М.П. Грязнов
Почва и археологические памятники в их взаимосвязи
1. Наблюдения показывают, что на поселениях эпохи бронзы в районах Южной Сибири и Казахстана культурные остатки залегают в нижней часта почвенного (гумусного) слоя — на «дне» его или на материке. Таково же залегание остатков на поселениях скифо-сарматакого и тюркского времени и даже на поселениях сибирских татар XVII в. н.э. Если в культурном слое поселения находятся остатки двух или трёх разных эпох, то они залегают совместно также в нижней части почвенного слоя и стратиграфически не могут быть разделены.
2. Отсюда следует сделать три вывода: все вещи минерального состава (кость, керамика, камень, металл и др.), оставленные на поверхности почвы, через некоторое время (в пределах нескольких десятков лет) окалываются в нижней части гумусного слоя — погружаются на «дно» почвы; гумусный слой остаётся неизменным, сохраняя веками и тысячелетиями свои размеры, структуру и другие свойства — он не «нарастает»; чтобы получить правильное представление о первоначальном виде и характере исследуемого памятника, археолог должен знать те свойства почвы, которые обусловливают его современное состояние и характер, должен изучать взаимосвязи и взаимообусловленности почвы и сопряженных с ней археологических памятников. (67/68)
3. Почва, по В.В. Докучаеву, «четвёртое природное тело» (1 — минералы, 2 — растения, 3 — животные, 4 — почва). Почву можно рассматривать, как своего рода организм, который зарождается, формируется, затем живёт и развивается, и, наконец, «умирает» или трансформируется по особым, свойственным только ему, законам (кроме общих законов диалектического развития).
4. Возникает и формируется почва в результате деятельности растительных н животных организмов, которые разрыхляют и обогащают перегноем верхний горизонт материнской породы, при этом в почве не образуется никаких стратиграфических наслоений. Можно лишь различать горизонты почвы, различающиеся по своим физическим, химическим и биологическим свойствам, но одинаковые по своему возрасту — хронологически единые. Среди археологов существует предрассудок — будто бы почве нарастает послойно и находящиеся в ней культурные остатки можно стратиграфически разделить, разбирая гумусный слой тонкими пластами по 3-5 см толщиной. Это неверно.
5. Еще Ч. Дарвин установил, что оказавшийся на поверхности земли предмет, например, камень, довольно скоро погружается в почву. Это свойство минеральных тел погружаться на «дно» почвы является беспрерывным процессом перемещения частиц почвы снизу вверх. Растения своими корнями поглощают из почвы зольные и органические вещества и, отмирая, отлагают их ежегодно на поверхности земли. Огромное количество беспозвоночных животных, временно или постоянно живущих в почве, роя свои ходы, выносят на поверхность земли частицы почвы (муравьи и др.) или выбрасывают свои экскременты (дождевые черви). Грызуны и др. мелкие позвоночные наваливают кучи земли, вынесенной из их многочисленных нор. Почва как бы уходит из-под лежащих на ней предметов, предметы погружаются в нее, пока не достигнут материка — «дна» почвы. Так все предметы, оставленные, брошенные или потерянные человеком в древности, лежат теперь в нижней части почвенного слоя. И не только отдельные вещи (орудия, домаш-няа утварь и др.), но и многие сооружения, такие, как сло-(68/69)женные из камня стены, различные каменные выкладки и проч., также основанием своим погружаются в почву. Исследователи нередко ошибочно предполагают, что эти сооружения воздвигались не на поверхности почвы, а на материке.
6. В скелетных почвах горных районов перегноя нет или очень мало. Роль растения в переносе частиц снизу вверх незначительна. Дождевые черви и многие беспозвоночные отсутствуют. Однако круговорот почвы не менее интенсивен. Он обеспечивался преимущественно жизнедеятельностью земляных муравьёв и многих видов роющих насекомых. Древние вещи и на скелетной почве лежат не на поверхности земли, а на скальном основании или около него. Каменные надмогильные сооружения основанием своим также погружались до поверхности скалы.
7. Всё сказанное относится к сравнительно небольшим предметам или объектам. Если почва на каком-то участке оказывается покрытой предметом большого размера (огромная плита, насыпь кургана, массивные каменные стена и сооружения и т.п.), то, лишённые доступа воздуха и света животные и растения в ней погибают, почва делается мёртвой, погребённой. Жизнь почвы прекращается — она утрачивает пористую структуру, уплотняется, уменьшается в размерах, большая честь органических веществ разлагается и уносится из неё. Круговорота веществ в ней не совершается. Гумусный слой погребённой почвы делается тоньше, а верхняя поверхность его спускается ниже, чем в окружающей живой, функционирующей почве. Археологи, а иногда и представители сельскохозяйственных наук, не учитывая указанных свойств погребённой почвы, пытались вычислять скорость нарастания почвы за пределами кургана в таким путём определять его возраст в веках и тысячелетиях. Естественно, что попытки эти оказались неудачными.
8. Предметы типа столбов, плит и стен, врытых в землю, разрушаются прежде всего в зоне контакта почвы с наземной частью предмета. Наземная часть значительно дольше противостоит процессам выветривания, а подземная часть сохранялся неизменной сотнями и тысячами лет. Это не всегда учи-(69/70)тывается археологами, но имеет большое значение при решении вопросов реконструкции древних памятников. Тщательное изучение характера плит ограды с учетом степени сохранности их изломов позволяет правильно установить высоту ограды и первоначальный вид памятника.
9. Особый интерес представляют древние погребения, находящиеся на глубине 20-40 см от поверхности в почвенном слое. Детальное изучение залегания скелета, сопровождающих его предметов и остатков дерева, берёсты, камней и других конструктивных деталей, позволяет восстановить устройство и обряд погребения, совершённого на поверхности земли. Таких «зимних» могил известно много в могильниках ананьинской, карасукской и других культур, но их обычно не выделяли из остальной массы погребений, считая их просто неглубокими могилами.
10. При археологических раскопках и при интерпретации исследуемых памятников совершенно необходимо тщательно наблюдать сопряжение памятников и их отдельных деталей с почвой и, учитывая рассмотренные свойства почвы, восстанавливать первоначальные форму, размеры и характер памятников. Это, несомненно, позволит исправить многие наши прежние ошибки и получить новый материал для реконструкции жизни древних обществ.
|