главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

С.Г. Кляшторный, Д.Г. Савинов. Степные империи Евразии Д.Г. Савинов

Древнетюркские племена в зеркале археологии

// С.Г. Кляшторный, Д.Г. Савинов. Степные империи Евразии.
СПб: Фарн. 1994. С. 92-165.

 

[ Заключение. ]

 

Исходя из рассмотренных выше археологических материалов, можно следующим образом представить основные направления этнокультурного развития тюркских племён, в первую очередь — алтае-телеских тюрков, и соотнести их с известными событиями политической истории древнетюркских государственных объединений.

 

В середине I тыс.н.э. (точнее — после 460 г.) на территории Саяно-Алтайского нагорья появилось несколько раннетюркских владений, созданных тюрками-тугю, центр расселения которых в этот период находился в горах Монгольского Алтая. Местное население, наследники древних традиций культуры ранних кочевников, скорее всего, относилось к этнической общности теле, силами которых древние тюрки, пользуясь образным выражением источника, «геройствовали в пустынях севера». Совместные условия проживания и естественные при этом процессы аккультурации привели к сложению древнетюркского культурного комплекса, в равной степени присущего как тюркам-тугю, так и большинству из телеских племён. Начальные этапы его распространения фиксируются такими памятниками, как впускное захоронение в кургане Улуг-Хорум в Туве и ранний комплекс погребений могильника Кудыргэ на Горном Алтае. К этому времени относится сложение этнокультурной общности алтае-телеских

(146/147)

тюрков, в основном обитавших на территории Саяно-Алтайского нагорья (за исключением Минусинской котловины). В период Первого тюркского каганата довольно многочисленные, но разрозненные, судя по материалам археологических памятников VI-VII в.в., группы алтае-телеских тюрков, используемых в качестве военной силы при создании огромного государства, были широко расселены по всей его территории — в Центральной Азии и Южной Сибири, в Средней Азии и Казахстане. Распадение Первого тюркского каганата вызвало отток алтае-телеских тюрков из западных районов их распространения обратно, на места их первоначального обитания. В период Второго тюркского каганата, судя по материалам археологических памятников VII-VIII в.в., происходит концентрация алтае-телеских тюрков на территории Саяно-Алтайского нагорья, явно способствовавшая прогрессивному развитию их культуры. В это время завершается сложение культуры алтае-телеских тюрков. Нет никакого сомнения в том, что они принимали непосредственное участие в многочисленных военных действиях, которые предпринимали тюрки Второго каганата против других народов севера Центральной Азии и Южной Сибири. Остается неизвестным, какие отношения связывали алтае-телеских тюрков с другими телескими племенами, в первую очередь, наиболее крупными из них — сеяньто и уйгурами, постоянно боровшимися за создание собственной государственности. Однако, то обстоятельство, что расцвет культуры алтае-телеских тюрков совпадает со временем господства Уйгурского каганата, позволяет предположить, что именно общая телеская основа создала наиболее благоприятные условия для её развития. В период Уйгурского каганата, судя по материалам археологических памятников VIII-IX в.в., алтае-телеские тюрки расселяются на территории Северной Монголии, то есть на землях, прежде принадлежавших тюркам-тугю. Не исключено, что это явилось следствием договорных отношений между правящей династией уйгуров и «главами родов» алтае-телеских тюрков, которые были использованы уйгурами в качестве ближайшего военного окружения. Как отражение этих же процессов включение в сферу уйгурской государственности — можно рассматривать резкое проявление социальной дифференциации, прослеживаемое по материалам саяно-алтайских погребений с конём VIII-IX в.в. В Центральной Туве, захваченной уйгурами, образуется смешанное тюрко-уйгурское население. Всё это вместе взятое говорит о том, что алтае-телеские тюрки принимали весьма деятельное по содержанию и разнообразное по формам участие в политических событиях, связанных с историей Уйгурского каганата. Очевидно, после разгрома уйгуров енисейскими кыргызами часть алтае-телеских тюрков была вынуждена мигрировать за пределы Саяно-Алтайского нагорья, на север, в сторону Западной Сибири, где они сыграли важную роль в тюркизации местного населения. Основное количество алтае-телеских тюрков, судя по материалам археологических памятниках IX-X в.в., сосредоточилось в труднодоступных районах Южного Алтая и Западной Тувы. После 840 г. Тува и Горный Алтай, как и другие районы севера Центральной Азии, вошли в состав государства енисейских кыргызов. Отдельные группы населения, прежде входившие в состав

(147/148)

Уйгурского каганата, продвинулись на Иртыш, где приняли участие в сложении нового, кимако-кыпчакского объединения. Эта страница истории алтае-телеских тюрков в наименьшей степени освещена материалами археологических источников и многие связанные с нею вопросы остаются дискуссионными. Очевидно, какая-то часть алтае-телеских тюрков продолжала обитать и позже на территории Саяно-Алтайского нагорья и вошла в состав алтайского и тувинского этносов. Даже через много веков, в конце XIX в., у некоторых групп южных алтайцев (теленгитов, телеутов) и тувинцев (телег, тенлек), имеющих в своих названиях древнюю этнонимическую основу теле, сохранялся характерный для алтае-телеских тюрков обычай захоронения с конём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги