главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Известия СО АН СССР. Серия истории, филологии и философии. 1988. Октябрь. №16 (466) Вып. 3. Ю.С. Худяков

Древнетюркский орнаментированный колчан
из могильника Терен-Кёль.

// Изв. СО АН СССР. Серия истории, филологии и философии.
1988. №16. Вып. 3. С. 59-61.

 

Колчаны средневековых кочевых воинов евразийских степей, украшенные костяными орнаментированными накладками, в последние десятилетия стали предметом специального изучения. Исследованы орнаментированные колчаны аварских, печенежских и половецких воинов из Центральной и Восточной Европы. [1] Зафиксированы находки колчанов с разными накладками в памятниках средневековых кочевников Казахстана, Саяно-Алтая, Восточной Сибири. [2]

 

В Южной Сибири орнаментированные колчаны обнаружены в древнетюркских погребениях с конём на Алтае, в Туве, в Минусинской котловине. [3] Зафиксированы они и в курганах таштыкской культуры, памятниках енисейских кыргызов и кыштымов. [4] Хронология их бытования охватывает периоды раннего и развитого средневековья с V по XIV в. н.э. В Саяно-Алтае орнаментированными накладками украшались как закрытые колчаны с горизонтально срезанным верхом, так и открытые колчаны с карманом. Орнаментированный колчан закрытого типа был обнаружен в древнетюркском погребении в Монгун-Тайге в Туве. [5] Горловина колчана скреплена широкой горизонтальной накладкой, украшенной двумя рядами циркульного орнамента. Две длинные горизонтальные пластины с аналогичной орнаментикой располагались на одной из сторон и по центру приёмника колчана.

 

Находки колчанов с карманами не всегда сохраняли первоначальное местоположение накладок. В древнетюркском захоронении на р. Таштык в Минусе накладки были разбросаны по всей могильной яме. [6] В таштыкских и кыргызских курганах из-за обряда кремации сохраняются отдельные обломки костяных орнаментированных накладок. [7] До недавнего времени наилучшей сохранности орнаментированный кол-

(59/60)

чан происходил из древнетюркского погребения на р. Уйбат в Минусинской котловине. [8] Берестяной колчан с карманом сохранился почти целиком. Судя по рисунку в работе Л.А. Евтюховой, широкая горизонтальная пластина, орнаментированная двумя рядами волют, крепилась на горловину колчана, узкие вертикальные пластины с циркульным и циркульно-меандровым орнаментом крепились на внутреннюю часть кармана и поверхность приёмника в верхней и нижней частях колчана. [9] Однако после реставрации колчана все узкие накладки оказались помещёнными на приёмник колчана. В таком виде он экспонируется в Государственном историческом музее. Реконструкция уйбатского колчана способствовала тому, что при восстановлении системы расположения накладок на других колчанах с карманом их стали помещать на поверхности приёмника в виде двух параллельных вертикальных полос. Таковы реконструкции древнетюркских орнаментированных колчанов из Минусы и аварских колчанов из Венгрии. [10] Реконструированные половецкие колчаны по всей поверхности или отдельными горизонтальными поясами покрывают приёмник костяными резными накладками. [11] Такого рода реконструкции имеют право на существование.

 

Однако в 1987 г. в древнетюркском погребении с конём на могильнике Терен-Кёль в Хакасии был обнаружен колчан с накладками, сохранившими место своего крепления, что позволяет предположить иную реконструкцию орнаментированных колчанов. [12]

 

Колчан находился на уступе могильной ямы и подбоя между скелетами человека и коня. Берестяной приёмник колчана основательно истлел, сохранив очертания уплощённого цилиндра, слегка расширяющегося к днищу. Его длина 65 см, ширина 15 см, высота кармана 12 см. На поверхности кармана находилось семь железных трёхлопастных наконечников стрел с костяными свистунками. Справа от приёмника, близ горловины, находился железный пластинчатый крюк. Карман, горловина, верхняя часть приёмника колчана украшены костяными резными накладками. Основной мотив ориентации [орнаментации —] полосы меандра с циркульным узором. На узких накладках кармана нанесены параллельные прерывистые резные линии. Горловина украшена широкой пологоизогнутой накладкой с двумя рядами меандрово-циркульного узора по краям. Совершенно аналогичные накладки известны в таштыкских курганах Михайловского могильника на р. Кие и в древнетюркском погребении на р. Таштык. Близки по конструкции накладки из древнетюркских захоронений из Уйбата и Монгун-Тайги. Приёмник оформлен тремя узкими полосами вертикальных накладок с меандрово-циркульным узором, расположенных по боковым сторонам и по центру колчана, примерно на одну треть его длины от горловины к днищу. Боковые края кармана с внешней стороны украшены аналогичными узкими вертикальными накладками, орнаментированными меандрово-циркульным узором. Внутренняя поверхность кармана по периметру украшена узкими накладками с параллельными перевитыми линиями (рис.). Все виды орнамента нанесены на поверхность полированных накладок гравировкой и окрашены по намеченным линиям чёрной краской. Накладки помимо украшения колчана служили его дополнительным креплением, своего рода внешним каркасом, и, возможно, прикрепляли к берестяной основе матерчатое покрытие. Все накладки приклеивались к основе. На некоторых из них есть сквозные отверстия для более прочного крепления путём пришивания. Состав находок в погребении позволяет датировать колчан из Терен-Кёля последними веками I тыс. н.э. Вероятно, совершенно аналогичным по конструкции был уйбатский колчан, относящийся к IX-X вв. н.э. Близки по составу накладок михайловский и таштыкский колчаны. Во всей серии присутствуют широкие накладки горловины, узкие — приёмника и кармана. По всей вероятности, система их крепления должна быть аналогична терен-кёльскому колчану. Нуждаются в уточнении реконструкции некоторых деталей аварских колчанов, в частности экземпляр из Сегед-Фехерто, среди накладок которого также имеются широкие пластины горловины, три узкие пластины приёмника и одна узкая пластина, вероятно, от кармана.

