главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Т.А. Габуев, В.Ю. Малашев. Памятники ранних алан центральных районов Северного Кавказа. / МИАР №11. М.: «Таус». 2009. Т.А. Габуев, В.Ю. Малашев

Памятники ранних алан
центральных районов Северного Кавказа.

/ МИАР №11. М.: «Таус». 2009. 468 с. ISBN 978-5-903011-48-3

 

аннотация: ]

В книге осуществлено комплексное междисциплинарное исследование материалов одного из опорных памятников аланской культуры центральных районов Северного Кавказа — могильника Брутского городища, полученных авторами при раскопках на территории Республики Северная Осетия — Алания. В работе даётся подробное описание погребальных комплексов могильника, проводится анализ погребального обряда и инвентаря, которые рассматриваются в контексте материальной культуры не только населения региона, но и Евразийских степей. Анализируется культурная ситуация на территории Центрального Кавказа во II-IV вв. н.э. Проводится исследование палеоантропологических, палеопочвенных материалов, полученных при раскопках памятника.

Светлой памяти замечательного учёного и человека,
М.П. Абрамовой, мы посвящаем эту книгу.

Содержание (расширенное)

 

Введение. — 6

 

Глава 1. Описание погребальных комплексов. — 12

Могильник Брут 2. — 12

Грунтовой могильник к юго-востоку от Брутского городища. — 66

Глава 2. Анализ погребального обряда могильника Брут 2. Математический анализ катакомбных погребений Центрального Предкавказья и Нижнего Дона. Проблемы этнокультурной истории Центрального Предкавказья I-V вв. н.э. — 69

I. Анализ погребального обряда могильника Брут 2. — 69

II. Математический анализ катакомбных сооружений Центрального Предкавказья и Нижнего Дона. — 75

III. Проблемы этнокультурной истории Центрального Предкавказья I-V вв. н.э. — 106

Глава 3. Хронология могильника Брут 2 и проблемы культурной истории населения центральных районов Северного Кавказа II-IV вв. н.э. — 115

I. Анализ предметов погребального инвентаря и вопросы хронологии. — 115

Керамика. — 115

Ременные гарнитуры. — 123

Предметы вооружения. — 129

Фибулы. — 130

Зеркала. — 136

Украшения. — 137

Прочие предметы погребального инвентаря. — 139

Хронология погребальных комплексов. — 140

Планиграфия. — 142

Культурные контакты. — 143

II. Проблемы культурной истории населения центральный районов Северного Кавказа II-IV вв. н.э. — 144

 

Заключение. — 163

Иллюстрации [ Рис. 1-140 ]. — 165

 

Приложение 1. О.С. Хохлова, А.А. Хохлов, А.А. Гольева. Палеопочвенное и микробиоморфное изучение курганного могильника Брут 2 в Республике Северная Осетия — Алания. — 309

Приложение 2. М.М. Герасимова, Н.А. Суворова, С.Ю. Фризен. Палеоантропологические материалы ранних алан с территории Северной Осетии — Алании. — 324

Приложение 3. О.С. Румянцева. Бусы могильника Брут 2 2-й половины II-III в. н.э. — 341

Приложение 4. А.В. Мастыкова. Раннесредневековые бусы могильника Брут 2. — 438

 

Литература и архивные материалы. — 453

Список сокращений. — 467

 


 

Заключение.   ^

 

Предложенная монография является, в первую очередь, публикацией и характеристикой новых раскопанных материалов. Главное в этой работе то, что впервые в научный оборот вводится достаточно массовый археологический материал, касающийся погребальных памятников, который заставляет несколько по-новому взглянуть на проблему происхождения и становления аланской культуры. Во-первых, в результате полевых исследований была выявлена на настоящий момент наиболее ранняя группа катакомб, которую можно соотнести с ранними слоями близлежащих аланских городищ (Брут, Зилги). Во-вторых, обнаружение катакомб в курганах с ровиками на могильнике Брут 2 позволило их сравнить в самых общих чертах с ранее раскопанными, но неопубликованными аналогичными катакомбами Бесланского могильника. Это важно потому, что данная черта погребального обряда не является специфичной только для одного могильника, а в значительной мере может характеризовать облик культуры на значительной территории её распространения. В-третьих, полученные материалы позволяют говорить о том, что данный культурный комплекс (погребальный обряд, керамика и т.д.) полностью оформился ко второй половине II в. н.э.

 

Кроме собственно археологического исследования, к работе были привлечены специалисты по палеопочвоведению и палеоантропологии. Почвоведами представлена схема эволюции почв региона и реконструированы условия палеосреды. Было определено время с благоприятным гумидным климатом; это эпизод длительностью около 400 лет — со II в. н.э. по середину V в. н.э. Периоды предшествующий (I-II вв. н.э.) и последующий (от середины V в. н.э. до конца VI в.н.э.) характеризуются относительно более засушливыми условиями. На благоприятный период (II-IV вв. н.э.) приходится время расцвета аланской культуры на Северном Кавказе. Благоприятные климатические условия, по всей видимости, способствовали столь широкому и быстрому распространению культуры, характеризуемой наличием огромных (до 1,5 га) городищ, расположенных на незначительном расстоянии друг от друга и окружённых колоссальными могильниками, насчитывающими десятки тысяч погребений.

 

Впервые была проведена обработка палеоантропологической серии из погребений аланской культуры Северного Кавказа первых веков нашей эры, а также погребений предшествующего времени могильника Заманкул. Это первые серийные материалы, происходящие из Затеречья, что определяет их особую значимость для решения проблемы происхождения северокавказских алан. Однако необходимо заметить, что немногочисленность коллекции вследствие её плохой сохранности делает проблему определения антропологических особенностей северокавказских алан пока далёкой от разрешения. Значительное морфологическое разнообразие, которое фиксируется на территории Северного Кавказа, является свидетельством проживания здесь различных этнических групп неконсолидированного населения, разнящихся физическими особенностями и не сложившихся ещё в единую этническую общность.

 

Работа содержит также два приложения, посвященных анализу стеклянных и каменных бус из могильника Брут 2. Их авторами дан комплексный анализ материала, включающий как морфологическое изучение бус, так и технологическое; кроме того, эти исследования включают в себя результаты химико-технологического анализа бус.

(163/164)

 

Особенность предлагаемой монографии заключается в том, что интерпретация результатов проведённых работу двух авторов не получила однозначной оценки. И это не значит, что мы к этому не стремились. Получилось так, что имеющийся на данный момент материал не даёт ответов на многие поставленные вопросы, так как имеется много пробелов в наших знаниях. Это, в свою очередь, позволяет по-разному интерпретировать имеющиеся данные, выстраивая различающиеся гипотезы. Общим, то есть тем, в чем оба автора солидарны, является то, что одной из составляющих населения аланской культуры являются носители культуры предшествующего периода, оставившие грунтовые катакомбные могильники. К числу пробелов в наших знаниях следует отнести отсутствие самых ранних групп погребений, которые можно было бы связать с самой первой волной степного населения, пришедшего на Северный Кавказ и позиционировавшего себя как аланы. Это важно потому, что мы имеем в виде раскопанных погребальных комплексов результат уже вступивших во взаимодействие друг с другом двух культурных (и, видимо, этнических) массивов — пришлого аланского и местного северокавказского населения. Отсутствие ранних памятников «пришельцев» оставляет открытым вопрос об одной из важных составляющих аланской культуры. Компенсировать этот пробел могут новые работы как на уже исследовавшихся памятниках (Брут, Беслан), так и на памятниках, расположенных в других районах. Существенным моментом, способным пролить свет на дискуссионный вопрос о генезисе алан Северного Кавказа, будет накопление антропологического материала. При этом для решения поставленной задачи важны антропологические материалы не только из могильников аланской культуры, но из других синхронных и предшествующих по времени памятников региона и прилегающих районов степи.

 

Подводя итоги, можно сказать, что в изучении древностей сарматского времени на территории Центрального и Северо-Восточного Кавказа произошёл значительный прорыв в понимании целого ряда сторон исторических процессов. В частности, был выработан принципиально иной взгляд на раннюю историю северокавказских алан: расцвет аланской культуры, приходящийся на II-IV вв. н.э.; хозяйственно-культурный тип этого населения, проживавшего в это время в значительной степени на многочисленных городищах; протогородской тип аланской культуры на ранней её стадии; территориальный охват культуры в конце II-IV вв. н.э. — от предгорий Чечни до равнинных районов Пятигорья (а с учётом «экспансии» подвижной части населения — от Южного Дагестана до Нижнего Дона и Днепро-Донского междуречья) и др. И если генезис основных сторон материальной культуры (принципы домостроительства, керамический комплекс и др.) северокавказских алан тесно связан и, в конечном счёте, восходит к традициям местного осёдлого населения предшествующего времени, то вопрос о происхождении погребального обряда (подкурганных Т-образных катакомб) пока не имеет окончательного решения. Существующая дискуссия по этой проблеме связана с отсутствием материалов (погребальных комплексов кочевнического облика) начальной фазы формирования данного обрядового комплекса, которые должны относиться, судя по приведённым выше рассуждениям (см. главу 3), к концу I — 1-й половине II в. н.э. Наши попытки обнаружить подобные комплексы оказались безуспешными. Возможно, модель формирования самого раннего участка некрополя, например, того же Брутского городища, могла быть и иной. В частности, курганы пришлого населения, носителя курганного обряда, могли находиться по отношению к самому городищу и его основной части некрополя несколько изолированно. Обнаружение такого могильника на распахиваемых землях будет требовать, возможно, применения сложных технических методов, а может и вообще оказаться делом случая. Это проблема будущих научных исследований.

 

В заключение следует сказать, что после работ М.П. Абрамовой (Абрамова, 1993; 1997), давших обобщение материалов на момент середины 80-х годов прошлого столетия, мы с учётом нового блока материалов дополнили предложенную ранее картину культуры и истории северокавказских алан на ранней её стадии. Разумеется, выдвинутые нами гипотезы являются предметом обсуждения и представляют собой, в конечном итоге, приглашение к дискуссии на чрезвычайно важную и актуальную тему истории региона в первые века нашей эры.

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки