Ю.А. Филипьев
Сигналы эстетической информации.
// М.: 1971. 112 с.
[ аннотация: ]
В наш быт прочно вошли понятия «эстетические свойства», «эстетические ценности». Однако что делает эти свойства и ценности собственно эстетическими? Было немало попыток ответить на этот вопрос и разгадать самые сокровенные секреты красоты, эстетических ценностей, активности искусства.
Наука все глубже проникает в динамику совершающихся процессов. Любопытно наблюдать, как методы, которые, казалось, связаны только с современной техникой, вторгаются теперь и в эстетику, берутся на вооружение искусствоведами и литературоведами.
Теория информации выдвинула представление о так называемом организационном сигнале. Сигналы — это импульсы, приводящие в действие те или иные системы, «организующие» их работу. С сигналами мы встречаемся не только в технике, но и в природе, и в жизни. Вполне закономерны поэтому стремлении связать учение теории информации об активной и настраивающей роли сигналов с природой эстетических ценностей. Именно смысл сигнально-информационной настройки заложен, по мысли автора этой книги, в основу эстетической активности искусства и в самую структуру художественных произведений.
Эта книга и является попыткой выяснить динамизм эстетической активности в произведениях искусства. Она рассчитана на широкий круг читателей.
Содержание
Искусство — не только образное познание. — 3
Информация, сигналы и природа красоты. — 7
Сигнал, его природа и действие. — 7
Сигнальная активность красоты. — 12
«Бескорыстность» красоты. — 17
Объективное и действенное начала красоты. — 21
Эстетически-организационное начало в художественном творчестве. — 32
Мобилизующая специфика эстетических ценностей. — 32
Образность и её эстетическая организация, их изоморфное слияние. — 45
Особенности проявлений эстетически-организационного начала. — 50
Эстетически-организационное начало в искусстве. — 54
Об отношении эстетически-организационного начала к образности. — 61
Эстетическое воздействие искусства на духовный мир людей. — 66
Проявление эстетической активности в безобразном и трагическом. — 72
Эстетическая и идеологическая роль искусства. — 76
Специфика выражения оптимизма в творчестве А.П. Чехова. — 82
«Релейная функция» художественных средств. — 90
Художественные произведения как «релейные усилители». — 91
К вопросу о происхождении искусства. — 94
«Релейный эффект» искусства и проблема художественного обобщения. — 99
Заключение. — 106
Литература. — 109
наверх
|