 

Судя по находкам из Михайловского могильника в Саяно-Алтае подобная система украшения колчанов появляется ещё в V в. н.э., в период существования в Центральной Азии жужаньского каганата. [13] В Карпатском бассейне, по данным Б. Кюрти, подобные колчаны появляются в конце VI в. н.э. и связаны с переселением аваров. [14] Совершенно прав Б. Кюрти, указывая на возможность происхождения аварских колчанов непосредственно из Саяно-Алтая. [15] На юге Сибири традиция украшения колчанов накладками с циркульным узором сохранилась вплоть до середины II тыс. н.э. [16] От жужаней она была воспринята древними тюрками и ранними кыргы-

(60/61)

Колчан из могильника Терен-Кёль:
1-14 — орнаментированные накладки;
15 — реконструкция колчана.

(Открыть Рис. в новом окне)

 

зами-цигу. Во второй половине I тыс. н.э. орнаментированными колчанами в Саяно-Алтае широко пользовались тюрки и кыргызы. [17] В первой половине II тыс. н.э. на Енисее накладки с циркульным орнаментом сохранились на колчанах кыргызов и кыштымов. [18] В монгольское время в степях Евразии получили широкое распространение колчаны, украшенные поясами разных накладок с зооморфным орнаментом.

 

 


 

[1] Кюрти Б. Об азиатском происхождении одного типа аварских колчанов в Карпатском бассейне // Проблемы археологии степей Евразии. — Кемерово, 1984. — С. 115-119; Плетнёва С.А. Печенеги, тюрки и половцы в южно-русских степях // Материалы и исследования по археологии СССР. — 1958. — №62. — С. 167; Малиновская Н.В. Колчаны XIII-XIV вв. с костяными орнаментированными накладками на территории евразийских степей // Города Поволжья в средние века. — М., 1974. — С. 142-143.

[2] Кадырбаев М.К. Зооморфные костяные пластины из Северного Казахстана // Древности Казахстана. — Алма-Ата, 1975. — С. 131-134; Теплоухов С.А. Опыт классификации древних металлических культур Минусинского края // Материалы по этнографии. — Л., 1929. — Т. IV, вып. 2. — Табл. II, 35; Асеев И.В. Прибайкалье в средние века. — Новосибирск: Наука, 1980. — Табл. XIV, 3, 4; XVII.

[3] Уманский А.П. Археологические раскопки Ледебура в Горном Алтае // Учён.зап. Горно-Алтайского науч.-исслед. ин-та истории, языка, литературы. — Горно-Алтайск, 1964. — Вып. 6. — Табл. 12, 31; Евтюхова Л.А. Археологические памятники енисейских кыргызов, (хакасов). — Абакан, 1948. — С. 62 [рис. 112]; Грач А.Д. Археологические исследования в Кара-Холе и Монгун-Тайге // Тр.ТКАЭЭ. — М.;Л., 1966. — Т. II. — Рис. 64.

[4] Мартынова Г.С. Таштыкские племена на Кие. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985. — С. 92; Худяков Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов VI-XII вв. — Новосибирск: Наука, 1980. — С. 113; Табл. XXXVII, 11-15; Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племён. — М.;Л.: Наука, 1965. — С. 73. — Рис. 13-14.

[5] Грач А.Д. Археологические исследования... — Рис. 64.

[6] Теплоухов С.А. Опыт классификации... — С. 55.

[7] Мартынова Г.С. Таштыкские племена на Кие... — С. 92; Худяков Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов... — С. 113.

[8] Евтюхова Л.А. Археологические памятники... — С. 62.

[9] Там же...— Рис. 112.

[10] Худяков Ю.С. Вооружение кок-тюрок Среднего Енисея // Изв. СО АН СССР. Сер. обществ. наук. — 1980. — №11, вып. 2. — С. 96-97; Рис. 3, 1, 2; Кюрти Б. Об азиатском происхождении... — Рис. 4, 2.

[11] Малиновская Н.В. Колчаны XIII-XIV вв... — Табл. XIX.

[12] Худяков Ю.С. Отчёт о работе Южносибирского отряда САКЭ ИИФФ СО АН СССР в полевом сезоне 1986 г.— Новосибирск, 1986. — С. 21; Рис. 147.

[13] Мартынова Г.С. Таштыкские племена на Кие... — С. 92.

[14] Кюрти Б. Об азиатском происхождении... — С. 120.

[15] Там же... — С. 112-120.

[16] Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ... — С. 73.

[17] Худяков Ю.С. Вооружение древних тюрок Центральной Азии // Проблемы археологии степей Евразии. — Кемерово, 1984. — Рис. 2; Он же. Вооружение енисейских кыргызов... — с. 113.

[18] Худяков Ю.С. Вооружение енисейских кыргызов... — Табл. XXXVI, 13-15; Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ... — Рис. 13, 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки