● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Т.И. КашинаКерамика культуры яншао.// Новосибирск: 1977. 168 с. (История и культура востока Азии)
Оглавление
От редактора [В.Е. Ларичев]. — 5
Предисловие. — 12
Глава I. История открытия памятников культуры яншао и исследование её керамики. — 13Глава II. Технология производства керамики культуры яншао. — 32Глава III. Типология керамики культуры яншао. — 38Принципы классификации керамики. — 38Описание керамических категорий. — 41Распределение керамических категорий по комплексам. — 79Особенности керамических комплексов. Эволюция форм. — 97Глава IV. Орнаментация керамики яншао. — 109Виды орнамента. — 109Особенности орнаментации различных керамических комплексов. — 140
Заключение. — 151Summary. — 156Библиография. — 162Указатель китайских имён, названий и терминов. — 166
Предисловие. ^
Обширные археологические исследования в Китае за последние пятьдесят лет привели к открытию многочисленных памятников неолита. Особый интерес среди его локальных подразделений вызывает культура яншао, поселения которой расположены в лессовых провинциях Северного Китая (см. рис. 77). Яншао представляет собой основу, на которой затем вырастает древнекитайская цивилизация, и уже поэтому она заслуживает всестороннего изучения.
Следует, однако, заметить, что в русской археологической литературе отсутствует подробная характеристика самого массового материала — керамики яншао. Это, очевидно, объясняется тем, что сведения о неолите Северного Китая опубликованы главным образом на недоступном для большинства керамистов китайском языке. А между тем пробел во всестороннем анализе керамического производства яншао в значительной мере затрудняет решение ряда общих проблем неолита Китая. К тому же ясно, что керамика — наиболее распространённая категория находок на стоянках. Широкое применение керамики в повседневной жизни обусловило её первостепенное значение как своеобразного источника при изучении первобытных культур. Керамические изделия в большинстве случаев украшались разного рода узорами, иногда весьма прихотливыми, и детальное изучение орнаментики позволяет проследить эволюцию керамических изделий, а также определить истоки развития древнего декоративно-прикладного искусства. Следовательно, керамика представляет собой материал исключительной ценности при решении проблем этноса и периодизации культуры.
Настоящая работа посвящена изучению керамики культуры яншао, выявлению её специфики, исследованию форм, технологии производства и мотивов росписи. Задача заключалась в том, чтобы воссоздать картину развития одного из главных ремёсел обитателей каменного века Китая. Тщательная классификация керамики позволит использовать её в качестве решающего индикатора при сопоставлениях и датировке памятников культуры эпохи яншао.
В книге сделана попытка собрать воедино и по возможности подробно проанализировать чрезвычайно богатый керамический материал культуры яншао, выявленный за полувековой период поисков и раскопок поселений и могильников.
Иллюстрации к изданию выполнены художником сектора истории и археологии стран зарубежного Востока Института истории, филологии и философии СО АН СССР М.В. Хозяйкиной, которой автор приносит свою глубокую благодарность.
наверх |