главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

С.Г. Кляшторный, Д.Г. Савинов. Степные империи Евразии С.Г. Кляшторный

Древнетюркские племенные союзы
и государства Великой Степи.

// С.Г. Кляшторный, Д.Г. Савинов. Степные империи Евразии.
СПб: Фарн. 1994. С. 8-91.

 

Уйгурский каганат.

 

Падение Второго Тюркского каганата создало в степи политический вакуум. В борьбу за господство над Центральной Азией, за титул кагана вступили племена-победители, довершившие разгром тюрков — уйгуры, карлуки и басмылы. Сильнейшими оказались уйгуры.

 

Уйгуры были одним из древнейших тюркоязычных племенных союзов Центральной Азии. Также как и тюрки, они генетически связаны с позднегуннскими государствами. В III-IV вв. уйгуры входили в племенное объединение, которое в китайских династийных хрониках носило название «гаогюй» (букв. «высокие телеги»). В конце V в. — начале VI в. один из уйгурских вождей, Афучжило и его наследники успешно соперничали с аварами (жужунами) за власть над оазисами Таримского бассейна.

 

В V в. в китайских источниках появляется новое название племенного союза, куда входили и уйгурские племена теле (тегрег). Значительная группа этих племён мигрировала на запад в степи Юго-восточной Европы и на Северный Кавказ, но большая часть осталась в Центральной Азии. После сложения Тюркского каганата племена теле вошли в его состав, но примерно с 600 г. и до падения Первого каганата (630 г.), племена теле находились в состоянии почти непрерывного мятежа против своих сюзеренов. В 605 г., после предательского избиения западнотюркским Чурын-каганом нескольких сот вождей теле, уйгурский вождь, принявший титул иркин, увёл часть племён в Северную Монголию, где они создали обособленную группу теле, получившую в китайских источниках название «девять племён». В орхонских надписях они известны как токуз-огузы (в мусульманских источниках — токузгузы), буквально «девять огузов». С 650 г. токуз-огузы выступают в китайских династийных историях как заметная политическая и военная сила. В 40-х гг. VII в. лидерство внутри объединения токуз-огузов окончательно утвердилось за уйгурами, точнее за группой из десяти уйгурских племён во главе с племенем яглакар.

 

Вождь токуз-огузов, уйгурский эльтебер Тумиду, около 647 г. создал своё государство на севере Монголии, со ставкой на р. Тола. Китайские хроники сообщают: «Тумиду всё же самовольно именовал себя каганом, учредил должности чиновников, одинаковые с тюркскими (должностями)» (Chavannes, 1903, с. 91). Танское правительство не признало вновь созданное государство. Более того, в 660-663 гг. между токуз-огузами и Танской империей шла война, в которой китайские войска не

(31/32)

смогли одержать победы. Конфликт был урегулирован мирными средствами.

 

В начале 80-х гг. VII в. токуз-огузы потерпели поражение в боях с восточными тюрками, возродившими своё государство. Часть токуз-огузских племён, не желая примириться с господством тюрков, ушла в низовья р. Эцзин-гол и поселилась, признав танский протекторат, в Ганьчжоу и Ланьчжоу (Ганьсу). Эта группа уйгурских племён составила ядро Уйгурского государства в Ганьчжоу после 843 г. В 727 г. часть токуз-огузов, спровоцированная на мятеж действиями китайского наместника, вынуждена была бежать в Монголию, под власть тюрков. Именно из этой группы племён выдвинулись впоследствии вожди Уйгурского каганата.

 

В 744-745 гг. объединённые силы уйгуров, басмылов и карлуков сокрушили Восточнотюркский каганат. В 746-747 гг. уйгуры нанесли военное поражение своим союзникам и подчинили басмылов. Карлуки, по большей части, бежали в Семиречье и Джунгарию, где впоследствии (766 г.) они заняли первенствующее положение среди западнотюркских племён. События, связанные с образованием Уйгурского каганата в Монголии подробно излагаются в двух древне-уйгурских рунических памятниках — Терхинской надписи (около 756 г.) и надписи из Могон Шине-усу (около 760 г.). Обе надписи написаны от имени Элетмиш Бильге-кагана (747-759 гг.).

 

Именно в годы правления этого кагана, а также его сына и наследника, Тенгри Эльтутмыш Алп Кюлюг Инги Бильге-кагана (757-779), произошло событие, коренным образом изменившее ситуацию в Центральной Азии. В 755 г. китайский военачальник, выходец из знатного тюрко-согдийского рода, Ань Лушань, поднял восстание против императора Сюаньцзуна. Армия Ань Лушаня, состоявшая главным образом из конницы тюркских федератов империи, одерживала над императорскими войсками победу за победой. Император бежал на юг, а обе столицы, Лоян и Чанань, перешли в руки восставших. В этот критический момент танский двор обратился за помощью к уйгурскому кагану.

 

Уйгурская конница, возглавляемая наследником престола, нанесла поражение войскам Ань Лушаня и получив обещанное вознаграждение, вернулась обратно, чтобы принять участие в походе против кыргызов (758 г.). Однако, внутренняя война в Китае продолжалась. В 757 г. погиб в результате заговора Ань Лушань. Его сменил опытный полководец, согдиец Ши Сы-Мин, а с апреля 761 г. — его старший сын Ши Чао-и. Северо-восточный Китай был опустошён военными действиями, императорские войска терпели неудачи, но их противник уже не был способен одержать решающую победу. В этой обстановке любые внешние вмешательства могли решить дело. Танский двор вновь обратился к уйгурам. С четырнадцатьютысячным отрядом уйгурский Тенгри-каган перешел границу. В ноябре 762 г. с мятежом было покончено, а в 763 г. казнён Ши Чао-и. Восстание Ань-Лушаня — Ши Чао-и стало началом конца Танской империи, которая так и не смогла оправиться от потрясений. Решающую роль в разгроме мятежных армий сыграли уйгуры.

 

Вместе с военной добычей и императорскими дарами уйгурский Бегю-каган уводил в Ордубалык, свою

(32/33)

столицу на Орхоне, проповедников нового учения согдийских миссионеров-манихеев, чью веру он принял в Лояне. Уйгурское манихейство пережило Уйгурский каганат и создало в оазисах Восточного Туркестана свою культуру и искусство, свою письменную традицию на тюркском и согдийском языках. В этой рукописной литературе сохранилась память о Бегю-кагане как учредителе уйгурской манихейской общины. В одном из тюркских манихейских фрагментов, найденных в Турфанском оазисе, Бегю-каган именуется «великим каганом», «мудрым уйгурским каганом», «эманацией Мани». После 763 г. и почти до конца столетия уйгуры стали решающей политической силой в делах Центральной Азии. Их соперниками были только тибетцы.

 

При Бегю-кагане уйгурское влияние распространилось на северную часть Восточного Туркестана, не исключая, впрочем, ни китайского присутствия, ни автономии местного самоуправления оазисных государств и кочевых племен. Степень политического влияния уйгуров в Восточном Притяньшанье раскрывают тюркские манихейские и буддийские тексты из Турфана — именно манихейские и буддийские общины признали Бегю-кагана своим покровителем. Последующие события показывают, что уйгурский протекторат распространился не только на Турфан, но и на Кучу, Карашар и Бешбалык, а также на кочевые племена. Во всяком случае, в Терхинской надписи среди подданных уйгурского кагана упомянуты ягма, населявшие горы, прилегающие к Кашгару и Куче.

 

В 80-х гг. VIII в. отношения между уйгурской династией в Монголии и населением Восточного Туркестана резко ухудшились. Недовольство в таримских городах вызвал антисогдийский, а возможно и антиманихейский переворот в Ордубалыке, столице Уйгурского каганата. В 779 г. уйгурский Бегю-каган стал жертвой мятежа в своей ставке. Мятеж возглавил самый влиятельный его сановник и отдаленный родственник Тон бага-таркан. Тон бага-таркан возглавлял прокитайскую партию при уйгурском дворе и осуществил переворот во время подготовки похода в пределы империи. В числе убитых во время переворота вместе с Бегю были два его сына, ближайшие советники и множество согдийцев, в том числе и манихейских вероучителей из окружения кагана. Мятежный вельможа был провозглашён Алп Кутлуг-бильге-каганом (780-789 гг.). К власти пришла боковая ветвь династии Яглакаров и ближайшие наследники Алп Кутлуга, Кюлюг-бильге-каган (789-790) и Кутлуг-бильге-каган (790-795), продолжили политику отца и деда.

 

Договорные принципы союза и протектората, благодаря которым Бегю-кагану удалось утвердиться в Таримском бассейне, были нарушены. Выгодам торговли новые уйгурские каганы предпочли прямое налоговое ограбление согдийских и тюркских общин в Таримских оазисах, где манихейство было тогда едва ли не господствующей религией. Именно согдийские и тюркские манихейские конгрегации были главными координаторами торговых операций на трассе от Семиречья до Внутреннего Китая; частью этой трассы был путь через Ордубалык, закрытый Алп Кутлугом. Последствия не заставили себя ждать — и горожане, и племена

(33/34)

карлуков, поддержавшие их, восстали против уйгуров. Командующий уйгурским войском Иль Угеси потерпел поражение от восставших, а в 790 г., при поддержке местного населения, тибетцы овладели Бешбалыком, последним оплотом уйгуров. Новая уйгурская армия в 50-60 тыс. человек попыталась изменить неблагоприятное развитие событий, но также потерпела неудачу (791 г.).

 

Неудачи не прошли бесследно для каганской ставки — Колюг-бильге-каган в смутной обстановке был убит своим младшим братом, который и сам погиб в ходе мятежа. Продолжалась тяжёлая война с тибетцами и карлуками, ход которой неясен. Уйгуры известили танский двор о своей победе под стенами Бешбалыка (осень 791 г.), но правдивость этого сообщения сомнительна. В 795 г. к власти в Ордубалыке пришла новая династия из племени эдизов. Её основатель, каган Али Кутлуг (795-805 гг.) круто изменил западную политику своих предшественников.

 

В 795 г. во всех своих правах в Ордубалыке была восстановлена «религия света» и манихейский пресвитер вновь сделал своей резиденцией столицу каганата. Для легитимизации своей власти каган из племени эдизов принял «прозвание Яглакар», отождествив себя тем самым с прежней династией. В 803 г. каган Алп Кутлуг, разгромив тибетцев и карлуков, вошёл в Кочо (Турфан). Уйгурское войско, преследуя карлуков, дошло до Ферганы.

 

Союзные и договорные отношения с главой манихейской церкви на Востоке после пятнадцатилетнего перерыва были возобновлены. Вновь обрела действенность и опору уйгурская власть над оазисами Тарима. По всей вероятности, были урегулированы споры о налогах и поборах и, по словам Карабалгасунской надписи (806 г.), каган повелел подданным «заниматься (своими обычными) делами». Тюркские манихейские общины восточного Туркестана вновь приняли покровительство и власть ордубалыкских каганов. Согласно колофону «Махр-намаг» (этот сборник манихейских гимнов на среднеперсидском языке был составлен в Турфане между 808-821 гг.) в городах Таримского бассейна воцарились близкие родичи уйгурского кагана. Так, один из них, Яглакар Инал правил в Чинанчкенде (Кочо, Турфан), а двое других — в Карашаре.

 

В первое десятилетие IX в. главным врагом Уйгурского каганата стали енисейские кыргызы. Долгое время война шла за Туву, где уйгуры создали передовую линию укреплений. После 820 г. кыргызский правитель, именуемый китайскими источниками Ажо, начал войну с уйгурскими каганатами за власть в Монголии. Начавшиеся в Ордубалыке междоусобицы способствовали его успехам. В 840 г., объединив усилия с мятежным уйгурским полководцем Кюлюг бага-тарканом, Ажо взял уйгурскую столицу Ордубалык. Уйгурский каган пал в сражении.

 

Теряя по пути отставших и отчаявшихся, остатки токуз-огузских племен, во главе с Яглакаром Панле-тегином (будущим Менглик-каганом), оставив родину енисейским кыргызам, пришли в Восточное Притяньшанье, на свои прежние пограничные земли. Менглик-каган, претендуя на верховную власть, занял Кучу. Очевидно, общее руководство было

(34/35)

вскоре утрачено. Сильнейшая уйгурская группа укрепилась в Бешбалыке. Вождь этой группы, Буку Чин, в 866 г. овладел Турфаном. Разгромив тибетцев, Буку Чин стал господином положения во всём Таримском бассейне. Так было положено начало восточнотуркестанскому уйгурскому государству Кочо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги