● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Л.К. Галанина. Курджипский курган. Памятник культуры прикубанских племён IV века до н.э. Л.: «Искусство». 1980. Л.К. Галанина

Курджипский курган.

Памятник культуры прикубанских племён IV века до н.э.

// Л.: «Искусство». 1980. 128 с.

 

Оглавление

 

Предисловие. — 4

 

Глава I. История раскопок и изучения Курджипского кургана. — 6

Глава II. Погребальный обряд Курджипского кургана (опыт реконструкции и сравнительный анализ). — 15

Глава III. Погребальный инвентарь и проблемы датировки основной могилы. — 30

Глава IV. Значение и место Курджипского кургана в истории Прикубанья IV века до н.э. — 56

 

Каталог. — 69

Таблицы [I-VIII]. — 70-78

[ Кат. 1-86 ]. — 79-103

 

Приложение 1. Раскопки Курджипского кургана 1896 года. — 104

Приложение 2. Сводный перечень предметов, найденных в Курджипском кургане. — 109

 

Список сокращений. — 121

 


(/4)

Предисловие.   ^

 

Расположенное на стыке кочевого скифо-сарматского мира и греческих центров Северного Причерноморья, племенных образований Центрального Предкавказья и Закавказья, Прикубанье является одним из своеобразнейших этнокультурных регионов скифской эпохи.

 

Коренными обитателями бассейна Кубани и примыкающего к нему Восточного Приазовья были меоты. Как известно, под этим именем античные авторы подразумевали, помимо собственно меотов, всё многоплеменное население Северо-Западного Кавказа (синды, дандарии, псесы, фаитеи и др.), по-видимому, не совсем однородное в этническом отношении. Основную массу меотов археологи и лингвисты относят к представителям иберо-кавказской языковой семьи, видя в них отдаленных предков горских народов адыго-черкесо-кабардинской семьи (Лавров, 1954, с. 193, 207; Анфимов, 1961, с. 103). Некоторые исследователи предполагают присутствие среди меотов отдельных ираноязычных группировок (Анфимов, 1949, с. 258-260; Анфимов, 1971, с. 170-177; Смирнов, 1958, с. 311, 312; Блаватский, 1959, с. 9, 10).

 

Археологические исследования, начавшиеся в бассейне Кубани ещё в прошлом веке, привели к открытию таких выдающихся памятников VI-IV веков до н.э., как курганы Костромской, Келермесский, Ульские, Елизаветинские, Карагодеуашх и ряд других. Были выявлены картины динамичной жизни меотских племён, широкие внешние контакты и их военное могущество, самобытность и устойчивость местной культуры, в то же время во многом близкой культуре приднепровских скифов. Новые важные результаты были достигнуты советскими учёными (А.А. Миллер, В.А. Городцов, Н.В. Анфимов, К.Ф. Смирнов, В.П. Шилов), обратившимися к раскопкам не только курганных захоронений, но поселений и рядовых грунтовых могильников. Это позволило при изучении общественно-экономических сторон жизни прикубанского населения опираться на более широкий и разнообразный в социальном аспекте материал.

 

Действительное раскрытие закономерностей исторического развития местного общества требует полной научной обработки всего дореволюционного археологического фонда, в частности богатых курганов. В ряду археологических памятников Прикубанья такого рода комплексы несут в себе особенно рельефную и многогранную информацию. Являясь усыпальница-

(4/5)

ми родо-племенной знати, они отражают (хотя и в опосредствованной форме) социальные процессы, идеологические представления, экономические и культурные связи населения с окружающим миром. Богатые курганы содержат ценнейшие произведения искусства, как правило, не встречающиеся в рядовых погребениях, и лучшие образцы ремесленного мастерства, в которых воплотились высшие достижения культуры своего времени.

 

Приходится отметить, однако, что, несмотря на общепризнанную значимость материалов из старых раскопок многих кубанских курганов, большинство их известно но частичным публикациям и как целостные комплексы они не введены в научный оборот. К числу подобных памятников, происходящих к тому же из недостаточно изученной в археологическом отношении полосы закубанских предгорий, относится Курджипский курган, или просто Курджипс, как его часто именуют в научной литературе. Этот интереснейший комплекс в силу стечения ряда обстоятельств отличается особенно сложной судьбой. Сильно потревоженный сначала древними грабителями, затем кладоискательскими раскопками местных жителей станицы Курджипской, он в довершение всего был исследован не профессиональным археологом, а краеведом-любителем. Тщательный анализ раскопочной документации и изучение всего вещевого материала позволили разобраться в содержании кургана, вычленив в нём две разновременные могилы. К сожалению, позднейшее впускное захоронение, уже опубликованное нами, почти полностью было разрушено крестьянскими раскопками и в данной работе привлекается только с целью выявления общей картины памятника. Значительно лучше сохранилось древнейшее (основное) погребение, над которым и был возведён курган. Реконструировав по имеющимся архивным данным устройство могилы и обряд погребения и установив хронологию комплекса, автор использует полученный материал для воссоздания картины быта, этнической характеристики, экономических и социальных отношений, а также религиозно-идеологических представлений местного населения Прикубанья конца IV в. до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки