8.

2. Религіозныя вѣрованія кочевниковъ. – 10. Кудесничество. – 12. Магія. – 12. Шаманство. – 14.

3. Погребальные обряды. Могильный инвентарь. – 17. Конскій уборъ. – 19. Фалары. – 21. Втулки-наконечники. – 22. Характеръ орнаментаціи предметовъ. Значеніе отдѣльныхъ формъ. – 22. Символы, амулеты, талисманы. – 22. Рыба. – 25. Грифъ. – 29. Символическіе знаки. – 30. Композиціи звѣринаго стиля. – 31. Южно-русскіе курганы. – 31. Типъ витязя-богатыря. – 41. Кубанскіе курганы. – 41.

4. Извѣстія Геродота о массагетахъ. – 42. Кочевники Сибири и Средней Азіи. – 43. Сибирскія древности. – 44. Звѣриный стиль у азіатскихъ кочевниковъ. – 45. Д[р]евности Пермскаго края. – 57.

 

II. Искусство средневѣковыхъ варваровъ въ Европѣ. — 60[61]-81

Научная постановка исторіи срсдневѣковаго искусства. – 61. Звѣриный стиль въ средневѣковомъ искусствѣ. – 63. Византія и варвары. Роль варваровъ въ византійской имперіи. – 64. Древности готовъ. – 67. Готѳиконъ. – 68. Варварскіе некрополи Россіи. Ананьинскій могильникъ. – 69. Кавказскія древности. – 69. Древности Донской области. Новочеркасскій кладъ. – 72. Звѣриный стиль въ Азіи. – 74. Древности Венгріи. – 75. «Олифанты». – 77.

Приложеніе къ II очерку: Древности Крыма. – 79. Древности Великихъ Болгаръ. – 80.

 

III. Древности Болгаріи. — 82-132

1. Древности Болгаріи (могильныя). – 82.

2. Рельефъ всадника въ с. Мадара. – 86.

3. Барельефъ съ изображеніемъ цирковыхъ игръ. – 90.

4. Роспись древне-христіанской гробницы въ Софіи. – 94. Почитаніе ангеловъ. – 97.

5. Болгарскіе каменные рельефы. – 101. Грифъ. – 101. Капитель съ изображеніемъ грифа, терзающаго слона. – 104. Плита съ изображеніемъ грифа. – 106. Плита съ изображеніемъ льва. – 107. Павлинъ. – 108. Связь павлина съ фениксомъ. – 109. Фениксъ. – 110. Плита съ изображеніемъ павлиновъ. – 112. Памятники съ изображеніемъ того же сюжета. – 112. Мозаика Аквилеи. – 112. Рельефы Равенны и Рима. – 113. Рельефы св. Марка въ Венеціи. – 113. Плита съ изображеніемъ двуглаваго орла. – 115. Двуглавый орёлъ какъ эмблема, ея смыслъ и исторія. – 116. Общій характеръ болгарскихъ древностей. – 119. Вопросъ о ханской усыпальницѣ. – 120. Декоративные рельефы Прѣслава. – 121. Христіанскіе памятники. – 122. Мозаика св. Софіи. – 122. Находки въ Патлейнѣ. – 124. «Керамиченъ образъ». – 125. Орнаментальные изразцы. – 126.

Приложеніе къ III очерку: Варіанты изъ предыдущаго очерка: Мадарскій конникъ. – 129. Рельефы Ст. Загоры. – 131. Рельефы изъ Дренова. – 131. Рельефы Ст. Загоры. – 132.

 

IV. О звѣриномъ стилѣ въ средневѣковомъ искусствѣ. — 133-177

1. Научная постановка вопроса о звѣриномъ стилѣ и его опредѣленіе. – 113. Источники звѣринаго стиля. – 134. Смыслъ изображеній звѣринаго стиля. – 135. Сказочная литература. – 136. «Александрія». – 136. Версіи легенды объ источникѣ жизни. – 138.

2. Драконъ. – 139. Эмблематическое значеніе дракона въ Китаѣ. – 144. Дальне-восточный типъ дракона. – 145. Значеніе дракона въ восточной миѳологіи. – 147. Персидское и китайское представленія о драконѣ. – 148. Библейскій образъ дракона. – 149. Представленіе о драконѣ въ христіанскую эпоху. – 139. Драконъ въ русскихъ памятникахъ и лѣтописныхъ свидѣтельствахъ. – 149.

3 (III). Изображенія звѣрей въ искусствѣ эпохи эллинизма. – 150. Физіологи и бестіаріи. – 152. Символическія значенія звѣрей. – 153. Древность физіолога. – 154. Русскій физіологь. – 154. Звѣри. – 155. Птицы. – 156. Гады. – 158. Сложныя формы гадовъ. – 158. Чудища. –159.

4. Единорогъ. – 159. Восточный типъ единорога. – 161. Реальныя черты въ основѣ представленія объ единорогѣ. – 163. Обезьяны. – 164

5. Общая характеристика романскаго звѣринаго стиля. – 164. Буслаевъ. – 165. Шнаазе. – 167.

Приложеніе къ IV очерку. 1. Рельефы ц. св. Мины въ Солуни. – 168. 2. Восточные ковры. – 169. 3. Изображенія на русскихъ монетахъ. – 171. 4. Извѣстіе о поморскихъ славянахъ въ житіи Оттона, еп. Бамбергскаго. – 173. 5. Фрески потолка Палатинской капеллы. – 174.

 

V. Византійскія одежды. — 178-301

Введеніе: Значеніе византійскаго двора. – 178. Книга о церемоніяхъ Константина Багрянороднаго. – 178. Клиторологій Филоѳея. – 180.

1. Чины византійскаго двора. – 181. Высшіе чины. – 181. Куропалатъ. – 181. Кесарь. – 182. Новелиссимъ. – 182. Магистръ. – 182. Стратиги. – 183. Патриціи. – 183. Анѳипаты. – 183. Опоясанная патриціанка. – 183. Доместики. – 184. Спаѳаріи. – 184. Гривна. – 185. Маніакъ. – 185. Дѣленіе чиновъ. – 186. Военные чины. – 186. Придворные чины. – 187. Препозиты. – 188. Евнухи. – 188. Папій. – 188. Значеніе дворцовыхъ чиновъ. – 189. Сочиненіе Кодина. – 190. Измѣненія въ спискѣ чиновъ. – 191. Измѣненія въ характерѣ чиновъ. – 191.

2. Цари. – 192. Ихъ отношенія ко двору. – 192. Отношеніе царей къ церемоніалу. – 193. Церемоніалъ. – 194. Царскій выходъ. – 194. Выходъ на Вознесеніе. – 197. Пріёмы у царя. Пріёмы пословъ. – 198. Пріёмъ пословъ халифа и эмира Тарса. – 199. Украшенія дворца. – 199. «Пентапиргій». – 201. Царскіе пріёмы. – 201. Перечень пировъ. – 201. Рождественскіе пиры. – 202. Пасхальные пиры. – 204. Врумаліи. – 206.

3. Игры и представленія. – 207. Ипподромъ. – 209. «Фенгіи». – 211. «Вотъ». – 212. Луперкаліи. – 212. Циканій. – 213. Пріёмъ Ольги. – 213. Фрески лѣстницъ Св. Софіи въ Кіевѣ. – 214. Театральный характеръ церемоній. – 218.

4. Корона. – 219. Стемма. – 219. Кесарскій вѣнецъ. – 219. Вотивные вѣнцы. – 220. Измѣненія въ формѣ стеммы. – 221. Иные царскіе головные уборы. – 221. Тіара. – 221. Головные уборы приближённыхъ чиновъ. – 222. Скіадій. – 222. Царскія облаченія. – 223. Лоръ. – 224. Цицакій. – 225.

5. Перемѣна въ одеждѣ. – 226. Заимствованія отъ «варваровъ». – 227. «Аллаксимы». – 227. «Иматіи». – 228. Рубашка. Сорочка. Камисій. – 228. Кабатъ. Кавадій. – 229. Кафтанъ. – 231. Стихарій — дивитисій. – 232. Скарамангій. – 232. Скараникъ. – 238. Ѣздовой кафтанъ по археологическимъ даннымъ. – 239. Древности кочевниковъ. – 240. Сассанидскія блюда. – 241. Восточныя ткани. – 242. Восточныя одежды. – 244. Восточныя миніатюры. – 247. Византійскія ткани. – 248. Скарамангій проэдра синклита. – 251. Александрійскія ткани. – 252. Изображенія волхвовъ въ западной живописи. – 255. Мантіи и плащи. – 264. «Эпилорикъ». – 265. Ферязь. – 265. Одежды русскаго царскаго двора. – 266. «Гранаца». «Лапаца». – 267. Обычай стоять скрестивши руки. – 268. «Тамиарій». – 269.

6. Общій типъ облаченій IX-X в.в. – 269. Облаченія царя. – 269. Облаченія чиновъ. – 271. Характеръ и цѣль записей. – 271. Облаченія на праздничныхъ выходахъ. – 272. Облаченія препозитовъ. – 274. Облаченія новелиссима и магистра. – 274. Записи даримыхъ облаченій. – 274. Свидѣтельство Прокопія. – 275. Свидѣтельства Свят. Іоанна Златоуста о роскоши. – 276. Варварскій характеръ роскоши. – 276. Смыслъ и значеніе даренія одеждъ варварамъ. – 277. Поясъ. – 277. Значки. – 278. Коймы. – 278. Парагауда. – 279. Положеніе изученія вопроса. Σήμεντα. – 279. Σειρύστης чауша. – 280. Χειρόρτιον. – 280. Отличія и ихъ число. – 280. Головные уборы. – 281. Клобукъ Ѳеодора Метохита. – 282. Скипетры, жезлы и т.д. – 283. Перилевкій. Яхонтъ. –293.

7. Конская сбруя. Кареты. – 283. Воркадіи. – 284. Конскія кисти на археологическихъ памятникахъ. – 285. Втулки для кистей у кочевниковъ. – 286. Конскій уборъ въ Россіи. – 287. Ворворка. – 288.

8. Цвѣтъ одеждъ. – 289. Значеніе яркости красокъ. – 289. Бѣлыя одежды. – 289. Красный цвѣть. – 293. Его оттѣнки. – 293. Переходъ къ красному въ поздней Византіи. – 296. Пурпуръ. – 296. Чёрный цвѣтъ. – 299. Двуцвѣтныя одежды. – 301.

 

VI. Византійскія и восточныя ткани средневѣковья. — 302-364

1. Значеніе тканей для изученія исторіи ср. вѣк. искусства. – 302. Назначеніе тканей. – 303. Принципіальные вопросы классификаціи тканей. – 304. Сущность художественной эволюціи въ тканяхъ. – 304. Характеръ римско-эллиністическаго орнамента. – 305. Роль тканей при изученіи орнамента. – 306. Геометрическій орнаментъ. – 306.

2. Растительный орнаментъ. – 307. Флора эллинистическаго міра. – 308. Ея отраженіе въ искусствѣ. – 309. Лавръ и миртъ. – 309. Кипарисъ. – 309. Гранатовый плодъ. – 310. Шелковица. – 310. Тыква. – 311. Растенія избранныя для орнамента. – 312.

3. Пальма. – 312.

4. Виноградная лоза. – 316. – Плющъ. – 318. – Аканѳъ. – 319. Бетель. – 320.

5. Роза. – 323. – Лилія. – 324. – Розетка. –325.

6. «Звѣриные» сюжеты. – 325. Общая постановка вопроса. – 327. Павлины. – 329. Утки. – 320. Львы. – 330. Геральдическое значеніе сюжетовъ. – 332. Магическое значеніе сюжетовъ. – 332. Крылатый конь. – 333. Пѣтухъ. – 333. Общій характеръ сюжетовъ. – 336.

7. Ткани, найденныя въ Россіи. – 337. Кавказъ. – 338. Находки гр. Уваровой въ Сванетіи. – 343. Ткани со слонами. – 344. Ткань съ грифами. – 347. Характеръ культурнаго импорта съ Востока. – 349. Богатства халифовъ. – 351. Названія тканей. – 352. Ткани въ древней Руси. – 354. Одежды древней Руси. – 355. Одежды въ былинахъ. – 355. «Регаліи». – 356. Ткани изъ гробницъ князей. – 357. Изображенія грифа на тканяхъ. – 358. Ткань съ изображеніемъ гепардовъ. – 360. Ткани изъ старой Рязани. – 362.

 

Указатели [Составилъ Н.В. Кузьминскій]. — 365-445

Русскій. – 365. Латинскій. – 437. Греческій. – 440.

Списокъ рисунковъ [1-111]. — 446

 

Оглавленіе. — 450

Добавленія и [исправления;] опечатки. — 453

 


 

Предисловіе.   ^

 

Когда мы здѣсь, въ Чехіи, узнали въ концѣ 1921-го года, что академикъ Никодимъ Павловичъ Кондаковъ живётъ въ Софіи, гдѣ не имѣетъ возможности работать такъ, какъ бы ему хотѣлось, мы въ Прагѣ стали обсуждать, чѣмъ можно помочь этому великому русскому учёному. Послѣдствіемъ этого было согласіе Министерства Народнаго Просвѣщенія на предложеніе Философскаго факультета пригласить Н.П. Кондакова сверхштатнымъ профессоромъ въ Карловъ Университетъ. Н.П. Кондаковъ принялъ это предложеніе и вступилъ въ новую должность 1-го мая 1922 года.

 

Чтеніе его лекцій и занятія его семинарія происходили сначала въ помѣщеніи „Клементинума”, а затѣмъ въ новомъ помѣщеніи Института Исторіи Искусствъ. Къ сожалѣнію, это продолжалось очень недолгое время, отъ 1922/3 до 1925 г. 1 [сноска: 1) По оффиціальнымъ обозрѣніямъ преподаванія Н.П. Кондаковъ читалъ въ 1922/3 г. о средневѣковомъ искусствѣ (3 часа въ недѣлю), съ 1923/4 г., въ зимнемъ семестрѣ о томъ же предметѣ, въ лѣтнемъ — исторію византійскаго искусства (3 часа въ недѣлю), которую продолжалъ и въ зимнемъ семестрѣ 1924/5 г. Кромѣ того, разъ въ недѣлю вёлъ занятія семинарія по христіанской иконографіи.]

 

31-го октября 1924 г. Н.П. Кондаковъ, ещё полный силъ, праздновалъ свой 80-тилѣтній юбилей (род. 1 ноября 1844 г. въ с. Халань Курск. губ.), горячо привѣтствуемый чешскими и русскими научными учрежденіями, но уже вскорѣ послѣ этого, 17 февраля 1925 г., онъ скоропостижно скончался.

 

Мы любили Н.П. Кондакова за его золотое русское сердце и за симпатіи, пробуждённыя въ нёмъ Бодянскимъ, которыя онъ питалъ къ чехамъ ещё съ 60-хъ годовъ прошлаго столѣтія, когда встрѣчался въ Прагѣ съ Палацкимъ. Ко всему этому нужно добавить то чувство восхищенія, которое вызывали въ насъ его обширныя и глубокія знанія, импонировавшія всѣмъ, интересовавшимся искусствомъ и древностями. Поэтому-то Чешская Академія Наукъ и Искусствъ, членомъ которой Н.П. Кондаковъ былъ съ 1898 г., сочла своей обязанностью почтить память великаго ученаго изданіемъ курса, который онъ читалъ въ Карловомъ Университетѣ. Среди литературнаго наслѣдія Никодима Павловича была найдена рукопись очерковъ, соотвѣтствующихъ отдѣльнымъ частямъ этого курса.

(I/II)

 

Чешская Академія, по своему уставу, издаётъ работы своихъ членовъ на чешскомъ языкѣ. Но изъ почтенія къ Н.П. Кондакову было постановлено издать рукопись на языкѣ оригинала — русскомъ. Академія поручила нижеподписавшемуся редактированіе труда, которому, согласно его разнородному содержанію, дали мы заглавіе: „Очерки и замѣтки по исторіи средневѣковаго искусства и культуры”, и раздѣлили его на 6 главъ.

 

Какъ извѣстно, всякое посмертное изданіе требуетъ спеціальной обработки. Такъ и въ данномъ случаѣ явилась необходимость нѣкотораго пересмотра неоконченнаго труда въ видѣ „Очерковъ”, соотвѣтствующихъ цикламъ лекцій, прочтённыхъ и записанныхъ или продиктованныхъ авторомъ въ разное время. За переписку рукописи и первую общую провѣрку мы должны быть благодарны сыну Никодима Павловича, С.Н. Кондакову. Однако, при детальномъ разсмотрѣніи оригинала выяснилось, что необходима болѣе глубокая и проницательная обработка, т.к. въ оригинальномъ текстѣ нашлось достаточно лакунъ, неясностей, неполныхъ и неточныхъ цитатъ, а также приписокъ на поляхъ и т.п. Со всѣмъ этимъ не представлялось возможнымъ издать книгу. Желая всё-таки, чтобы и при посмертной, авторомъ неоконченной, формѣ новая книга Н.П. Кондакова выглядѣла какъ можно лучше и отвѣчала какъ можно болѣе намѣреніямъ своего великаго автора, я попросилъ одного изъ его послѣднихъ учениковъ, Д-ра Н.М. Бѣляева, который слушалъ лекціи Н.П. Кондакова до конца его жизни, предпринять новую окончательную провѣрку труда и взять на себя корректуры. Н.М. Бѣляевъ исполнилъ мою просьбу не только съ большой охотой и любовью къ своему учителю, но и съ большимъ знаніемъ дѣла, за что приношу ему здѣсь искреннюю благодарность.

 

Основной текстъ Н.П. Кондакова остался вполнѣ безъ существенныхъ измѣненій, но былъ обработанъ, гдѣ было нужно, стилистически и дополненъ тамъ, гдѣ были очевидные пропуски, или гдѣ были неполныя цитаты и примѣчанія, наконецъ, гдѣ неясный текстъ требовалъ болѣе точнаго разъясненія. Всѣ дополненія, какъ въ текстѣ, такъ и въ примѣчаніяхъ, обозначены прямыми скобками. Изъ почтенія къ автору всюду сохранено его правописаніе.

 

Мы старались дать какъ можно болѣе иллюстрацій къ тексту. Соображенія матеріальнаго характера принудили насъ ограничить ихъ число и въ особенности выпустить цвѣтныя репродукціи изъ-за ихъ непомѣрной дороговизны. Часть клише для V-го очерка намъ любезно предоставила редакція журнала »Byzantion« въ Брюсселѣ, для І-го очерка — Національный Музей въ Будапештѣ и для другихъ — Семинарій имени Н.П. Кондакова въ Прагѣ. За предоставленіе клише приношу свою благодарность Prof. Henri Gregoire, Dr. Nandor Fettich и Проф. А.П. Калитинскому.

 

Такимъ образомъ, очерки были приготовлены къ печати и въ теченіе 1928 г. отпечатаны. Чешская Академія Наукъ и Искусствъ представляетъ ихъ общественности славянской и русской съ надеждой, что, выполнивъ

(II/III)

долгъ свой передъ Н.П. Кондаковымъ, она сдѣлала тѣмъ самымъ дѣло цѣнности всеобщей и непреходящей. Имя Н.П. Кондакова пользуется славой во всёмъ учёномъ мірѣ; его работы долгіе годы сохранятъ свою цѣну, и болѣе того — время её ещё увеличитъ. Какъ и другія его работы, „Очерки” останутся незамѣнимымъ пособіемъ при изученіи исторіи искусствъ и древностей, даже и тогда, когда въ частностяхъ придутъ къ инымъ выводамъ, чѣмъ тѣ, къ которымъ пришёлъ Никодимъ Павловичъ.

 

Л.Г. Нидерле.

Іюнь. 1929. Прага.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки