М.П. Грязнов
Выставка памятников культуры и искусства
ранних кочевников Алтая.
9 января 1955 г. в Отделе истории первобытной культуры открылось для обозрения семь новых залов, где экспонированы памятники культуры и искусства ранних кочевников Горного Алтая. В прежней экспозиции основное место занимали замечательные находки из Первого Пазырыкского кургана, необычные по своей изумительной сохранности и по богатству представленных в ник произведений декоративного искусства скифского времени. В новую экспозицию включены материалы раскопок Горноалтайской экспедиции Института истории материальной культуры Академии наук СССР и Эрмитажа 1947-1950 гг., руководимой С.И. Руденко. Теперь намного шире и разнообразнее показаны быт, культура и искусство древних алтайцев, так как выставка обогатилась большим числом новых памятников такой же, а иногда и лучшей сохранности, чем в Первом Пазырыкском кургане, а также многочисленными произведениями изобразительного искусства.
В первых двух залах размещены материалы из Пятого Пазырыкского кургана, в том числе: огром-
Колесница и ковёр.
(8/9)
ный сруб погребальной камеры, мумия погребенного племенного вождя, полностью сохранившаяся двухосная колесница с крытым верхом, части роскошного войлочного шатра. Культурные связи ранних кочевников Алтая с далёкими странами иллюстрируются здесь древнейшим из известных нам ворсовым ковром средне- или переднеазиатского происхождения и художественными тканями, китайской и переднеазиатскими. Эти вещи особенно ценны том, что в самой Передней Азии ткани и ковровые изделия этого времени пока вообще неизвестны, а в Китае шёлковые ткани этого периода впервые обнаружены в небольшом числе только в последние годы.
Разнообразие сюжетов и изобразительных приёмов в ярко выраженном своеобразном искусстве древних алтайцев, в котором мастерски сочетаются декоративность и мифологическое содержание изображений с реалистической передачей характерных особенностей животных, с наибольшей полнотой показывается на материалах Первого Пазырыкского кургана, экспонированных в третьем зале. Прекрасно сохранившиеся в этом кургане десять комплектов снаряжения верхового коня дают полное представление о конструкции древнейших типов седла и узды кочевников.
В следующих двух залах размещены материалы Башадарского кургана, в том числе замечательная гроб-колода, покрытая вырезанными крупными изображениями зверей.
Рассмотрение ранней группы алтайских курганов (V-III вв. до н. э.) заканчивается в шестом зале материалами Второго Пазырыкского кургана, наиболее богатого предметами быта кочевой знати. Одежда, разнообразная домашняя утварь, музыкальные инструменты, различные принадлежности туалета и многое другое наглядно выявляют роскошь и великолепие, какими окружали себя племенные вожди, и вместе с тем показывают варварский характер культуры ранних кочевников в целом.
В том же зале и в последнем, седьмом, находятся материалы Третьего и Четвёртого Пазырыкских курганов, относящихся к III-II вв. до н.э. Это та же культура, на протяжении ряда веков сохранившая почти неизменным свой общий характер и незначительно отклонявшаяся в деталях бытового инвентаря и некоторых обычаев.
Выставка заканчивается материалами из погребений основных слоёв населения. Погребения, в сравнении со всем предыдущим, показывают и степень экономического расслоения, и единство культуры общества, не знающего ещё разделения на антагонистические классы.
В целом выставка даёт яркое представление о том, как ранние кочевники Алтая, находясь в постоянном культурном общении с родственными им скотоводческими племенами степной полосы и с земледельческими народами Средней и Передней Азии, с одной стороны, и Китая, с другой, многое заимствуя от них, в то же время создали свою самобытную культуру.
|