главная страница / библиотека / обновления библиотеки

КСИИМК. Вып. XVII. М.-Л.: 1947. Л.А. Евтюхова

Археологические памятники енисейских кыргызов.

// КСИИМК. Вып. XVII. М.-Л.: 1947. С. 158-161.

(Тезисы кандидатской диссертации,
защищённой 18 апреля 1946 г. в Учёном совете ИИМК АН СССР).

 

См. одноимённую монографию.

 

Автором поставлена задача выделить круг памятников VII-X вв., относящихся к культуре государства енисейских кыргызов, сложившейся в Минусинской котловине.

 

Письменные данные (китайские и арабские), а также древнекыргызские орхоно-енисейские надписи и многочисленные случайные находки вещей давно уже вызывали интерес к этой культуре. Её значение в истории Востока было ярко показано академиком В.В. Бартольдом в его очерке «Кыргызы». Однако до сих пор сведения о кыргызском государстве и его культуре оставались недостаточными, и, в частности, не были разобраны данные археологии.

 

В этой работе использованы все материалы из раскопок курганов, поселений и прочих памятников, наскальные рисунки этого же времени, орхоно-енисейские надписи, а также коллекции отдельных находок Гос. исторического и Минусинского музеев. Кроме того, привлечены данные письменных источников и литературы. Всё это позволяет подойти по-новому к характеристике развития материальной культуры кыргызов.

 

1. Сложение древнехакасского (кыргызского) государства проходило на Среднем Енисее. Благоприятные условия для жизни на территории Минусинской котловины с богатейшими местными ресурсами способствовали этому. Ещё в предшествующую таштыкскую эпоху начался процесс формирования физического типа населения Минусинской котловины. Погребальные гипсовые маски родовых усыпальниц таштыкской знати и китайские летописи говорят о смешении аборигенного европеоидного типа с монголоидным. Во владения кыргызов входили территории современной Хакасской авт.обл., Минусинского района и, вероятно, Тувинской авт.обл. На востоке владения кыргызов временами достигали Прибайкалья, на западе они ограничивались горами Алтая, на юго-востоке — Саянским хребтом.

 

2. Преемственность кыргызской культуры от таштыкской доказывается рядом черт, перешедших в кыргызский из таштыкского погребального обряда, особенно его позднейшей формой. Об этом же говорят к аналогии в погребальном инвентаре. Особенно веским доказательством являются находки медных пластинок с изображениями головок животных, найденные в кыргызских могилах, но перешедшие сюда из таштыкских, так же как и керамика, сохраняющая наряду с новыми формами множество таштыкских форм.

(158/159)

 

Все известные по раскопкам кыргызские погребения можно разделить по хронологическому и социальному признаку на четыре типа.

 

Первые три типа, объединенные единством форм вещей, в частности общим для них наличием так называемых «кыргызских ваз», характеризуют погребальный обряд и уровень материальной культуры кыргызов VII-VIII вв. Погребения этих типов сделаны под насыпями, сложенными из камней. Насыпи эти обставлены вертикально врытыми в землю каменными плитами. Погребальные ямы первых двух типов, квадратной, подквадратной или округлой формы, сверху заложены накатом из тонких брёвен, покрытым берёстой. Стенки ям укреплялись вертикально поставленными колышками. Погребение совершалось трупосожжением. Для третьего типа погребений характерным признаком являются узкие длинные могилы. Каменные насыпи этих курганов иногда обставлены вертикально врытыми в землю каменными плитами, но в основном без плит. Кроме трупосожжений, иногда встречаются трупоположения. Если первый и третий типы представляют собой погребения рядовых кыргызов и отличие между ними обусловлено лишь некоторой хронологической разницей, то погребения второго типа принадлежат кыргызской знати, и в их обряде имеются некоторые особенности. К этому типу отнесены большие каменные курганы (до 40 м в диаметре), окружённые высокими каменными плитами. В системе расположения каменных курганов больших чаатасов можно видеть отражение сложной общественной структуры кыргызского государства. Основную часть могильника занимают несколько больших (до 40 м в диаметре) каменных курганов, расположенных цепочкой один возле другого, протяжением с С на Ю. Вокруг них группируются курганы среднего размера, иногда тоже цепочкой, и, наконец, совсем мелкие.

 

Особенностью больших курганов второго типа является устройство рядом с могильной ямой ямок-тайников, куда клались принадлежности конского убора и личные вещи покойника.

 

В одном из тайников кургана №5 Уйбатского чаатаса 1  [сноска: 1 Раскопки Саяно-Алтайской экспедиции под руководством С.В. Кисёлева.] были найдены особенно интересные вещи: среди них выделяется железное стремя, инкрустированное серебряным узором и медными птичками. По всей вероятности, это стремя китайского происхождения и относится к танской эпохе. В кургане №2 обращает на себя внимание нижняя часть глиняного сосуда с нацарапанными по сырой ещё глине тамгаобразными знаками, носящими характер идеографического письма. Кроме того, в одном из курганов этого чаатаса экспедицией Русского музея был найден серебряный сосудик с орхонской надписью. На основании аналогий из других мест подобного рода сосуды относятся к VII-VIII вв. н.э. Устанавливается связь между крупными каменными курганами и орхоно-енисейской письменностью. Бóльшая часть находок из курганов Уйбатского чаатаса относится к VII-VIII вв. н.э.

 

Особое место среди кыргызских могильников с курганами второго типа занимает чаатас у с. Копёны. Как по размерам, так и по находкам, сделанным в них, он достаточно полно раскрывает особенности быта богатой кыргызской знати, резко отличавшейся пышностью своей повседневной жизни от рядовых соплеменников. Возможно, что Копёнский чаатас был кладбищем знати — «народа Ач», одной из ветвей кыргызов, населявшего степи Хакассии от Июсов до Уйбата. Анализ золотой посуды, драгоценных украшений, конского убора и художественных рельефов, изображающих сцены охоты степняков-кочевников на диких зверей, вскрывает высоту искус-

(159/160)

ства местных мастеров. Под влиянием иранских и китайских образцов они сумели создать своё прикладное искусство, не потерявшее связей с традициями скифо-сибирского звериного стиля.

 

К четвёртому типу погребений относятся каменные курганы с невысокой насыпью, без каменных плит по сторонам; погребения в виде трупоположений; мужские погребения почти всегда в сопровождении коня. Особенно важным является погребение мужчины с конём в кургане №19 из могильника близ Капчалов, где найдена китайская монета IX в. императора Ву-Цзуна. Эта находка позволяет датировать не только эту группу курганов, но и весь круг памятников этого типа. Погребения четвёртого типа в большинстве своём принадлежат конным воинам. Одновременных им богатых погребений пока не найдено, но о том, что их надо искать, говорит наличие в коллекциях случайных находок богатых конских уборов этого времени, несомненно происходящих из погребений. На это же указывают клады вроде Тюхтятского, который также датирован монетами IX в.

 

3. Места поселений кыргызов ещё сравнительно мало исследованы. В основном известны кратковременные посёлки-кочевья, расположенные главным образом на дюнах, места добычи железа в сыродутных горнах. Многочисленность обособленных посёлков, жители которых по преимуществу занимались ремеслом, позволяет говорить о наличии у кыргызов VII-X вв. значительного слоя свободных ремесленников. В поселении у с. Малые Копёны раскопками установлена преемственная связь между таштыкской и кыргызской культурами. Наряду с обломками кыргызских ваз, там найдены обломки бытовых сосудов, сохранивших в себе традиции татарско-таштыкской керамики, с течением времени отчасти видоизменившейся.

 

Находки и наблюдения, сделанные на всех перечисленных местах поселений кыргызов, позволяют, анализируя вещевой материал, восстановить основные отрасли кыргызского хозяйства.

 

4. В кыргызскую эпоху в Минусинской котловине происходит коренное изменение земледельческой техники. Мотыжное земледелие сменяется плужным. Увеличение посевов вызвало необходимость размола большего количества зерна, поэтому, кроме зернотёрок, появляются парные ручные вращающиеся жернова, увеличившие производительность труда в 5-6 раз. В степных районах с недостаточной влажностью устраивалась сеть оросительных каналов, известных в Минусинской котловине ещё в тагарскую эпоху. Планировка оросительных каналов проводилась с большим искусством, с применением технических приспособлений в зависимости от рельефа местности.

 

Орудия для обработки земли в кыргызскую эпоху отличаются разнообразием форм.

 

5. Важнейшую роль в хозяйстве кыргызов играло кочевое скотоводство. Костный материал из раскопок Копёнского поселения по процентному соотношению на первое место выдвигает барана, затем лошадь и корову. Надгробные эпитафии и скальные рисунки также говорят о большой роли скотоводства в эту эпоху.

 

Большую роль в хозяйстве кыргызов играли также охота и рыболовство. На скальных рисунках имеются изображения сцен облавной охоты и различных диких животных, на которых охотятся кыргызы. Копёнские рельефы сцен охоты также дают об этом представление.

 

6. Посуда кыргызов выделывалась своими мастерами. «Кыргызские вазы» — также продукция местных гончаров, а не привозные из Монголии, как думали ранее.

 

7. Широкое развитие кузнечного дела у кыргызов требовало большого количества материала. Руда добывалась в подтаёжных районах Минусинской котловины.

(160/161)

 

Сыродутные горны исследованы В.Л.[В.П.] Левашевой, благодаря чему теперь хорошо известны их устройство и процесс добычи железа.

 

8. Бронзовые и медные украшения, главным образом конского убора, и поясные наборы кыргызов отличаются большим разнообразием. Производство находилось в руках тех же кузнецов, сочетавших и ремесло литейщиков. В тесной связи с кузнецами работали кыргызские ювелиры. Благодаря развитой торговле кыргызы были знакомы с художественными произведениями Ирана и Китая. В своих изделиях кыргызские ювелиры сумели переработать эти образцы и на основе местных художественных традиций более раннего времени создали новое степное искусство.

 

Кроме того, у кыргызов были свои каменотёсы, создававшие каменные изваяния и надгробные стелы с высеченными на них надписями. Местные художники покрывали скалы своими рисунками, запечатлевая в них различные военные и охотничьи сцены из жизни кыргызов.

 

9. Китайские летописи, наскальные рисунки, эпитафии и погребения дают нам представление о структуре, вооружении и снаряжении кыргызского войска. Особенно много подробностей можно почерпнуть из изображений, высеченных на скалах.

 

10. Богатые ресурсы сырья в Минусинской котловине, выделение и развитие ремесла в кыргызском государстве создали благоприятные условия для широкого обмена как внутреннего, так и внешнего. Изделия кыргызских кузнецов-ювелиров имеют широкое распространение в Саяно-Алтайском нагорье. Предметы из одних литейных форм найдены в разных местах Минусинской котловины и на Алтае. Продукция кыргызских ремесленников достигала и среднеазиатских рынков. Даже китайцы ценили кыргызские наконечники стрел.

 

Широкий обмен вызвал большой приток к кыргызам иноземных товаров. Китайские летописи говорят о том, что три раза в году из Даши на Енисей отправлялся караван из 20 или 24 верблюдов с узорчатыми шёлковыми тканями. На обширную торговлю с Китаем указывают находки в кыргызских могилах произведений китайского искусства, а также большое количество китайских монет Танской эпохи, особенно чеканки 841-846 гг., времени господства кыргызов в Монголии.

 

11. Материалы, накопленные археологическими раскопками, главным образом в течение последнего десятилетия, позволили приступить к обобщениям. Памятники материальной культуры енисейских кыргызов вскрывают сложную структуру кыргызского государства, а также важнейшие особенности их хозяйства и быта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки