Фань Вэнь-лань.
Древняя история Китая.
От первобытно-общинного строя
до образования централизованного феодального государства.
// М.: 1958. 294 с.
Содержание
Глава I. Эпоха первобытного человека и первобытной общины. — 13
1. Первобытный человек на территории Китая. — 13
2. Исторические свидетельства существования первобытной общины. — 17
3. Исторические легенды о древнейшем населении Китая. — 23
4. О легендах, посвящённых Яо, Шуню и Юйю. — 27
5. Первобытно-общинный строй. — 33
Краткие выводы. — 36
Глава II. Эпохи Ся и Шан (Инь) — период разложения первобытной общины и господства рабовладельческого строя с 2033 (?) по 1066 г. (?) до н.э. — 38
1. Легенды об эпохе Ся (примерно с 2033 по 1562 г. до н.э.). — 38
2. Предполагаемые памятники эпохи Ся. — 42
3. События время династии Шан с 1562 (?) до 1066 г. до н.э. — 48
4. Способ производства при династии Шан. — 48
5. Политический строй, культура и идеология эпохи Шан. — 56
Краткие выводы. — 65
Глава III. Начало эпохи феодализма — Западное Чжоу с 1066 (?) до 771 г. до н.э. — 67
1. Возникновение новых производственных отношений в Чжоуском государстве. — 67
2. Как Чжоу разгромило Шан. — 71
3. Крупные пожалования начала эпохи Чжоу. — 75
4. Экономическая структура Западного Чжоу. — 82
5. Изменения в экономике Западного Чжоу. — 92
6. Идеология правящих классов, выраженная формулой «почитать небо и заботиться о народе». — 98
7. Борьба между различными народностями и гибель Западного Чжоу. — 100
Краткие выводы. — 104
Глава IV. Период поглощения раздельных княжеств.
Восточное Чжоу — 770-403 гг. до н.э. Период Чуньцю — 772-481 гг. до н.э. — 106
1. Восточночжоуское общество в процессе изменений, связанных с борьбой за поглощение княжеств. — 106
2. Ослабление двора вана и борьба крупных княжеств за гегемонию. — 116
3. Упадок дома гуна и борьба сановников за власть. — 126
4. Обязанности слабых государств по отношению к сильным; обязанности народа по отношению к государству. — 131
5. Борьба между различными национальностями и их слияние. — 134
6. Экономическое положение в период Восточного Чжоу. — 139
7. Изменения в политической системе. — 144
8. Создание древней культуры. — 150
9. Конфуций и его учение. — 164
10. Конфуцианская школа и конфуцианские классические книги. — 174
11. Мо-цзы и его учение. — 186
Краткие выводы. — 195
Глава V. Ожесточённая борьба за поглощение соседних территорий — период Чжаньго (403-221 гг. до н.э.). — 204
1. Общая обстановка. — 204
2. Экономическое положение. — 214
3. Подъём и гибель семи княжеств. — 232
4. Причины объединения страны княжеством Цинь. — 237
5. Мэн-цзы и Цзоу Янь. — 244
6. Лао-цзы и Чжуан Чжоу. — 250
7. Сюнь-цзы и Хань Фэй. — 260
8. Проза и поэзия. — 270
9. Общий обзор культуры периода Чжаньго. — 275
Краткие выводы. — 284
Хронологическая таблица периода Чжаньго. — 288
(/3)
Предисловие. ^
Предлагаемая советскому читателю книга проф. Фань Вэнь-ланя посвящена наиболее древним периодам жизни китайского народа и представляет лишь первую часть большого задуманного автором труда по всеобщей истории Китая.
Имя видного китайского учёного, директора третьего Института истории Академии наук КНР проф. Фань Вэнь-ланя широко известно как в Китае, так и за его рубежами. Советская научная общественность с интересом встретила опубликованную в 1955 г. в русском переводе книгу «Новая история Китая», являющуюся одной из фундаментальных работ учёного. Фань Вэнь-лань — историк весьма широкого диапазона. В 1940-1941 гг. Фань Вэнь-лань, находясь в городе Яньани — главном штабе революционной борьбы, возглавляет работу по созданию первого коллективного научного труда «Краткой всеобщей истории Китая». В этой книге была сделана серьёзная попытка рассмотреть весь длительный процесс исторического развития Китая в свете основных положений марксизма-ленинизма. Перу Фань Вэнь-ланя принадлежат также труды по средневековой и новой истории (в частности, о тайпинах), статьи по проблемам периодизации истории Китая, застойности китайского феодализма и многие другие. С выходом в Советском Союзе настоящей книги советский читатель имеет возможность познакомиться с Фань Вэнь-ланем как глубоким исследователем древнего общества.
(3/4)
* * *
После победы народной революции в Китае в 1949 г. перед китайской исторической наукой открылись широкие горизонты. За прошедшие девять лет в КНР вышли в свет многочисленные исследования по древней, средневековой и новой истории, по истории народных войн, опубликовано много архивных документов, серьёзно двинулась вперёд археологическая наука.
Стремление китайских историков глубоко осмыслить прошлое своей родины, исходя из марксистско-ленинского анализа исторического процесса, с одной стороны, и неразработанность ряда проблем истории китайского общества — с другой, вызвали многочисленные дискуссии по ряду узловых вопросов историй Китая. Эти дискуссии и споры проходят остро, интересно и весьма плодотворно.
Одной из спорных проблем, в частности, является вопрос о характере древнекитайского общества, о времени перехода от рабовладельческой формации к феодальной.
В китайской науке сложились в общем три основные точки зрения на характер древнего общества в Китае. Одна точка зрения, представленная автором данной книги, относит зарождение феодализма к концу эпохи Инь — началу эпохи Чжоу, т.е. к началу I тысячелетия до н.э. На сходных с Фань Вэнь-ланем позициях стоят такие видные историки, как Цзянь Бо-цзань, Люй Чжэнь-юй и многие другие. Вторая, наиболее последовательно сформулированная в трудах проф. Го Мо-жо — президента Академии наук КНР, относит гибель рабовладельческого общества и утверждение феодализма к концу периода Чуньцю, т.е. к V в. до н.э. Наконец, третья, представленная в работах историков Шан Юэ, Ван Чжун-ло и некоторых других, относит гибель рабовладельческого общества к концу эпохи Хань, т.е. примерно к III в. н.э. Кроме того, существуют разногласия и по делению на периоды раннего и развитого рабовладения, раннего и развитого феодализма. Таким образом, если взять полярные точки зрения, то разница в датировке начального этапа феодализма в Китае составляет более тысячи лет. Ясно, что для окончательного решения этого сложного вопроса требуются новые серьёзные исследования и помощь археологической науки.
(4/5)
Говоря об изучении истории Китая, следует отметить также вклад нашей отечественной науки в этой области. Известные востоковеды России Иакинф Бичурин, Захаров, Сивиллов, Георгиевский, академик Васильев и другие посвятили свои многочисленные труды и переводы Китаю — его истории и культуре. Эти работы сыграли большую роль в ознакомлении русского народа с жизнью и культурой китайского народа.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране перед советскими востоковедами были поставлены большие и сложные задачи изучения всех процессов, происходящих в странах пробудившегося Востока, изучения их истории и культуры. Журналы «Восток», «Проблемы Китая», «Новый Восток», «Революционный Восток», «Тихий океан», десятки книг и статей, появившихся в 20-30-х годах, оживлённые дискуссии — свидетельство несомненного роста советского востоковедения. Именно в советской китаеведческой литературе был в те годы впервые широко поставлен вопрос о рабовладельческом обществе в древнем Китае.
Ещё большее развитие получает советское востоковедение и, в частности, китаеведение в последние годы. Укреплены востоковедные институты и их кадры; научная продукция растёт. Появились новые журналы, опубликованы десятки книг о новом Китае и его людях, о революционной борьбе китайского народа. Значительное внимание уделяется и изучению далекого прошлого Китая, о чём свидетельствуют разделы «Всемирной истории», посвящённые Китаю, исследование Н.И. Конрада о Сунь-цзы и У-цзы, издание трудов Н.Я. Бичурина и т.д. Вышедшие научные работы показывают, что в среде советских китаеведов ещё не сложился единый взгляд на характер древнекитайского общества и его периодизацию. Вот почему появление в русском переводе книги проф. Фань Вэнь-ланя по древней истории Китая, несомненно, послужит целям дальнейшего глубокого и разностороннего изучения древних периодов жизни китайского народа и в конечном счёте ускорит коллективное решение спорных проблем. Появление книги важно и потому, что до сих пор на русском языке отсутствовала развёрнутая научная аргументация одной из распространённых в китайской науке точек зрения на историю древнего общества.
(5/6)
* * *
Настоящий перевод сделан с третьего переработанного автором издания 1955 г. (первое издание вышло в 1949 г.). Том содержит пять глав, охватывающих историю Китая от возникновения в нём человеческого общества до сложения феодального строя. Китайскому изданию книги предпослана большая вступительная статья Фань Вэнь-ланя. В этой статье автор подвергает критическому разбору ошибки первых изданий книги, разъясняет свою точку зрения на периодизацию истории китайского феодализма на протяжении более чем трёх тысяч лет, объясняет отдельные положения исторического материализма. Поскольку проф. Фань Вэнь-лань касается во вступлении в большинстве случаев вопросов, выходящих за хронологические рамки данного тома, или вопросов, обращённых непосредственно к китайскому читателю, знакомому с предыдущими работами автора, данное предисловие, с согласия автора книги, не включено в русское издание.
Изложение истории китайского народа начинается в книге с описания жизни первобытного человека на территории Китая. Обобщая данные археологических раскопок последних десятилетий, обращаясь к материалам исторических легенд и мифов, автор с убедительностью показывает, как в течение сотен тысяч лет, в эпохи палеолита, мезолита и неолита первобытные люди на древней китайской земле в суровой борьбе с природой постепенно создавали своё первое общество, в котором господствовал первобытно-общинный строй (представленный культурой Яншао). Этот строй, по мнению Фань Вэнь-ланя, существовал в Китае в III тысячелетии до н.э., во времена легендарных правителей, вероятно, племенных вождей, Хуан-ди, Яо, Шуня и Юйя. На обширной малонаселённой и полудикой территории тогдашнего Китая были разбросаны группы племен мань, и, жун и ди. Именно тогда усилиями ряда племён из этих групп и главным образом племён хуанди, яньди и и в районах Центральной равнины были заложены основы китайской культуры — культуры хуася. Вследствие роста производительных сил, отделения земледелия от скотоводства, возникновения частной собственности и использования труда рабов в обществе Ся появляются имущественное и классовое неравенство
(6/7)
и эксплуатация. На смену первобытно-общинному обществу приходит первое классовое общество — рабовладельческое. Конец эпохи Ся, по мнению Фань Вэнь-ланя, и представляет собой такую переходную стадию, хотя достоверными данными об этой эпохе наука почти не располагает.
Следующим крупным этапом исторического развития китайского общества был рабовладельческий строй, занимающий, по классификации автора, почти всё II тысячелетие до н.э. — эпоху Инь-Шан. Богатые данные о жизни иньцев дают нам археологические раскопки в дер. Сяотунь (в уезде Аньян в Хэнани) и недавние находки близ г. Чжэнчжоу, среди них особенно ценны гадательные надписи на костях и черепашьих щитах. Как свидетельствуют источники, основными орудиями производства в эпоху Шан были уже орудия из бронзы; земледелие и скотоводство, а также ремесло достигли значительного для того времени развития. Главными классами шанского общества являлись: класс «байсин», включающий родовую аристократию и свободное население, и класс «минь», включающий различные категории рабов. Появились основы государственной организации — орудия насилия над порабощёнными. Трудом многочисленных рабов и общинников создаётся древняя культура первой подлинно исторической эпохи.
Наибольшее значение для выяснения важнейших взглядов автора на ход исторического процесса в древнем Китае имеют главы III и IV, посвящённые периодам Западного и Восточного Чжоу. В III главе характеризуется общественный строй Чжоуского государства, в котором, по мнению Фань Вэнь-ланя, рабовладельческие отношения не получили значительного развития, а со времени Тай-вана и Ван Цзи стали складываться феодальные производственные отношения. В Чжоу применялись система отработок — «чжугэн», наделение пожалованными землями, происходило превращение рабов в крепостных и т.д., что способствовало быстрому росту производительных сил Чжоу. В 1066 г. до н.э. армия молодого Чжоуского государства разгромила армию Шан, и с этого периода в течение почти восьми веков продолжалась эпоха Чжоу, когда, как считает автор, феодализм окончательно сформировался и созрел. В ранний период Чжоу продолжается развитие земледелия, ремесла и
(7/8)
торговли. Система общественных полей и связанная с ней система отработочной ренты заменяется натуральным поземельным налогом, утверждается частная собственность на землю при номинальном верховном праве собственности государя на всю землю. Главным производителем становится уже феодальный крестьянин — «нунминь», а в роли эксплуататоров вместо родовой наследственной аристократии выступает новый класс землевладельцев — «дичжу». Этот новый класс формируется из представителей сильных семей (домов), из сословия чиновников, из торговцев, ростовщиков и ремесленников.
Длительный процесс борьбы между отдельными княжествами и внутри них, между различными народностями, между различными классами, вёл к дальнейшему ослаблению власти чжоусского вана и сильных кровных родов и утверждению в период Восточного Чжоу новой системы — власти отдельных сильных семей (домов). Два прежних класса — наследственная знать и полностью зависимые крестьяне — слабели, а два новых класса — землевладельцы-помещики и феодальные относительно свободные крестьяне — усиливались. Рабы, в соответствии с основной концепцией книги, хотя и существовали, но не представляли определяющей силы в производстве. Уже значительную роль в развитии производительных сил Восточного Чжоу играет широкое применение железных орудий.
Большое внимание в IV главе уделено также политической истории различных княжеств в X-V вв. до н.э., положению классов и государства и в особенности процессу создания основ древней культуры Китая и форм идеологии. В ней проанализированы учения первых философских школ — конфуцианцев, моистов, подробно описаны древние канонические книги и ценнейшие письменные памятники той эпохи. Разделы о Конфуции и созданном им учении, о Мо-цзы читаются с большим интересом. В них автор стремится показать социальные корни этих школ, систему их взглядов.
Последняя, V глава, занимающая почти четвёртую часть книги, посвящена одному из самых насыщенных событиями периоду — периоду «Борющихся княжеств» (403-221), который закончился созданием в Китае первой феодальной монархии, объединившей всю страну под властью династии Цинь.
(8/9)
Среди наиболее сильных в экономическом и политическом отношении княжеств Ци, Цзинь, Чу, Цинь, Хань и др. постепенно выдвигается самое западное из них княжество Цинь. Большую роль в укреплении этого отсталого ранее княжества сыграли реформы Шан Яна, которые вводили строгую систему учёта трудового населения и земель, поощряли земледелие. Реформы стимулировали развитие хозяйства Цинь, ломали старые родовые связи и уменьшали политическое влияние наследственной аристократии.
В период «Борющихся княжеств» происходит серьёзное развитие производительных сил во всех областях, особенно в связи с применением железных орудий в Китае. Ещё больше развиваются земледелие, ремесленное производство, торговля. Расцвет экономической деятельности проявляется в значительном росте населения (несмотря на потери от многочисленных войн), в расширении площади пахотных земель и в создании системы ирригации и водных путей.
Основными классами периода Чжаньго являются: господствующий класс, в состав которого входили новые землевладельцы — «дичжу», старая наследственная аристократия — «линчжу», крупные торговцы, а также прослойка учёного чиновничества и клевретов аристократии — «ши», и второй класс — класс эксплуатируемых, представленный в основном крестьянством. Крестьяне имели в своём пользовании отдельные участки земли, принадлежавшей родовой знати и новым землевладельцам, они подвергались жестокой эксплуатации, разорялись, попадали в кабалу к ростовщикам и даже в рабство. Основной формой присвоения прибавочного продукта у крестьян был налог «чэ» (равный 1/10 урожая). Мелкие ремесленники и торговцы в городах и при дворах князей тоже входили в число эксплуатируемых. На низшей ступени социальной лестницы находились рабы, которых в период Чжаньго, как считает автор, было ещё немало и которые пополнялись за счёт военнопленных, преступников и бедняков.
Длительная раздробленность страны препятствовала дальнейшему развитию производительных сил, росту продуктообмена, ремёсел, противоречила интересам основных классов общества той эпохи — крестьян и землевладельцев; она мешала
(9/10)
и развитию общей культуры. Нужна была сила, способная завершить прогрессивный процесс объединения древнего Китая в единое государство. Такой силой стало княжество Цинь, окрепшее в результате проведенных там реформ. К III в. до н.э. с раздробленностью Китая было покончено.
Крупные изменения в экономическом базисе постепенно находят отражение и в развитии надстроечных форм, в идеологии и культуре. В V главе подробно характеризуются основные философские направления той эпохи: конфуцианство и даосизм, а также взгляды других философов. Все эти разделы иллюстрированы цитатами из древних источников — трудов философов Мэн-цзы, Лao-цзы, Сюнь-цзы и Хань Фэя. Интересны приводимые автором данные о развитии географии, астрономии, медицины, техники, сельскохозяйственной и военной науки, искусства и литературы.
В кратких выводах по главе автор следующим образом характеризует основные социальные процессы этого периода:
«В процессе войн периода Чжаньго, длившихся почти 200 лет, происходила замена власти наследственной знати — «линчжу» властью землевладельцев-помещиков — «дичжу», замена системы родов системой семей (домов), замена феодальной удельной раздробленности единым централизованным абсолютистам государством. Окончательная победа Цинь сыграла огромную роль в процессе исторического развития Китая.
На этом этапе полностью зависимые крестьяне — «нунну», освободились от пут родовой системы и превратились в многочисленный класс относительно свободных крестьян — «нунминь». С появлением класса крестьян небывало возросли производительные силы общества. Получили развитие торговля и ремесло, тесно связанные с сельскохозяйственным производством».
В этих словах выражена основная концепция автора, его взгляд на характер древнекитайского общества, причем это положение доказывается на большом числе примеров, весьма подробно и тщательно.
Таким образом, в книге дана достаточно стройная и по-своему логичная схема исторического развития Китая в III-I тысячелетиях до н.э.
(10/11)
Как мы уже упоминали, точка зрения проф. Фань Вэнь-ланя, изложенная в данной книге, является лишь одной из существующих концепций истории древнего Китая. Она подвергалась и подвергается критике в китайской научной литературе. Сторонники иных представлений о процессе исторического развития древнего общества в Китае выступают со своими книгами и статьями, дискутируя по спорным проблемам. Советский читатель уже ознакомился с трудом проф. Го Мо-жо «Эпоха рабовладельческого общества», вышедшим на русском языке в 1957 г. в Издательстве иностранной литературы. В статьях Го Мо-жо немало строк посвящено полемике с Фань Вэнь-ланем.
Критики взглядов проф. Фань Вэнь-ланя в Китае указывают главным образом на следующее: а) автор не различает этапов в развитии рабовладельческого общества, считая Инь уже вполне развитым рабовладельческим государством; б) появление феодальных производственных отношений и классов не вытекает из экономических условий, существовавших в начале эпохи Чжоу, когда страна была мало населена и слабо развита; в) в начале I тысячелетия до н.э., когда, по Фань Вэнь-ланю, произошла смена общественных формаций, не было острой классовой борьбы, свидетельствующей о необходимости и неизбежности такой смены.
Все эти замечания и возражения отражают лишь недостаточную разработанность проблем древней истории Китая, спорный характер ряда институтов древности и отнюдь не свидетельствуют о том, что точка зрения автора данного труда неправильна и может быть безапелляционно отвергнута. Книга, написанная проф. Фань Вэнь-ланем, является плодом многолетних исследований, основана на изучении огромного материала и имеет большую научную и познавательную ценность, несмотря на то, что окончательного ответа на поставленные проблемы она ещё не даёт.
В пределах небольшой вводной статьи мы не считаем возможным вступать в полемику с автором по спорным вопросам. Советский читатель-историк сумеет, разумеется, сопоставить материалы книги Фань Вэнь-ланя с трудами других китайских учёных (Го Мо-жо, Шан Юэ), с главами «Всемирной истории», издаваемой у нас, и сделать необходимые для себя выводы.
(11/12)
Несколько месяцев тому назад в Пекине вышла в свет вторая часть Всеобщей истории Китая, являющаяся продолжением данной книги. В ней описан период истории китайского народа с 2-го века до нашей эры до 6-го века нашей эры (династия Суй). Таким образом, автор успешно продолжает свой труд по созданию полной истории Китая. Следует надеяться, что советский читатель вскоре познакомится и с этой новой книгой проф. Фань Вэнь-ланя.
Нельзя не сказать и о некоторых трудностях перевода настоящей книги. Наибольшие споры вызывала терминологическая сторона. Руководствуясь общей феодальной концепцией автора, мы в конце концов приняли и соответствующую терминологию, например, «го» для периода Чжоу — княжество, «Чжаньго» — «Борющиеся княжества», «чжухоу» — удельные правители и т.д. В отдельных случаях обоснования таких переводов оговорены в примечаниях. Большую помощь редакции оказал сам автор, с которым поддерживалась письменная связь и который помог в разрешении ряда спорных вопросов.
В интересах улучшения стиля русского перевода произведены с согласия автора незначительные сокращения текста.
Советский читатель найдёт в книге проф. Фань Вэнь-ланя последовательное и чёткое изложение политических событий древнего периода истории Китая, истории сложения китайской народности, подробное изложение основ материального производства и духовной культуры древних китайцев, которые одновременно с другими народами, и вместе с тем совершенно самостоятельно, создали свою высокую цивилизацию с её непреходящими материальными и духовными ценностями.
Знание древней истории Китая позволяет нам глубже понять не только прошлое трудолюбивого и талантливого китайского народа, но лучше и глубже понять сегодняшний Китай, который унаследовал все богатства культуры прошлого, всё лучшее, что было создано в течение тысячелетий усилиями миллионов китайских тружеников.
Р. Вяткин
|