В.А. Кисель
«Парадный табурет» из Литого кургана.
Среди уникальных изделий ближневосточной торевтики, обнаруженных при раскопках Литого кургана (Мельгуновский клад), значительный интерес представляет комплект серебряных деталей мебели. Было найдено четыре полых усечённых конуса с утолщением вверху, четыре трубки с выпуклыми поясками, один низкий цилиндр с прорезями и фрагменты от двух подобных, а также 23 железных гвоздя с шляпками в виде розеток. Многие предметы местами украшены золотой фольгой.
Усечённые конусы ранее были определены исследователями как ножки ложа, стола или табурета. Низкие цилиндры с прорезями, скорее всего, служили соединением проножек (Придик, 1911; Манцевич, 1958). Трубки с выпуклыми поясками возможно крепились сверху цилиндров и могли являться деталями ножек. Их вогнутый край, видимо, должен был вплотную подходить к полукруглым царгам.
В результате реконструкции предмет мебели можно представить в виде деревянной скамеечки с четырьмя ножками, четырьмя пронож-
(134/135)
ками, двумя царгами и крышкой, покрытой каким-то материалом (кожей?), укреплённым гвоздями. Общая высота предмета составляла приблизительно 25-30 см. Бо́льшую высоту не позволяет предполагать внутренний диаметр трубок (2,0-2,2 см).
Наконечники ножек украшены пояском из рельефных лепестков. Этот орнаментальный мотив был очень популярен в Урарту (Пиотровский, 1962). Он встречается на бронзовых частях табурета и деревянной ножке из Кармир-Блура, бронзовых деталях стола и табурета из Алтын-Тепе, на канделябре, скульптурных деталях трона, фрагменте колонки и костяном основании ножки из Топрах-Кале, относящихся к IX-VII вв. до н.э. Кроме того, данный стилистический элемент использовали и в других художественных традициях: Северная Сирия (каменная скульптура IX в. до н.э. из Телль Халафа), Ассирия (бронзовый табурет из Нимруда, рельефы IX-VIII вв. из Нимруда и Хорсбада).
Среди перечисленных изделий лишь на некоторых рельефные украшения могут служить действительными аналогиями поясу из лепестков на ножках из Литого кургана. Это те предметы, у которых на гладких частях отсутствуют продолжения лепестков (ножки из Алтын-Тепе, Топрах-Кале и Кармир-Блура). Не исключено, что данная черта является хронологическим признаком, поскольку с IX в. до н. э. и по конец VIII в. до н.э. продолжения лепестков, как правило, отмечаются.
Как указывалось, наконечники ножек из Литого кургана расширяются в нижней части. Подобная деталь на древней ближневосточной мебели встречается не часто. Обычно она фиксируется на памятниках VII в. до н.э. (ножка из Кармир-Блура, изображения тронов на урартских пекторалях и медальонах).
К сожалению, из-за недостаточно разработанной хронологии ряда урартских изделий трудно проследить путь развития урартской парадной мебели. Но и сейчас можно высказать предположение, что во второй половине — конце VII в. до н.э. в культуре Урарту наметился переход от мебели с гладкими ножками, украшенными рельефными лепестками и валиками, к предметам с ножками в виде бычьих ног и львиных лап.
Таким образом, предмет мебели из Литого кургана можно отнести к VII в. до н.э., скорее, к концу второй трети века.
Предложенная выше реконструкция не позволяет считать этот предмет мебели ни ложем, ни столом, ни троном, ни табуретом. По-видимому, это была скамеечка для ног, обычно стоявшая около трона. Вполне естественно, что именно такая небольшого размера вещь могла заинтересовать кочевников и подтолкнуть к использова-
(135/136)
шло её в качестве табурета-трона вождя. Появление в скифской среде серебряной с позолотой скамеечки, очевидно, демонстрирует распространение там идеи о божественности царя и сакральности трона (Бессонова, 1990).
|