главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Эрмитажные чтения памяти Б.Б. Пиотровского (14.II.1908-15.Х.1990). СПб: 1994. В.А. Кисель

Секира из Келермеса.

// Эрмитажные чтения памяти Б.Б. Пиотровского. СПб: 1994. С. 31-34.

 

Среди интереснейших находок, сделанных при раскопках скифских курганов близ ст. Келермесской, особое место занимает парадная секира. Топор изготовлен из железа и насажен на деревянную рукоятку. Почти вся секира, кроме лезвийной части, обложена орнаментированными золотыми накладками.

 

По общим очертаниям предмет близок к закавказским (VIII-VI вв. до н.э.) и скифским (конец VII-VI вв. до н.э.) топорам-молоткам с узким слабо расширяющимся лезвием и без чёткого бокового

(31/32)

расширения в месте проушины (Ильинская 1961; Мелюкова, 1964; Есаян, Погребова, 1985).

 

Уникальность секире придаёт богато украшенная обкладка. Изображения на ней, идентичные с двух сторон, выполнены в технике чеканки и металлопластики (Минасян, 1991), изнутри они укреплены мастикой. Кроме того, на обухе топора помещены четыре золотые скульптурки козлов, отлитых, вероятно, по восковой модели. Существует мнение, что скульптурное оформление келермесской секиры — «результат иранского влияния» (Погребова, 1984). Действительно, в Луристане со второй половины II тыс. по IV в. до н.э. известна большая серия бронзовых и биметаллических топоров и алебард с литыми фигурками животных на втулке. Однако и в скифо-сибирском мире с VII в. до н.э. также существовали топоры, чеканы и клевцы со скульптурными завершениями обухов.

 

Орнаментальные фигуры на секире нанесены с использованием различных стилистических элементов, на основе которых можно выделить виды изображённых животных (Переводчикова, 1979). Помимо такого деления, изображения компонуются в две большие группы. В I группу входят животные, у которых на лопатках имеется солярный знак (безоаровые козлы, быки, газели, антилопы, лев, пантера). Во II группу — звери без этой метки (олени, лошади, кабаны, неопределённые хищники, «медведь», грифонослон).

 

В одной группе оказались преимущественно теплолюбивые животные, обитатели предгорий, засушливых степей и полупустынь, а в другой — звери, заселяющие, как правило, более влажные зоны: леса, разнотравные степи, болотистые местности (сюда же вошли фантастические существа).

 

Из предложенной схемы выпадают безоаровые козлы, изображённые на проушине и боковых гранях обуха. По видовой принадлежности они должны занимать место в I группе, а по отсутствию знака на лопатке — во II группе. Возможно, это произошло из-за того, что орнаментировали топор и рукоятку разные мастера. Подтверждением может служить некоторая грубость изображений на топоре в сравнении с изяществом фигур на рукоятке, а также странное несоответствие одинаковых в принципе сцен с безоаровыми козлами на обухе и рукоятке.

 

Солярный символ является основой для разделения фигур животных, но кроме этого каждая группа имеет свои специфические стилистические особенности.

 

I группа

 

1. Знак на лопатке. Ближайшие параллели — искусство Ассирии IX в. до н.э. (рельеф из Нимруда). В Ассирии таким образом мети-

(32/33)

лись только львы. На секире же знак нанесён и на изображения копытных. Вероятно, в этом случае сказалось влияние иранской традиции, где подобный знак встречается в X-IX вв. до н.э. (бронзовая булавка из Луристана).

2. Грива льва, состоящая из пламевидных язычков. Аналогии — искусство Урарту VIII-VII вв. до н.э. (рельеф из Кеф-Калеси, бронзовые пластины из Восточной Турции, бронзовый щит Сардури II из Кармир-Блура).

3. Стилизация мускулатуры на бедре льва в виде листообразной фигуры и изогнутого двойного треугольника. Подобия – искусство Урарту VIII-VII вв. до н.э. (рельеф из Кеф-Калеси, бронзовый щит Аргишти I из Кармир-Блура).

4. Трактовка шерсти копытных в виде полосы из двух линий, обрамлённых рядами кружков и изогнутых штрихов. Точных аналогий неизвестно, приблизительные соответствия — искусство Урарту VIII-VII вв. до н.э. (рельеф из Кеф-Калеси, фрагмент фриза из Топрах-Кале).

5. Орнаментация рогов копытных волнистыми линиями (исключая быков). Параллели — почти во всех художественных традициях Ближнего Востока.

 

II группа

 

1. Продольное ребро на шеях оленьих животных. Аналогии — скифский звериный стиль, начиная с VII в. до н.э. (золотые бляшки из Гумарово и Чиликты, костромской олень, золотое налучье и фалары из Келермеса).

2. Трактовка шерсти в виде двойной линии с отходящими от неё штрихами. Соответствия — искусство Урарту VIII-VII вв. до н.э. (рельеф из Эрзерума, бронзовые поясные пластины из Восточной Турции).

3. Отсутствие орнамента на рогах копытных. Вероятно, влияние скифского звериного стиля.

4. Изображение стоящего «медведя». Ближайшие аналогии — ранний сакский звериный стиль (бронзовые бляшки из Тамды, петроглифы Ур-Марала).

5. Позы кабанов и лосей (животные словно висят в воздухе, кабан в позе «внезапной остановки»). Параллели — ранний скифо-сибирский стиль («Висящие» звери — оленные камни из Аржана, Уюк-Аржана, Орзак-Аксы, петроглифы Ортаа-Саргола, Ур-Марала, Бураты, бронзовое зеркало с Горного Алтая, бронзовый нож из с. Усть-Абаканского; «внезапно остановившийся» кабан — петроглифы на р. Тыттыг-Хем, бронзовая бляшка из Синьцзяна, костяная бляшка из Эфеса).

(33/34)

 

Таким образом, изображения на келермесской секире были разделены, по-видимому, сознательно на две группы, при этом использовались стилистические элементы различных художественных традиций. В одну группу вошли фигуры животных, украшенных в ключе урартского и, возможно, иранского искусства, в другую же — изображения, выполненные под сильным влиянием раннего скифо-сибирского звериного стиля.

 

Проблема датировки требует отдельного тщательного изучения, предварительно можно предложить период с середины VII по конец VII в. до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки