главная страница / библиотека / оглавление книги

Л.А. Евтюхова

Археологические памятники енисейских кыргызов (хакасов).

// Абакан, 1948. 109 с.

 

Заключение

 

Богатые рессурсы сырья в минусинской котловине, выделение и развитие ремесла в кыргызском государстве, создали благоприятные условия для широкого обмена как внутреннего, так и внешнего.

 

Земледельческие и скотоводческие районы поставляли хлеб таёжным областям, получая взамен пушнину. Ремесленники выменивали свои изделия на продукты скотоводства и земледелия, из горных районов они получали руду.

 

Прослеженное выше широкое распространение изделий кузнецов-ювелиров в Саяно-Алтайском нагорье этой территорией не ограничивалось. Их продукция распространялась и на средне-азиатские рынки, где особенно ценились древне-хакасские стрелы. Китайский историк отмечает, что эти стрелы были настолько остры, что пробивали даже шкуру носорога.

 

Точно также кыргызы поставляли на эти рынки пушнину и металл.

 

Возраставшее накопление позволяло богатым кыргызам отправлять караваны с этими товарами, получая взамен шёлковые китайские и иранские ткани, зеркала, украшения и различные вещи.

 

В коллекциях Минусинского музея хранится около 80 зеркал танской эпохи, причём многие из них снабжены орхоно-енисейскими надписями, иногда даже с именами владельцев-кыргызов. На одном из них написано: «Человек Анхаз-Тошёк..., одно из моих зеркал»[1] (рис. 197).

 

Эти зеркала представляли собой большую ценность, так как они употреблялись в быту не только в целом виде, но очень часто и отдельными обломкаыи, на которых также встречаются процарапанные орхоно-енисейские надписи.

 

На широко развитую торговлю с Китаем указывает также большое количество находок китайских монет Танской династии (особенно чеканки 841-846 г.г.), выделанных на территории минусинской котловины (237 монет танских из общего числа 345 китайских монет домонгольской эпохи).

 

Из произведений китайского искусства, проникших на Средний Енисей, можно выделить так называемый «Кубок Мессершмидта», найденный близ Красноярска и дошедший до нас только в рисунке [2] (рис. 85). Его сюжет, трактовка фигур, а также расчеканка «канфаренного» фона, чрезвычайно схожи с серебряным китайским кубком танской эпохи, опубликованным Аштоном и Греем. Кубок Мессершмидта на этом основании я считаю по своему произхождению китайским, к тому же по стилю он резко отличается от произведений местных кыргызских художников, хорошо теперь известных благодаря находкам в курганах Копёнского Чаа-таса. Точно так же, очевидно, китайского происхождения и Уйбатские инкрустированное стремя и Капчальская серебряная бляха со сценой терзанья.

 

Кроме изделий из металлов, на Средний Енисей проникали и китайские лаковые вещи: достаточно вспомнить лаковую чашечку с Уйбата и находки остатков лакированного предмета из могилы кургана № 2 Копёнского Чаа-таса.

 

Шёлковые ткани кыргызы получали не только из Китая, но и с Запада. Это хорошо известно по сообщению китайской летописи,

(108/109)

где говорится, что раз в три года из Даши на Енисей отправлялся караван из 20 или 24 верблюдов с узорчатыми шёлковыми тканями.[3]

 

*     *     *

 

Мы рассмотрели различные стороны культуры енисейских кыргызов, выраженные в археологических памятниках. За последние десятилетия раскопки дали обширный материал, опираясь на который, стало возможным выявить важнейшие особенности хозяйства и быта Енисейских кыргызов. Я надеюсь, что моя работа расширит представление о культурном развитии южной Сибири в VII-IX в.в. и поможет при дальнейшем изучении истории хакасского народа и его государства на Среднем Енисее.

 


 

[1] Хранится в Минусинском музее. В.П. Левашева. Из далёкого прошлого..., стр. 56, рис. 22.

[2] В.В. Радлов. Сибирские древности, т. 1, в. 2, приложения, табл. 111, рис. Е и табл. IV.

[3] И. Бичурин. Собр. свед., ч. 1, стр. 419.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

главная страница / библиотека / оглавление книги