главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
Ю.С. ХудяковВооружение енисейских кыргызов VI-XII вв.// Новосибирск: 1980. 176 с.
Заключение.
Военная история енисейских кыргызов, немногочисленного, но храброго и стойкого в войнах кочевого народа, вряд ли может оставить кого-либо безучастным к их полной драматизма исторической судьбе. В водовороте событий в эпоху средневековья кыргызы сталкивались лицом к лицу с могущественными противниками, в борьбе с которыми им приходилось отстаивать своё право на жизнь, — кочевыми державами тюрок, уйгуров, монголов.
И хотя кыргызы не раз терпели поражения в этой неравной борьбе, они вновь и вновь завоёвывали самостоятельность, сумев сохранить свой этнос и культуру на Енисее в течение почти двух тысяч лет. Одним из важнейших условий их исторического существования являлось развитое военное дело. Периодом его наивысшего развития стала эпоха самостоятельного существования Кыргызского каганата — VI-XII вв., когда кыргызы, творчески заимствуя достижения военного искусства других кочевых народов Евразии, создали централизованную военную организацию, технически совершенное для своего времени вооружение, освоили эффективную тактику конного боя. Эти достижения позволили кыргызам в IX в. сокрушить мощь Уйгурского каганата и распространить своё господство на обширные степные пространства Внутренней Азии. Ограниченность же в людских ресурсах, усугубившаяся вследствие потерь способного носить оружие населения в предшествующей длительной и кровопролитной войне с уйгурами, явилась одной из причин не только быстрой утраты вновь приобретённых земель, но и децентрализации власти в государстве, усиления феодальной раздробленности, ослабления военных сил перед лицом нового опасного врага — монгольской империи Чингисхана. Вероятно, именно в это время произошло разделение кыргызского этноса: часть осталась в далёком Восточном Туркестане, откуда позднее продвинулась на Тянь-Шань, другая сохранила в своем подчинении долину Среднего Енисея и Саяно-Алтай, постепенно утратив политическое, а затем и этническое единство. Лишь кыргызов Минусинской котловины можно считать этническим целым, только им удалось сохранить свою культуру до начала XVIII в. Несмотря на некоторые различия в условиях среды обитания (в основном в районах евразийского пояса степей) и спектре отраслей хозяйства, что обусловило известные особенности в формировании политической и военной организации кыргызов, их культура на протяжении всего рассматриваемого периода находилась в неразрывном единстве с культурой родственных им по языку и происхождению средневековых тюркских кочевников (древних тюрок, кимаков и др.). Развитие же военного искусства кыргызов, как показано в данной работе, представляет собой частный случай эволюции военного дела кочевого мира. В этом убеждает наличие близких аналогий, доходящих до полного тождества, как в комплексе материальной и духовной культуры (сбруя, наборные пояса, украшения, мотивы орнамента, руническая письменность и т. д.), так и в элементах военной организации и приёмах ведения боя и особенно в составе набора вооружения — лук и стрелы, панцирь, рубящее оружие. Сходство наблюдается не только в форме предметов вооружения, но и в идентичной структуре металла, т. е. приёмы его изготовления были аналогичны. Это и не удивительно, если учесть общность центральноазиатского происхождения тюрок и кыргызов, периоды длительных контактов, войн и зависимости последних от тех же тюрок и уйгуров, «вывоз оружия» кыргызами в качестве дани тюркам, династийные браки между правящими родами и т. д. Сведения о наличии у кыргызов, как и у других племён кочевого мира, зачатков примитивного земледелия и строительства фортификационных сооружений (без следов долговременных жилых построек внутри), служивших временными убежищами на случай военной опасности, не меняют их принадлежности к кочевому миру. Характерно, что именно усилиями кыргызов были сметены с лица земли оазисы земледелия и города, основанные уйгурами в Центральной Азии, причём разрушению и порче подвергались не только фортификационные и монументальные сооружения, но и жилые постройки и земледельческие орудия. [1]
Изучение военного искусства енисейских кыргызов открывает известные перспективы в исследовании военного дела азиатских кочевников эпохи средневековья.
[1] Киселёв С.В. Древние города Монголии. — СА, 1957, №2, с 95.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги