главная страница / библиотека / обновления библиотеки

И.Н. Горелов. Разговор с компьютером: Психолингвистический аспект проблемы. М.: 1987. («Проблемы науки и технического прогресса») И.Н. Горелов

Разговор с компьютером.
Психолингвистический аспект проблемы.

// М.: 1987. 256 с. («Проблемы науки и технического прогресса»)

 

аннотация: ]

Учёные и инженеры разных стран заняты разработкой ЭВМ пятого поколения. Наступит черёд и следующих поколений компьютеров. Эти машины будут способны общаться с человеком не только на своём, машинном, но и на естественном языке, уметь ориентироваться в среде и ситуации общения. Чтобы их создать, надо знать особенности мышления человека и связи его мышления с речью, знать, как понимается текст. Обо всём этом, а также о многом другом (например, о рассудочной деятельности животных, об опытах обучения обезьян языкам жестов и знаков) рассказывается в книге, написанной строго научно и вместе с тем доступно и увлекательно.

Для всех, кто интересуется современной наукой о языке и мышлении, проблемами искусственного интеллекта а информатики.

 

Оглавление

 

От автора. — 5-11

 

Глава 1. Что мы знаем о себе.
Как это узнать. — Концепция Л. Аннинского, сформулированная в резкой форме, но, как выясняется в дальнейшем, — с самыми лучшими намерениями. — О социологической концепции В. Амлинского (название сугубо условное). — Социологическая концепция Жоржа Сименона (название условное, но не сугубо). — А выводы? — 12-33

Глава 2. Логичны ли мы, наш язык, наши тексты?
Лёгкая обработка «антиномии сфинкса». — Что такое логика? — Небольшое отступление. — Надо отвечать на вопрос. — Мышление, язык, речь: какова связь? — Что такое теория лингвистической относительности? — Что значит «языки разной типологии»? — В огороде бузина, а Шекспир есть Шекспир. — Логичны ли мы? — Откуда присказка бравого солдата Швейка? — О тонкости грубых аналогий. — Зачем играть с котёнком в прятки. — Почему и как ошиблись Хлестаков и городничий. — ...и почему Кити и Левин поняли друг друга. — О том, как принимаются решения в условиях равновероятных событий с противоположными исходами. — Как Анатоль Франс подвёл биологов. — О людях средневековья, которые многого не понимали. — Как складывать кубики. — Поймёт ли когда-нибудь компьютер Булата Окуджаву. — 34-91

Глава 3. Язык: что это и где его искать.
Естествен ли наш язык? — Где он всё-таки находится? — Язык и речь (ещё раз о них). — Почему почти ничего не будет сказано о происхождении языка? — «Мы одной крови — ты и я!». Но понимаем ли мы друг друга? — Кто прав — Горький или Уотсон? — Продолжаем говорить о языке. — Три игры. — Что на уме, то и на языке? — 92-135

Глава 4. Сколько языков надо для одного разговора.
Небольшое введение в связи с первым языком. — Язык второй. О чём и как рассказал папуас Туй Н.Н. Миклухо-Маклаю. — Язык третий — вокруг нас. — Язык четвёртый. Что такое внутренняя речь? — Неожиданный отклик на обиду Максима Максимыча. — 136-162

Глава 5. Как понимается текст?
Ещё до чтения. — О «Ночном дозоре» Рембрандта. — Информативен ли текст. — Что ещё прячется за словом? — Не ради кастовости единой. — О кислом заборе и синемордом Коопсахе. — ЭВМ и тёмные звуки. — Какие они — жаваруга, мамлына, гбарг...? — Можно ли звукоподражать незвучащему. — Интересно, что ещё можно узнать? — 163-188

Глава 6. О том, как «встаёт один, всё победивший звук».
Интроспекции Генриха фон Клейста, Владимира Маяковского и Анны Ахматовой. — Продолжаем вникать. — Какие ещё бывают «глубинные структуры». — Поймёт ли всё это компьютер? — Рассказ Аркадия Стругацкого. — Ещё один эксперимент. — Чем связать интеллект с речью? — 189-215

Глава 7. Самая короткая и последняя — что же делать компьютеру? — 216

 

Заключение. Беглое повторение пройденного. — 221

 

А. Поспелов. Послесловие. — 230

Список литературы. — 251

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки