главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.И. Колесников. Завоевание Ирана арабами (Иран при «праведных» халифах). М.: 1982.А.И.  Колесников

Завоевание Ирана арабами

(Иран при «праведных» халифах).

// М.: 1982.  270 с.

 

Оглавление

 

Введение. — 3

 

Раздел I. Источники. — 16

Раздел II. Военно-политическая история арабских завоеваний. — 52

Раздел III. Арабы и покоренное  население   Ирана. — 147

 

Заключение. — 219 [220]

 

Примечания. — 223

 

Указатель имён. — 257

Указатель географических названий. — 262

 


 

Заключение.   ^

 

Завоевание всего Сасанидского государства, кроме его дальних восточных провинций, было завершено в середине VII в. Отдельные очаги сопротивления новой мусульманской администрации возникали и позже, но политически всё Междуречье и территории к востоку от него вошли в состав Восточного халифата, управлявшегося наместниками Басры и Куфы.

 

Анализ военно-политической истории периода, выполненный на основании различных источников, показывает, что в подавляющем большинстве случаев военные действия между мусульманскими ополчениями и регулярной сасанидской армией носили ожесточённый и бескомпромиссный характер и сопровождались большим кровопролитием.

 

Пока вторжения кочевых арабов в район Хиры и в плодородные области нижнего Междуречья ограничивались грабительскими набегами, это мало заботило Сасанидов: от набегов страдали местные крестьяне и часть иранских дехкан. Для военной знати и членов царствующего рода важнее была происходившая в это время борьба за шаханшахский престол. Когда в результате внутренней междоусобицы трон достался шестнадцатилетнему Йездигерду III, у Ирана не было уже достаточно сил, чтобы сдерживать натиск арабов. На время Йездигерду III удалось вытеснить мусульман из Ирака. Но мусульмане, приобретшие немалый опыт борьбы с вероотступничеством и сплочённые под единым знаменем ислама, были готовы к тому, чтобы померяться силами с противником в Междуречье. Поражение персов при Кадисии (636 г.) отдало в руки арабов округа приевфратья. Покорение Вавилонии было лишь делом времени. В следующем году был завоёван Ктесифон, столица Сасанидской державы, затем Джалула, и арабы завоевали всю Вавилонию.

(220/221)

 

После поражений при Кадисии и в Вавилонии регулярная сасанидская армия перестала существовать. В Нехавенде (Мидии), Хузистане, Парсе, Кермане и Хорасане войну с арабами вели местные ополчения. Более десяти лет Йездигерд III, лишённый реальной власти, в сопровождении многочисленной свиты кочевал по всей стране, останавливался ненадолго то в одном городе, то в другом, отдавал приказы местным правителям направить ополчения для борьбы с мусульманами. Но события развивались своим ходом, без участия монарха. Военные действия велись с переменным успехом, некоторые области арабам приходилось завоёвывать по нескольку раз, как это было, например, в Парсе. Авторитет Йездигерда неуклонно падал, беглый шаханшах с его амбициями стал обузой для провинциальных правителей, которые пытались как можно скорее избавиться от шаханшаха. Конфликт с марзбаном Мерва завершился убийством Йездигерда III. Год гибели последнего сасанидского «царя царей» (651 г.) означал окончательное политическое подчинение Ирана арабам.

 

Существует ряд причин, ускоривших крушение Сасанидского государства. К главным можно отнести неудачи в длительной ирано-византийской войне, пятилетний период междоусобиц, упадок экономики страны. Но следует учитывать и военный аспект: в арабах пустыни Сасаниды обрели серьёзного противника, который прекрасно владел оружием, тактикой и стратегией ведения войны ещё в то время, когда бедуины выступали союзниками Ирана и Византии в их многолетних войнах. Даже боевые порядки персов и арабов в великих сражениях были практически идентичны. Успехам арабов в Междуречье содействовал пёстрый национальный и конфессиональный состав его населения: осёдлые арабы, иудеи, сирийцы, составлявшие большинство в этой части Сасанидской державы и исповедовавшие христианство и иудаизм, испытывали постоянный гнёт господствовавшей зороастрийской церкви. Вряд ли все они единодушно приветствовали новых завоевателей, но готовы были с ними сотрудничать, когда к этому располагали обстоятельства. Немалую роль в успехах мусульман сыграло основание городов-лагерей, которые стали опорными пунктами военной экспансии ислама на восток; они же являлись административными центрами наместничеств,

(221/222)

централизованно управлявшими завоёванными территориями через малых наместников отдельных провинций, в качестве которых выступали арабские военачальники.

 

Основу взаимоотношений мусульман с покоренным населением составляли мирные договоры, фиксировавшие двусторонние обязательства. Побеждённые должны были платить контрибуцию и (или) подушный налог и нести дополнительные повинности в пользу мусульман; победители — обеспечивать побеждённым личную неприкосновенность и неприкосновенность имущества, защиту от внешних врагов, сохраняли за ними право исповедовать свою религию и жить по своим обычаям. Условия договора для иноверцев могли быть лучше или хуже, они зависели и от способа подчинения территории (силой оружия или мирным путём), и от их платёжеспособности, и от иных обстоятельств. Обращает на себя внимание тот факт, что договоров, адресованных одной конфессиональной общине (договор Мухаммеда с христианами Наджрана, договор халифа Омара I с христианами), было немного. В подавляющем большинстве случаев источники упоминают о договоре мусульман с конкретным городом, провинцией или округом. Иногда говорится о заключении договора со старейшинами одного города (округа); не исключено, что каждый из них мог представлять на переговорах интересы своей конфессиональной общины. Хотя отношение мусульман к иудеям, христианам и зороастрийцам далеко не всегда было равнозначным, в договорах это не находило прямого отражения, кроме размеров контрибуции или суммы налога (да и они часто определялись иными, внеконфессиональными причинами).

 

По мере военной экспансии ислама дальше на восток мусульманское войско пополнялось за счет мавали — новообращённых мусульман из зороастрийцев и адептов других религий. Одних (иранскую знать) ислам привлекал перспективой освобождения от позорной джизьи, которая уравнивала её с податным сословием. Профессиональные воины видели в принятии новой религии возможность обогатиться за счёт военной добычи. Для обращённых в рабство пленников войны переход в ислам давал возможность восстановить статус свободных людей. Источники называют десятки случаев одиночного и группового перехода иноверцев в ислам. Однако

(222/223)

в первые десятилетия существования Халифата этот процесс протекал очень медленно. В первую очередь исламизация затронула область денежного обращения и делопроизводства. Но это произошло только на рубеже VII и VIII вв. Что же касается большинства населения покорённых территорий, то оно ещё долго сохраняло религию и обычаи своих предков (в X в. половину населения Парса составляли зороастрийцы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки