главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки

Л.Н. Гумилёв

Древние тюрки.

// М.: 1967. 504 с.

 

Часть первая. Великий тюркский каганат.

 

Глава IX. Великая распря (581-593 гг.).

 

[ Участники. — Династический спор. — Война на западе. — Война с Китаем. — Усобица. — Торжество лествичной системы. — Пайкендская трагедия. — За кулисами. ]

 

Участники. Несмотря на увлечения буддийской мистикой и обрядностью, Арслан Тобо-хан продолжал укреплять свою власть. Князья, управлявшие восемью уделами от Хингана до Кубани, подчинялись его приказаниям. Но эти храбрые и честолюбивые воины, великолепно умевшие держать в подчинении покорённые ими племена, оказались не в состоянии наладить отношения между собой. Равным образом каждый из них был вынужден считаться с чаяниями своих бегов и даже рядовых воинов, от преданности которых зависела его судьба, а подчас и жизнь; каждый из них должен был иметь в виду настроения народа и дипломатию соседних государств, стремившихся использовать тюркютов в своих целях. В результате создалась чрезвычайно сложная ситуация, в которой индивидуальные черты характера ханов и шадов играли не последнюю роль.

Старший сын Тобо-хана, Амрак, [1] был человеком тихим, безобидным и совершенно не подходил для той деятельности, к которой он был предназначен своим царственным происхождением по линии отца и благородным — по линии матери. Его любили и уважали, но он не мог возглавить никакую группировку в орде, предпочитая спокойную жизнь превратностям судьбы властителя. Этими качествами он обескураживал своих сторонников и развязывал руки своим двоюродным братьям, ничуть не походившим на него.

Менее счастливым характером обладал Торэмен, сын Мугань-хана. Судя по его поведению и характеристике, данной ему китайским лазутчиком Чжан-сунь Шэном, этот царевич был властолюбивым, но нерешительным; храбрым в бою, но недальновидным в политике; уступчивым перед сильными и наглым по отношению к слабым. [2] Именно эти

(103/104)

качества сделали Торэмена игрушкой в руках китайской разведки и воинственных бегов, сподвижников его отца. Фатальную роль в судьбе этого принца сыграла его мать, наложница Мугань-хана, не принадлежавшая к высшим слоям тюркютской знати. Оставаясь вдовой, она продолжала влиять на государственные дела и, по-видимому, возглавила партию, стоявшую за признание Ян Цзяня императором династии Суй. Поэтому тюркюты, высланные суйским правительством в 581 г. из Китая, где они были очень неплохо устроены, обратили свой гнев на вдовствующую хатун. [3] Эти настроения нашли отклик в орде и, естественно, отразились на популярности её сына, что весьма повлияло на ход событий.

Наиболее смелыми и энергичными были сыновья безвременно погибшего Кара Иссык-хана — Шету [4] и Чулохоу. [5] Шету был настолько храбр и умён, настолько решителен и энергичен, что собственная жена считала его «по свойствам настоящим волком». Эти качества обеспечили ему уважение народа и знати, помогли взойти на престол, и они же чуть было не привели его к гибели.

Чулохоу ни в чём не уступал своему старшему брату. Он даже превосходил его хитростью, лукавством и обходительностью, благодаря чему стяжал не только уважение, но и любовь народа. Его удел располагался на восточной границе каганата, где кочевали кидани и татабы, ставшие надёжной опорой толос-шада Чулохоу. Очевидно, в удел Чулохоу входила восточная часть Гоби, потому что его титульное имя означает буквально «второстепенный князь каменистой пустыни». По-видимому, именно «второстепенное» положение в сочетании с огромным честолюбием и энергией толкнуло его на сближение с китайцами ещё в то время, когда каганат доминировал в Азии. В наше время такую позицию охарактеризовали бы как политическую беспринципность, в VI же веке Чулохоу не очень этим выделялся из числа прочих князей тюркютского каганата.

Но самой значительной фигурой был двоюродный дядя всех перечисленных ханов, сын Истеми, Кара-Чурин Тюрк тардуш-хан. Биография

(104/105)

его в китайских анналах отсутствует, но пробел восполняется византийскими и персидскими источниками. [6] Кара-Чурин начал военную карьеру под знамёнами своего отца в 555 г. при первом столкновении тюркютов с эфталитами. Затем, в 556 г. он с разрешения Истеми-хана покорил южную Джунгарию и на землях племени абаров основал своё удельное княжество. В 558 г. Кара-Чурин участвовал в походе на Урал и Волгу, но завоёванные земли были даны в удел его младшему брату Турк-санфу и двоюродному брату Бури-хану.

В 576 г., после смерти Истеми-хана, Кара-Чурин унаследовал верховную власть на западе и титул тардуш-хана. после чего перестал ходить в далёкие походы. Крымскую и кавказскую кампании против Византии и царства Эгриси (Лазики) вели его подчинённые, проигравшие войну. Поражение не повлияло на авторитет и славу Кара-Чурина, который тогда же получил прозвище Боке (герой) «за величие». [7] Но счастлив этот хан не был: имя его — Кара-Чурин — означает «чёрная напасть» (может быть, имелась в виду проказа). Но так или иначе Кара-Чурин был самым сильным из князей, несмотря на то, что занимал по иерархии лествичной системы подчинённое положение. Он и Шету ненавидели друг друга, хотя и старались скрывать свои чувства.

 

Династический спор. [8] Пролог надвигавшейся трагедии развернулся на берегах Орхона в конце 581 г., когда великий хан тюркютов Арслан Тобо-хан почувствовал приближение смерти. Обратясь к своему сыну Амраку, он потребовал, чтобы тот согласно принятому закону о лествичном престолонаследии признал право на престол Торэмена, сына Мугань-хана. При этом Тобо-хан отметил, что родство между отцом и сыном самое близкое, но оно не может иметь значения при наследовании престола. Обойдённым оказался и Шету, опять-таки в согласии с законом о лествичном восхождении. Его отец умер до принятия закона, и поэтому Шету попал в положение князя-изгоя, исключающегося из очереди на престол. Но он сумел постоять за себя.

Учитывая непопулярность Торэмена среди тюркютской знати из-за «низкого происхождения» его матери, Шету высказался в пользу Амрака. Явившись на собрание вельмож позже всех, он пригрозил, что в случае утверждения завещания покойного хана он уйдёт в свой удел и

(105/106)

будет охранять его границы «острою саблей и длинным копьём», [9] т.е. начнёт гражданскую войну. Это был сильный аргумент; противоречить ему никто не решился, и слабый, безобидный Амрак был поставлен ханом.

Но не смирился Торэмен. Его сторонники поносили и оскорбляли Амрака, и тот отказался от престола в пользу своего заступника Шету. Вновь обойдённый Торэмен получил удел на северных окраинах государства и титул Або-хана (старейшего хана).

Шету принял титул Иль-кюлюг-шад Бага Ышбара-хана. [10] Китайцы, верные своей привычке подбирать для неугодных им персон обидные иероглифы, изменили последний слог «ло» на «лио» (грабитель)[11] и получили имя Шаболио. [12] Под этим неблаговидным именем сей хан и вошёл в историю.

Ставка Шаболио, который являлся первым ханом, помещалась у гор Отукен, в центре его владений. Вторым ханом был Кара-Чурин Тюрк, названный китайцами Дяньгу (иероглиф не воспроизводил имя фонетически, а передавал его смысловое значение). Китайцы передавали его титул фонетически Дату-хан. Ставка Кара-Чурина располагалась у горы Актаг +12.

Третьим ханом считался Амрак. Этот пышный титул компенсировал его за потерю престола. Его ставка находилась у берега р. Толы среди привольных охотничьих угодий.

Кроме этих четырёх крупных ханов были ещё четыре мелких. Чуло-хоу по новому закону был наследником своего брата, Шаболио. Тегин-шад, двоюродный брат Шаболио, по-видимому сын Тобо-хана и брат Амрака, тоже имел удел в восточной половине каганата. На западе сидел князь, именуемый греками Турксанфом, а китайцами Таньханем. Он командовал войсками на Волге и Северном Кавказе, и под его началом находился Бури-хан, племянник Тобо-хана, тот самый, который начал войну против Византии, взяв в 576 г. Боспор. [13]

 

Война на западе. Продолжение войны на западной окраине каганата историей почти не освещено. Византийские сведения отрывочны, персидские и грузинские не дошли до нас, а китайцы, по-видимому, настолько плохо представляли географию Причерноморья, что слухи, до-

(106/107)

ходившие до них, интерпретировались ими фантастически. Поэтому крайне ценным является собственно тюркский источник — письмо кагана (Кара-Чурина) к императору Маврикию, сохранившееся фрагментарно в «Истории» Феофилакта Симокатты. Это письмо разобрано нами как исторический источник в специальной работе, [14] на основании данных которой мы восстанавливаем ход событий.

Менандр сообщает только о взятии тюркютами Боспора в 576 г. и об их набеге на Крым в 580 г. [15] Из письма кагана тюркютов к императору Маврикию мы узнаем, что около 582-583 гг. тюркюты пытались проникнуть в Византию через Кавказ, но не имели успеха. Сам Тардуш-хан был на востоке, где шла война с Китаем. Участие в этой войне не принесло ему славы, и он отвёл свои войска. Китайский император обнародовал эдикт о том, что Тардуш-хан отступил потому, что против него «возмутились персы, эфталиты и хотанцы». [16] Об этой странице ханской биографии в письме нет ни слова. Сведение китайского императорского эдикта о внезапно вспыхнувшей войне на западной границе каганата вызывает сомнение. Оно не вяжется с тем положением, которое имело место в 582 г. в Средней Азии и Иране. Хотан был маленьким княжеством. Его военные силы состояли из 4 тыс. воинов. [17] Эфталиты же в том году входили в состав персидской монархии, а последняя находилась в состоянии напряжённой войны с Византией в Месопотамии. [18] Все перечисленные враги каганата были за границей, и слово «восстали» к ним неприменимо. Затем если бы Тардуш-хан действительно одержал над ними победу, то ему незачем было бы об этом умалчивать. Наконец, поздние китайские хроники, Суй шу и Тан шу, исключили этот рассказ из описания событий, по-видимому считая его недостоверным. С этим согласен и я. Надо думать, что император Вэнь-ди стал жертвой плохого знания географии. В 582 г. китайцы имели сведения о странах западнее Кашгара не более точные, чем византийцы о странах к востоку от него. Поэтому слух о войне с Византией на западной окраине каганата китайцы поняли как весть о войне с Персией, которой в это время и быть не могло. Зачем бы персы стали нападать на своего союзника? [19]

(107/108)

Предлагаемый корректив упомянутого китайского источника позволяет увязать данные Менандра, «Суйшу» и Симокатты. Тардуш-хан с 576 по 583 г. вёл войну с Византией, но не лично, а доверив проведение кампании своему двоюродному брату Бури-хану, имевшему удел на западной окраине каганата. Рассказ о победах тюркютов над византийцами в письме, адресованном императору Маврикию, естественно, опущен. Акцент перенесён на лазов (колхов), хотя и бывших подданными Восточно-Римской империи, но сохранявших в VI в. автономию. Таким образом, была соблюдена дипломатическая деликатность с наибольшим приближением к истине.

Конец тюркюто-византийской войны датируется началом гражданской войны в каганате, т.е. началом 584 г. После неудачного вторжения в Крым тюркюты ограничились Кавказом. Северная граница Лазики, или царства Эгриси, проходила по Кавказскому хребту; Абхазия составляла часть этого царства. [20] Тут, видимо, и разворачивались военные действия тюркютских князей. Вряд ли они смогли проникнуть далеко на юг. О сопротивлении лазов не сказано ничего, а только сообщается об убийстве 300 тыс. человек, трупы которых лежали вдоль дороги длиной около 166км (четыре дня пути). Это похоже на убийство пленных, которых отступающая армия не могла увести с собой. Значит, наступление тюркютов на Крым и Кавказ захлебнулось и война была ими проиграна. И в самом деле, в 558 г. Византия вернула Боспор, чем было восстановлено исходное положение.

 

Война с Китаем. После переворота, происшедшего в Китае, тюркюты остались без шёлка. Ян Цзянь прекратил дипломатические отношения с варварами, а в то время внешняя торговля шёлком сводилась в основном к обмену подарками между посольствами кочевых ханов и двором императора. Сразу произошла политическая перегруппировка, и тогонский хан Куалюй стал другом тюркютского хана Шаболио. Женой Шаболио была царевна из дома Бэй-Чжоу. Она весьма сокрушалась, что все её родственники казнены и жертвоприношения её предкам прекратились. [21] Можно думать, что именно она была ниточкой, связы-

(108/109)

вавшей сяньбийскую знать Северного Китая со ставкой тюркютского хана. Не случайно было и то, что правитель пограничного района Инчжоу [22] Гао Бао-нин, сторонник низвергнутой династии Ци, сумевший удержаться в Инчжоу на правах уже суверенного государя, летом 582 г. выступил против империи Суй. Одновременно его союзники тюркюты, перебросив все свои силы через Гоби, ворвались в застойный Китай.

Война оказалась совсем не такой лёгкой, как предполагали император и его советники. Тюркюты сразу взяли инициативу и лишили китайцев возможности использовать численный перевес. Суйская армия растянулась по всей линии Великой стены; её левый фланг упирался в Наньшаньские горы (в совр. провинции Ганьсу), а правый располагался на равнинах Ючжоу (совр. Шаньси). Китайские пограничные войска были разбиты и укрылись за Великой стеной. Тюркюты форсировали её через проходы Мухя и Шиминь, в Ганьсу, [23] где она выстроена наиболее небрежно. В шести богатых областях Северо-Западного Китая не осталось ни одной головы домашнего скота. Но этим неудержимым грабежом тюркюты поставили в очень затруднительное положение самих себя. Как только захваченный скот был частью угнан на север, частью съеден, тюркютская армия оказалась обреченной на голод, так как напуганное население укрылось в горах и театр войны превратился в пустыню. Одновременно с тюркютами выступили тогоны, но их набег в 561 г. на Лянчжоу был отражён, [24] и их дальнейшие действия свелись к пограничным стычкам.

Ян Цзянь объявил мобилизацию всех сил империи, но это было дело долгое, да и качество боевой подготовки войск не соответствовало тем задачам, которые поставило перед собой суйское правительство.

Китайская армия укомплектовывалась крестьянами, отрываемыми от своих полей и садов. Офицерский состав пополнялся конфуцианской интеллигенцией, тосковавшей по учёным диспутам и сборникам стихотворений. Воинские уставы составлялись философами в духе конфуцианской морали. Несмотря на то, что солдаты и офицеры иногда проявляли чудеса храбрости, пограничная служба или далёкие походы казались им кошмаром. [25] Вместе с тем армия была малоподвижна, большая часть её состояла из пехоты, на вооружении были боевые колесницы, [26] а конница составляла ничтожное количество. Понятно, что с такой ар-

(109/110)

мией нечего было и думать о гегемонии в степи. Однако недостатки армии были с лихвой восполнены дипломатической службой. Судьба послала Ян Цзяню незаменимого помощника, несравненного лазутчика — Чжан-сунь Шэна. Находясь в 578 г. в посольстве, Чжан-сунь Шэн подружился с Шаболио, тогда ещё только удельным князем, пленив его ловкой стрельбой из лука. [27] Он сумел использовать свои связи с тюркютскими князьями, натравив их друг на друга.

В конце 582 г. [28] китайцам удалось отразить тюркютов, а Чжансунь Шэн сумел посеять зерно раздора между тюркютскими ханами. Кара-Чурин Тардуш-хан, сильнейший из удельных князей, заключил сепаратный мир и вывел войска из Китая. [29]

Лето 583 г. принесло китайцам новое облегчение: тогоны, напавшие на Линтао, были наголову разбиты, [30] а вслед за этим потерпел поражение Або-хан. [31] Победа Шаболио спасла от разгрома тюркютскую армию, однако китайский лазутчик Чжан-сунь Шэн сумел поссорить Шаболио и Або-хана.

Через доверенное лицо он обратился к Шаболио с такими словами: «Не странно ли, что когда во главе тюркютских войск стоите вы, их всегда ожидает победа, когда же руководство боем переходит в руки Або-хана, то их поражение неизбежно? А между тем численность войск, которыми располагаете вы и Або, в сущности одинакова. Ведь этот позор покрывает стыдом и вашу особу. И что же теперь, когда вы, нанося ежедневные поражения врагу, находитесь в ореоле славы, а Або, ведя дело к проигрышу кампании, покрывает тюркютов бесславием, вы по-прежнему полагаете возможным ограничиться одними лишь замечаниями? Когда-то вы мечтали уничтожить «северное ханство» [т.е. удел Торэмена ]. Не дерзнёте ли вы это сделать теперь?». [32]

В то же время Чжан-сунь Шэн внушал Або-хану: «Так как Датухан [33] заключил союз с домом Суй, то Шету не в состоянии будет удержать за собой верховную власть над тюркютским народом. Не лучше ли было бы вам поэтому своевременно примкнуть к этому союзу и стать под покровительство императора? Это дало бы вам большую силу и было бы благоразумнее избранного вами пути — терять свои войска, исполняя волю Шету, и, точно преступник, сносить его оскорбления». [34]

(110/111)

Слухи о возможной измене Торэмена достигли Шаболио, и он решился на шаг, повлёкший за собой гибельные для тюркютской державы последствия.

 

Усобица. В феврале — марте 584 г., в отсутствие Торэмена, Шаболио напал на его ставку. Во время резни погибла мать Торэмена. Поскольку всем было ясно, что это произошло по китайским проискам. Торэмен оказался в кровной вражде с китайцами. Он бежал на запад к Кара-Чурину Тюрку-тардуш-хану. Необузданность и несправедливость Шаболио, видимо, вызвали возмущение в орде. Кара-Чурин дал Торэмену войск сверх того, к нему присоединились 100 тыс. человек из его бывшего аймака, [35] а также удельные ханы Турксанф (Таньхань-хан) и Тегин-шад. [36] Торэмен имел под своим началом такие силы, что Шаболио не мог надеяться на успех. Даже брат его Чулохоу оказался на стороне повстанцев, [37] а кидани в тылу подняли восстание. [38] Осенью 584 г. Шаболио предложил Китаю мир и союз.

С аналогичными предложениями пришли послы и от Тардуш-хана. Ян Цзянь оказался господином положения, но этот умный и хитрый политик видел, что спасла его только распря в каганате. Он писал, что китайским войскам не под силу вести активную борьбу с тюркютской конницей, и поэтому отверг предложение князя Гуана [39] воспользоваться несогласием ханов и перенести войну в степи. Было ещё одно обстоятельство, весьма важное для Ян Цзяня и всего Китая. Окитаенные сяньбийцы в северных областях могли в любой момент найти общий язык с тюркютами, тем более, что царевна из дома Чжоу направляла мысли и чувства хана Шаболио. Очевидно, по предварительной договорённости царевна предложила императору признать её дочерью, а её мужа, хана, сыном. Её просьба была немедленно удовлетворена.

Это событие означало, что новая династия признаёт традиции, которые уцелели от прежней. Иными словами, были подтверждены привилегии сяньбийских помещиков на северной границе и восстановлена меновая торговля с кочевниками, т.е. замаскированная дань. [40]

(111/112)

Нота, которую Шаболио направил в Китай, выдержана в крайне независимых тонах. Содержащиеся в ней требования таковы, что предъявлять их мог бы скорее победитель, нежели просящий помощи. Ссылаясь на то, что император его усыновил, хан предлагал считать их имущество общим, как в патриархальной семье: «Все овцы и лошади моего царства суть скот императора, так как его шёлковые ткани суть мои. Здесь нет взаимной разности». [41] Хан не мог не понимать, что ценность его скота значительно ниже запасов шёлка тридцатимиллионного населения Китая, но именно к такому обмену он стремился, диктуя цены на шёлк и скот. Тут-то и разгневаться бы вспыльчивому Ян Цзяню, но он проявил совершенно необъяснимую выдержку и послал посольство с дарами, как в доброе старое бэй-чжоусское время.

Посол требовал от хана только одного — назваться вассалом и принять императорскую грамоту на коленях. Хан покапризничал, поупрямился и согласился. Это номинальное подчинение было необходимо Ян Цзяню для престижа, но по существу не император, а хан получил все, что он хотел, т.е. шёлковую валюту, разрешение временно откочевать со всем народом к китайской границе, так как на севере его прижимали кидани и сторонники Торэмена, одежду и пищу для своих воинов и даже военную помощь, причём экспедиционным корпусом командовал тот самый князь Гуан, который мечтал истребить тюркютов. [42]

Примеру Шаболио последовал Кара-Чурин Тюрк, признавший себя в 584 г. вассалом суйской империи. Ему также был необходим шёлк, и его друзья, согдийские купцы, настоятельно требовали, чтобы в степи был восстановлен мир и обеспечено безопасное передвижение караванов. Поскольку дары императора были вполне реальны, а вассальная зависимость неощутима, то оба ведущих хана охотно пошли на мир с Китаем, полагая, что они фактически выиграли войну. Этот союз остановил успехи Торэмена, начавшего было наступление на восток. Шаболио разбил его войска, а с тылу на него ударили абары, непосредственные подданные Кара-Чурина. Напав на незащищённую ставку Торэмена, они захватили в плен его жену и детей. Китайская армия, сопровождавшая войска Шаболио, отбила у абаров семью Торэмена. [43] Пленные были переданы Шаболио, который за столь ценный подарок расплатился тем, что очистил завоёванную в начале войны территорию и восстановил границу по великой пустыне Гоби.

(112/113)

Несчастный Торэмен потерял всё: мать, жену, детей, родную землю. [44] Он был вынужден покинуть любимые просторы степей и отступить со своими последними сподвижниками на юг, где его пристанищем стал г. Пайкенд (около Бухары). [45]

 

Торжество лествичной системы. Победа, одержанная Шаболио, сохранила ему власть, но не восстановила мира среди тюркютов. Победивший хан чувствовал себя в степи настолько неспокойно, что в начале 587 г. обратился к китайскому императору с просьбой «разрешить поохотиться» в его владениях около Хуанхэ. Просьба была удовлетворена, и хану были посланы съестные припасы, но это не спасло положения. Ставка Шаболио внезапно сгорела, и сам он от «неприятного впечатления» [46] умер.

Сын хана Юн Йоллыг (кит. Юн Юйлюй) отказался сесть на престол, который по закону должен был достаться его дяде и врагу его отца Чулохоу. Однако тут дело не в личных качествах царевича, который к тому же впоследствии вёл себя смело и энергично. Надо думать, что решающую роль в наступившем примирении сыграли массы тюркютских дружинников, которым междоусобица была ни к чему. Они вспомнили закон о лествичном престолонаследии и принудили своих ханов к соблюдению его и компромиссу.

Юн Йоллыг отправил посла к Чулохоу с предложением занять престол, [47] но тот, вероятно не доверяя искренности царевича, отказался и сам предложил ему свою покорность. Но царевич возразил категорически и убедительно: «Вы, Чулохоу, который были так долго врагом моего отца, вы подчинитесь его сыну, ещё ребёнку. Трон принадлежит вам согласно нашему закону и согласно приказу моего отца, который вас назначил своим преемником. Вы должны подчиниться» [48] По сути дела подчиниться должны были оба хана; над ними обоими стояла воля их копьеносных дружинников. Они выбрали из числа претендентов того, кто «был храбр и одарён соображением», [49] т.е. Чулохоу.

(113/114)

Воцарение [50] его сразу разрядило напряжение. Многие из числа сторонников Або-хана, очевидно поддерживавшие его исключительно из вражды к Шаболио, перешли на сторону нового хана. Кара-Чурин тоже перестал активно действовать против центральной власти и поссорился с Або-ханом, который оказался в полной изоляции (585 г.).

Чулохоу вместе с престолом унаследовал и политику своего брата. Он подтвердил союз с империей Суй и повёл открытую войну против своего бывшего друга Або-хана, положение которого тем временем стало ещё хуже.

 

Пайкендская трагедия. Разбитые полчища Або-хана откатились на запад через Джунгарские ворота и Чуйскую долину, где не решились остаться из-за того, что Кара-Чурин порвал союз с их вождём. Они откочевали на южную окраину каганата, надеясь, что отдаленность даст им вожделенную безопасность.

О появлении тюркютов в пределах Бухарской области в «Истории Бухары» рассказано так: «Люди, приходившие сюда из Туркестана, селились здесь, потому что в этой области было много воды и деревьев, были прекрасные места для охоты; всё это очень нравилось переселенцам. Сначала они жили в юртах и палатках, но потом стало собираться всё больше людей, и переселенцы стали возводить постройки. Собралось очень много народа, и они выбрали [из своей среды] одного и сделали его эмиром. Имя его было Абруй». [51]

Легко догадаться, как вели себя воины Або-хана на беззащитной подвластной им земле. О состоянии дисциплины в тюркютской армии

(114/115)

достаточно определённо сообщил Ян Цзянь, тогда ещё генерал Чжоуского государства (563 г.): «...тюркютские ратники пренебрегают и наградами и наказаниями, мало уважают своих начальников и по большей части не соблюдают порядка». [52] Но тюркютские ратники отнюдь не пренебрегали добычей и весьма уважали грабёж. Поэтому не удивительно, что «История Бухары» сообщает следующее: «По прошествии некоторого времени власть Абруя возросла, он стал жестоко править этой областью, так, что терпение жителей истощилось. Дикханы и богатые купцы ушли из этой области в сторону Туркестана и Тараза, где выстроили город и назвали его Хамукат... Оставшиеся в Бухаре послали к своим вельможам послов и просили защитить их от насилий Абруя. Вельможи и дикханы обратились за помощью к царю турок. Кара-Джурин Турку, которого за величие народ прозвал Биягу. [53] Биягу тотчас послал своего сына Шири-Кишвара [54] с большим войском. Тот прибыл в Бухару, в Пайкенде схватил Абруя и приказал, чтобы большой мешок наполнили красными пчёлами и опустили туда Абруя, отчего он и умер». [55]

Но победа над Торэменом Або-ханом на самом деле далась гораздо труднее. Первая попытка Кара-Чурина расправиться со своим бывшим союзником кончилась неудачей. [56] Тогда западный и восточный ханы заключили перемирие и временный союз против узурпатора. Войска восточных тюркютов повёл на запад бывший друг Кара-Чурина и Торэмена — Чулохоу. [57] По дороге он распустил слух, что с ним вместе движется китайский вспомогательный корпус, и демонстративно выставлял знамёна, подаренные ему суйским императором. Это повлияло на колебавшихся и наименее скомпрометированных. Многие из сторонников Торэмена перешли на сторону Чулохоу.

Войсками западного хана командовал его сын Янг Соух-тегин, названный в персидском источнике Шири-Кишвар. Кроме того, прислали или обещали прислать подмогу ещё два хана, очевидно Юн Йоллыг и старший сын Кара-Чурина — сибирский «Богатырь-князь». Весной 587 г.

(115/116)

союзные войска заставили мятежников принять битву где-то около Бухары.

Торэмену и его сподвижникам отступать было некуда. Греческий источник сообщает, что «враги героически сражались, но, после того как узурпатор пал, его армия обратилась в бегство. После большого побоища хаган снова стал господином своей собственной территории. Хаган оповестил через посланника императора Маврикия об этих успехах... [58] «Покончив с гражданской войной, хаган заключил договор с таугастами, чтобы мочь, шествуя в глубоком покое, управлять государством мирно», [59] а китайский летописец по этому поводу просто приводит слова первого министра: «Когда родные истребляют друг друга подобно ядовитым насекомым, то надобно их щадить, чтобы показать великодушие». [60] Здесь некоторую роль может играть ассоциация: «ядовитые насекомые» — «красные пчёлы». Главное же здесь — совет демонстрировать своё великодушие, заботясь об авторитете Суйского дома среди кочевников: можно щадить врагов потому, что они сами истребляют друг друга (как будто милость или жестокость хоть в какой-то мере зависели от китайцев!). [61]

Однако прежде чем этот мир был заключён, ещё один из участников великой распри потерял свою жизнь. После разгрома и умерщвления Торэмена, которое совершилось без внимания к ханжеским советам Суйского правительства, восточные и западные тюркюты рассорились снова. Ссора была не случайной: восточные тюркюты претендовали на главенство, западные — на самостоятельность. Вооруженное столкновение не заставило себя ждать. Зимой 587/88 г. Чулохоу двинулся на запад против Тардуш-хана, с которым у него возобновилась вражда. Войска Чулохоу были разбиты, а сам он погиб. [62]

Последствия этого события сказались не сразу, но они стали решающими для судьбы каганата. До сих пор война между восточными и западными тюркютами носила характер династической распри. Не

(116/117)

было никаких экономических, политических, идеологических причин, которые бы стимулировали вражду между двумя разделами одного племени. Но в VII в. кровная месть была тем же, чем в XVI в. стала война за веру, а в XIX в. — борьба за прибыли. Родственники убитых дружинников Чулохоу не могли и не хотели помириться с западными тюркютами. Такая возможность просто не могла прийти им в голову. Поэтому война продолжалась до 593 г., когда мир с Кара-Чурином заключил Юн Йоллыг, сын Шаболио, ставший ханом после смерти своего дяди. Владея собственным улусом. Юн Йоллыг не принял участия в походе 587-588 гг., и его дружинники имели право прекратить распрю с западными тюркютами. Мир 593 г. восстановил единство каганата и стабилизовал границы между уделами.

Кара-Чурин, ставший самой крупной персоной империи, посадил в Пайкенд своего внука Нили-хана [63] или, может быть, его отца Янг Соух-тегина, судьба которого будет изложена ниже.

За время распри тюркютами была утрачена часть западных владений, так как Византия вернула в 588 г. Боспор, [64] но тюркюты вознаградили себя на востоке, разгромив и подчинив себе княжество Гаочан. [65]

 

За кулисами. Греческий историк не случайно отметил «миролюбие» тюркютского хана, о котором последний оповестил двух императоров и которое привело к гибели его кузена.

Сопоставляя тексты и учитывая обстановку VI в., легко разгадать подоплёку происходивших событий.

Транзитная торговля, служившая основным источником дохода для тюркютских и в особенности западнотюркютских ханов, контролировавших участок караванного пути от Хами до границ Персии, была немыслима в условиях военного времени. Кара-Чурин поддержал Абохана Торэмена для того, чтобы ослабить Шаболио, но, как только Торэмен оказался хозяином караванного пути и его голодные солдаты сделали невозможной торговлю, Кара-Чурин сообразил, что ошибся, и быстро переориентировался на союз с Китаем. В то время война питала войну. Воины Або-хана, не имея средств к существованию, кормились за счёт подчинённой области, а когда эта область с осени 585 г. ограничилась южной частью Мавераннахра, то прокорм стотысячной орды стал для неё непосильным бременем. Кто имел средства, эмигрировал к Кара-Чурину Тюрку, впоследствии принявшему титул Боке-хана. Бег-

(117/118)

лецы просили помощи для борьбы против отрядов Або-хана, которые при всём желании не могли вести себя иначе.

Дружба согдийских купцов с тюркютскими ханами, заведённая ещё в 60-х годах VI в. Истеми и Маниахом, продолжалась и при их детях. Кара-Чурин Тюрк выдал свою дочь за согдийского князя. [66] Так как согдийские купцы были монополистами, то им ничего не стоило переложить расходы по содержанию тюркютского хана на потребителя и тем самым обеспечить свою безопасность за чужой счёт. Поэтому согдийские аристократы одаривали тюркютских вельмож щедро. Когда же полчища Або-хана наводнили среднеазиатское Междуречье, то купцы и дикханы нашли приют у западнотюркютского хана. Не без их участия Кара-Чурин изменил курс своей политики и, вместо того, чтобы в союзе с Торэменом воевать против Китая, расправился с ним, заключил мир и союз с Китаем и в 589 г. послал на войну с Ираном своего сына. Бедное же население, привязанное к своим земельным участкам, принуждено было и в 587 г. оставаться на месте, кормя ветеранов Або-хана, хорошо усвоивших тюркютскую поговорку «нет тюрка без тата» (тат — земледелец, подчинённый кочевникам).

Противоречие, погубившее Або-хана — Абруя, определялось борьбой ограбляемых татов с голодными тюркютами. Наршахи с полной определенностью утверждает, что «все богачи и знатные дехкане выселились, а бедные и низшее сословие осталось в Бухаре» и что «они послали к своим вельможам послов и просили защитить их от насилий Абруя». [67] Новый режим, основанный на произволе и терроре, был куда более жестоким, чем старый, включавший в себя патриархальные отношения. [68] Поэтому вельможи и пришедший с ними тюркютский царевич были приняты как освободители. Однако от своего освобождения бедняки выиграли немного, так как «стали слугами вернувшихся из Хамуката», [69] т.е. купцов и дехкан. К концу тюркютского периода и к началу арабского завоевания политический строй Средней Азии можно определить как «неограниченное господство земельной аристократии», [70] и надо полагать, что тюркюты в этом процессе сыграли роль катализатора.

Распря возникла в каганате не случайно. Само по себе наличие многочисленных почти самостоятельных ханов являлось достаточной причиной для того, чтобы личные отношения переросли в гражданскую войну. Вместе с этим мы не можем наметить никаких программ у борющихся сторон. Принадлежность к той или другой группировке объясняется личными симпатиями или антипатиями тюркютских воинов и бегов.

(118/119)

Предположение, что вокруг Торэмена сгруппировались демократические элементы тюркютского общества, стремящиеся к продолжению борьбы с Китаем, а вокруг Шаболио — китаефильские элементы, [71] не подтверждается. На стороне Торэмена мы видим почти всех удельных князей, даже брата Шаболио — Чулохоу. Шаболио сам всеми средствами и силами боролся с Китаем и только в безвыходном положении обратился к помощи Суйского дома, Торэмен же против Китая отнюдь не выступал. [72] Скорее всего перед нами обычная династическая распря, движущими мотивами которой являлись честолюбие князей и алчность их дружинников, а после первой пролитой крови — жажда мести.

Борьба закончилась лишь тогда, когда из четырёх её участников трое умерли. Новый хан, Юн Йоллыг, был «слаб и боязлив», и Кара Чурин, лишённый возможности стать законным ханом, сделался фактически властителем империи. [73]

Итак, принцип удельно-лествичной системы, с одной стороны, создал условия для династической распри, а с другой — для умиротворения, так как гибкость системы позволила борющимся сторонам найти компромиссное решение. Тюркютская держава в 90-х годах VI в. продолжала оставаться внутренне крепкой и грозной для соседей. С этим не мог примириться суйский Китай.

Тюркюты рассматривали Китай как источник своих доходов, китайцы видели в тюркютской державе вечную угрозу для своих границ. Польза от общения с кочевниками для китайцев была ничтожна, а вред колоссален, Поэтому сильное китайское правительство не могло допустить консолидации кочевников, и борьба против державы Ашина стала насущной задачей Суйского дома.

 


 

[1] Кит. Ань-ло; у Н.Я. Бичурина — Янь-ло. Амрак (ср. монг. — спокойствие) — тюркское слово. встречающееся в рунических текстах (дружок).

[2] S. Julien, Documents..., vol. 3, p. 359: Е. Chavannes, Documents..., p. 49.

[3] S. Julien, Documents..., vol. 3, p. 347. Жюльен предполагает, что здесь имеется в виду китайская царевна, выданная замуж за Мугань-хана, но это маловероятно. Жена Мугань-хана была из династии Чжоу, все члены которой при перевороте были безжалостно убиты, и если бы упомянутая в источнике «хатун сыгиня» была она, то ей тюркюты, обиженные суйским императором, должны были бы только сочувствовать. Правильнее видеть здесь борьбу клик внутри орды, И, видимо, с этим связаны попытки Чжан-сунь Шэна переманить на сторону Китая Торэмена, которые хотя и не увенчались успехом, но повлекли за собой последствия, весьма выгодные для Китая.

[4] Это начертание имени вошло в употребление. Тюркский эквивалент — Джетту // Йетты — «достигший [власти]». Значение иероглифов — «замышляющий регентство». В Чжоу шу он назван Дитоу. Княжеский титул его Эр-бег (кит. Эрфу),

[5] Чулу — каменистая пустыня; хоу — второй чин китайской чиновной иерархии.

[6] Л.Н. Гумилёв, Биография тюркского хана..., стр. 159-162.

[7] Наршахи, История Бухары..., стр. 12-13.

[8] Интерпретация событий, чтение имён и отождествление топонимов, упоминаемых в этой главе, оригинальны и базируются на специальных статьях автора, посвящённых этой эпохе (Л.Н. Гумилёв, Великая распря...; Война 589 г. и Гератская битва...; Удельно-лествичная система...; Биография тюркютского хана...; Л.Н. Гумилёв, Б.И. Маршак, М.Ф. Хван, Спор о древних тюрках). На эти работы ссылки не даются.

[9] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений... T. I, стр. 235; Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrictnen..., S. 44.

[10] «Державы [иля] славный шад, божественный [Бага] (а может быть. великий — мага), Ышбара [могучий, жестокий; кит. — Шаболо] хан».

[11] Иероглиф разобран М.Ф. Хваном.

[12] Актаг — Белая гора (в северном Тянь-Шане) (E. Chavannes, Documents..., pp. 115, 234-237).

[13] Менандр, стр. 422

[14] Л.Н. Гумилёв. Биография тюркютского хана...

[15] Менандр, стр. 462.

[16] E. Chavannes, Documents..., р. 49.

[17] E. Chavannes, Documents..., р. 125. Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. II, тр. 301.

[18] Н.В. Пигулевская, Византия и Иран..., стр. 67-70.

[19] Отсутствие второй версии описания войны 581-584 гг., кроме китайской, ввело в заблуждение Г.Е. Грумм-Гржимайло (Западная Монголия..., стр. 229, прим. 4) и меня (Л.Н. Гумилёв, Великая распря..., стр. 79), но, приняв на веру сообщение о войне Персии против каганата в 582 г., оба автора не придали ему значения, и ошибка не повлияла на вывод. Это же сведение обмануло X. Хаусига, предположившего, что Ту-
(107/108)
рум — эфталитский князь, женатый на дочери Тардуш-хана (H.W. Haussig, Theophylacts Exkurs..., S. 300, 379-383). Помимо изложенной здесь критики китайского сообщения против позиции Хаусига говорит то, что война была названа в тексте письма междоусобной и гражданской, а эфталиты в этой связи не упомянуты.

[20] Н. Бердзенешвили, И. Джавахишвили, С. Джанашиа, История Грузии, стр. 101-102. О взаимозаменяемости терминов колхи и лазы — там же. А по поводу сближения Хаусигом терминов колх и Халха и отождествления упоминаемых в письме колхов с жужанями см. М.И. Артамонов, История хазар, стр. 138, прим. 24.

[21] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений, т. I, стр. 235; Liu Mau-tsai, Die chiniesischen Nachrichten..., S. 44-45.

[22] Область на восточном краю Великой стены со столицей в г. Лючен, ныне там городище, называемое монголами Горбань-собарга-хото (Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. III, стр. 37).

[23] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 236; Liu Mau-tsai Die chinesischen Nachrichlen..., Anm. 242. Разорённые области находились в современных провинциях Ганьсу и Шаньси.

[24] Иакинф Бичурин, История Тибета..., стр. 85.

[25] См. В.М. Алексеев, Древние китайцы...

[26] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 231.

[27] S. Julien, Documents..., vol. 3, p. 357.

[28] Иакинф Бичурин, История Китая.

[29] S. Julien, Documents..., vol. 3, p. 365; Г.Е. Грумм-Гржмайло, Западная Монголия..., стр. 229.

[30] Иакинф Бичурин, История Китая.

[31] Там же.

[32] S. Julien Documents..., p. 365.

[33] Тардуш-хан, т.е. хан Западного крыла. Подразумевается Кара-Чурин Тюрк.

[34] S. Julien, Documents..., p. 366; Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 100-101.

[35] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 236. В цифру я не верю. Скорее, это общая численность орды, и, следовательно, войска было 15-20 тыс.

[36] Он был двоюродным братом Шаболио (см. Liu Mau-tsai Die chinesiscnen Nachrichten.., S. 49).

[37] S. Julien, Documents..., p. 357; Г.Е. Грумм-Гржимайло, Западная Монголия..., стр. 230-231.

[38] Н.Я. Бичурин. Собрание сведений..., т. I, стр. 238.

[39] Ян Гуан, впоследствии император Ян-ди.

[40] Г.Е. Грумм-Гржимайло излагает эти события иначе, следуя буквально династической хронике, воспринятой им некритично (см. Г.Е. Грумм-Гржимайло, Западная Монголия..., стр. 232).

[41] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 237.

[42] Там же, стр. 238

[43] S. Julien Documents..., vol. 3, p. 499. Ошибочность перевода этого места у Бичурина (Собрание сведений..., т. I, стр. 238) отметил Г.Е. Грумм-Гржимайло (Западная Монголия..., стр. 232). Однако последний относит племя аба к телеской группе, что не находит подтверждения, так как абары были самостоятельным племенем.

[44] Согласно источнику, он был взят в плен. На описку или ошибку в Суй шу указывает Lju Mau-tsai. (Die chinesischen Nachrichlen..., S. 527).

[45] Титул Торэмена — Або-хан в форме Абруй или Абаруй был известен Абуль Хасану Абд-ар-Рахману Мухаммеду ан-Нишабури, автору книги «Сокровищница знаний», отрывок из которой вошел в «Историю Бухары» Наршахи, стр. 12 и сл. (ср. С.П. Толстов, Тирания Абруя..., мтр. 10-11). Реконструкция событий, сделанная С.П. Толстовым, не может быть принята, но приоритет отождествления Абруя с Або-ханом принадлежит ему.

[46] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 239.

[47] S. Julien, Documents..., vol. 3, p. 504-505. Л.Н. Гумилёв, Удельно-лествичная система, стр. 66.

[48] Degnignes, Histoire des Huns..., p. 405.

[49] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 239.

[50] Здесь наши источники содержат весьма важное разногласие, ценное с точки зрения китайского понимания тюркютских порядков. В «Суйшу» Чулохоу назван Шеху-ханом (т.е. джабгу- или ябгу-хан), а в Ганму — Мохэ-ханом, что воспроизводит титул Бага-хана при обычном в тюркских языках переходе б в м (Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 239). На это разночтение обратил специальное внимание Лю Мао-цзай, предположивший наличие простой ошибки, ибо сын Шаболио также назван ябгу (Liu Mau-tsai. Die chinesischen Nachrichten..., S. 54, 102, 529, 555). Однако при учёте лествичного порядка и описанного препирательства между претендентами разночтение приобретает смысл. Значение термина «ябгу» — «исполняющий обязанности», а «бага» — «божественный», «милостью божьей царствующий». Следовательно, пока Чулохоу не решался принять власть, он был ябгу-ханом, т.е. заменяющий хана. После достижения договорённости он стал Бага (Мохэ) -ханом, т.е. «ханом милостью божьей». Юн Йоллыг, сохранив власть над уделом своего отца и право на наследование престола, в результате достигнутого компромисса получил титул ябгу. Так как Чулохоу вскоре погиб, новый его титул не успел стать привычным и в китайских хрониках уцелели оба, но следует отметить, что составитель Ганму проявил больше исторической чуткости, чем авторский коллектив, обрабатывавший в середине VII в. записи эпохи династии Суй (см. Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 20).

[51] Наршахи, История Бухары..., стр. 12. Слова «из своей среды» в тексте подлинника отсутствуют.

[52] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 232.

[53] Биягу (в «Суйшу» — Буга) Шаванн понимает как Бильге, т.е. мудрый (см. E. Chavannes, Documents..., р. 355). Мы считаем, что здесь уместнее эквивалент Бокэ, т.е. герой (см. Л.Н. Гумилёв, Б.И. Маршак, М.Ф. Хван, Спор о древних тюрках).

[54] Букв. «лев племени», калька с тюркского Иль-Арслан.

[55] Наршахи, История Бухары..., стр. 12-13.

[56] Феофилакт Симокатта. История..., стр. 161.

[57] Имена великих каганов, пришедших на помощь автору письма к императору Маврикию, т.е. Кара-Чурину, мы толкуем как тюркскую фразу, не понятую переводчиком: «Спарзебгун, Кунаксолан Тульдих» Isbara jabgu qunaq qa sol(d)an toldy = «Ышбара-ябгу в гости [по приглашению] с левой стороны [с востока] наполнил... [наступил, наводнил войсками...]» (подробнее см. Л.Н. Гумилёв, Биография тюркского хана..., стр. 73).

[58] Письмо было доставлено в Константинополь в 596 г. (B. Grafenauer. Nekai vprašani..., pp. 63-64).

[59] Феофилакт Симокатта. История..., стр. 161-162.

[60] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, с. 239.

[61] Разница между китайской, персидской и греческой версиями невелика и определяется различной степенью осведомлённости. Греки только констатируют гибель мятежника, персы описывают его ужасный конец, а китайцы уклоняются от дачи сведений.
     Согласно персидской версии, Турум-Далобянь-Абруй был взят в плен сыном Кара-Чурина, Шири-Кишваром. С.П. Толстов полагает, что это имя отражено в имени сына Дяньгу, Янсу-тегина (Marquart, Wehrot und Arang, S. 151; С.П. Толстов, Тирания Абруя..., стр. 10). Как мы видим, персидская версия не противоречит китайской, согласно которой не сам Чулохоу взял в плен Торэмена, но это событие произошло в его царствование.

[62] Л.Н. Гумилёв, Б.И. Маршак, М.Ф. Хван, Спор о древних тюрках.

[63] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. I, стр. 279.

[64] М.И. Артамонов, Очерки..., стр. 40.

[65] Н.Я. Бичурин, Собрание сведений..., т. II, стр. 279.

[66] E. Chavannes, Documents..., р. 132.

[67] Наршахи, История Бухары..., стр. 13.

[68] С.П. Толстов, Тиранив Абруя, стр. 28-29.

[69] Наршахи, История Бухары..., стр. 13.

[70] В.В. Бартольд, Туркестан..., стр. 182.

[71] С.П. Толстов, Тирания Абруя, стр. 22.

[72] Слова Чжан-сун Шэна в императорском совете: «Каковы бы ни были преступления Або, он не показал неблагодарности к империи» (см. S. Julien, Documents..., р. 507).

[73] Ibid., р. 504.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки