Л.Н. Ермоленко
Могли ли раскрашиваться
древнетюркские изваяния?
// Степи Евразии в древности и средневековье. Книга II. Материалы научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения М.П. Грязнова. СПб: 2003 [на обложке: 2002]. С. 236-239.
(См. также файл на academia.edu)
Что такое тело и, в частности, живое человеческое тело? Это прежде всего трёхмерная цветная вещественность.
А.Ф. Лосев
В статье, посвящённой трипольским статуэткам, М.П. Грязнов писал, что археологи нередко принимают существующий вид древней вещи за изначальный, игнорируя возможность утраты менее прочных частей предмета [Грязнов, 1964, с. 73]. Такой нестойкой принадлежностью первоначального облика древнетюркской скульптуры могла быть раскраска.
Предположение о том, что изваяния средневековых кочевников в древности могли раскрашиваться, высказывалось разными исследователями. С.А. Плетнёва, сочтя две скульптурные головы со следами раскраски обломками половецких изваяний, допустила возможность раскрашивания некоторых других половецких статуй. По её мнению, краской могли быть нарисованы детали лица «безликих» фигур [Плетнёва, 1974, с. 58]. В.Д. Кубарев не исключает вероятности раскрашивания наиболее реалистичных образцов древнетюркской скульптуры Алтая, Тувы и Монголии. Иначе, для чего изображались многочисленные детали, которые, будучи бесцветными, почти не видны на поверхности этих фигур? [Кубарев, 1984, с. 82].
Автор данной статьи придерживается мнения, что каменные изваяния средневековых кочевников, подобно древней антропоморфной скульптуре вообще, не были ахроматическими изображениями [Ермоленко, 1991, с. 15; 1994, с. 157, с. 163, примеч. 3]. Занимаясь изучением древнетюркских и кыпчакских изваяний Среднеазиатско-Казахстанского региона, автор находит подтверждение этому не только в единственной, обнаруженной Ж.К. Курманкуловым и Л.Н. Ермоленко раскрашенной статуе из кыпчакского святилища на р. Жинишке [Ермоленко, Курманкулов, 1992, с. 117], но и в особенностях изображения деталей многих изваяний с обозначенной позой (поясных и полнофигурных).
(236/237)
Особенности изображения некоторых реалий древнетюркских изваяний Среднеазиатско-Казахстанского региона:
1, 4 — по Я.А. Шеру; 3 — по Ф.Х. Арслановой, А.А. Чарикову, 5 — по А.Н. Бернштаму; 6, 7, 8, 10, 13 — по А.А. Чарикову; 9, 11, 12, 14 — по Я.А. Шеру.
(237/238)
Косвенными свидетельствами тому, что раскрашивание древнетюркских изваяний имело место, являются следующие изображения.
1. Двусторонние отвороты распашной одежды при отсутствии линии борта (рисунок, 1). Между тем линия борта непременно воспроизводилась на кафтанах тюрков в афрасиабских росписях [Альбаум, 1975, рис. 5, 5; рис. 7, 18], в китайских рисованных и скульптурных изображениях тюрков или народов, следующих тюркской «моде» [Liu Mau-tsai, 1958, Abb. 1, S. 469, Abb. 2; Haussig, 1992, S. 59, Abb. 94, S. 245, Abb. 421], и, наконец, в гравировке на костяной пластине из могильника Суттуу-Булак, выполненной, вероятно, тюркским мастером [Худяков и др., 1997, рис. 2, с. 147]. О том, что древние тюрки носили распашную одежду, нам доподлинно известно из китайских источников [Liu Mau-tsai, 1958, S. 41]. На изваяниях с двусторонними отворотами борт кафтана лишь изредка изображался рельефом либо углублённой линией [Шер, 1966, табл. XI, 49; Кызласов, 1969, рис. 3, 1; Худяков, 1998, рис. 1, 1; Bayar, 1997, р. 101, 4; р. 102, 5; р. 111, 55; р. 136, 108 etc.]; в остальных случаях недостающая деталь вполне могла быть нанесена краской.
2. Очертания неразделенных двусторонних отворотов (рисунок, 2). На концах таких неразделенных отворотов иногда бывают «бубенчики».
3. V-образная полоса на груди изваяния, образующая одно целое с рукавами (руками) (рисунок, 3). Не исключено, что подобная полоса обобщённо передавала треугольные отвороты, которые выписывались краской (А.А. Чариков, [1976, с. 164] и В.Д. Кубарев [1984, с. 27] считают эту деталь меховым воротником). На некоторых таких изваяниях показана линия борта, а абрис ворота иногда напоминает плавно изогнутые внутренние очертания двусторонних отворотов.
Основой, предполагающей детализацию краской, представляется также продолженный на груди рельеф рук (рисунок, 4).
4. V-образный, нередко плавно изогнутый, нагрудный вырез (рисунок, 5). Таким способом мог быть изображен распашной (!) кафтан без отворотов, встречающийся на среднеазиатских настенных росписях [Бентович, 1980, рис. 1, в, г]. Однако персонажи росписей, облачённые в такой кафтан, с тюрками не отождествляются (хотя Г.В. Кубарев полагает, что кафтан без отворотов — это разновидность древнетюркской одежды) [Кубарев, 2000, с. 85]. Поскольку изваяния всё же считаются изображениями тюрков, то, возможно, V-образный вырез на груди намечал внутренний абрис отворотов, тогда как сами отвороты (а заодно и линия борта) изображались краской.
5. Узкие манжеты, края рукавов, а также браслеты как единственный признак наличия одежды (рисунок, 7). На фигурах только с манжетами, браслетами, очертаниями рукавов одежда вряд ли отсутствовала, — скорее всего, она была нарисована краской. Таким образом, древнетюркские изваяния имели нарисованную (или натуральную) одежду, доказательством чего может являться отсутствие признаков пола на каменных изваяниях.
6. Пояс как единственная деталь одежды (рисунок, 6). Поскольку пояс носился поверх кафтана, то последний, вероятно, был нарисован краской. Не случайно наряду с поясом иногда показаны края рукавов или браслеты.
7. Оружие и предметы, «висящие» на воображаемом поясе (рисунок, 7). Пояс на изваяниях, на которых имеются оружие и предметы, «висящие» сами по себе в таком положении, как если бы были привешены к поясу, мог быть нарисован краской. Точно также могли наноситься краской линии ремешков для подвешивания оружия, нередко отсутствующие даже в случаях изображения пояса.
8. Особенности изображения причёски с косами. Распространенная на изваяниях Среднеазиатско-Казахстанского региона причёска с 6-8 косами (прядями) воспроизводится полностью либо частично — только на тыльной стороне изваяния. Зачёсанные назад волосы изваяний с косами спереди уложены по-разному: спускаются на лоб мыском, образуют ровный дугообразный край либо разделены на прямой пробор (рисунок, 8, 9, 12). Иногда волосы над лбом и по бокам головы «косатых» изваяний не детализировались — они могли дорисовываться краской (рисунок, 14). На некоторых изваяниях без кос конфигурация волос над лбом такая же, как на изваяниях с косами (рисунок, 10, 11, 13). В этом случае косы, возможно, были нарисованы краской. Краской могли изображаться волосы и на изваяниях (особенно реалистичных) со скруглённым верхом головы, без признаков причёски.
Таким образом, перечисленные случаи намеренно частичного воспроизведения реалий изваяний средствами плоской скульптуры позволяют предположить, что недостающие элементы восполнялись краской. Анализ изобразительных особенностей для выявления признаков, указывающих на вероятность первоначального раскрашивания изваяний, может быть продолжен.
Бентович И.Б. Одежда раннесредневековой Средней Азии (по данным стенных росписей VI-VIII вв.) // Страны и народы Востока. М., 1980. Вып. 22. С. 196-212.
Грязнов М.П. О так называемых женских статуэтках трипольской культуры // Археологический сборник. Л., 1964. Вып. 6. С. 72-78.
(238/239)
Ермоленко Л.H. Средневековые каменные изваяния Казахских степей: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 1991.
Ермоленко Л.Н., Курманкулов Ж. Центральноказахстанские памятники с изваяниями кыпчакского облика // Маргулановские чтения: Тезисы. Петропавловск, 1992. С. 116-119.
Кубарев Г.В. Халат древних тюрок Центральной Азии по изобразительным материалам // Археология, этнография и антропология Евразии. 2000. №3 (3). С. 81-88.
Худяков Ю.С., Табалдиев К.Ш., Солтобаев О.С. Новые находки предметов изобразительного искусства древних тюрок на Тянь-Шане // РА. 1977 [1997]. №3. С. 142-147.
Худяков Ю.С. Древнетюркские изваяния из Восточного Туркестана // Древние культуры Центральной Азии и Санкт-Петербург: Материалы конференции. СПб., 1998. С. 215-219.
Bayar Dovdoin. The Turkic stone statues of Central Mongolia. Ulan-Bator, 1997.
Liu Mau-tsai. Die chinesische Nachrichten zur Geschichte der Ost-Türken (T’u-küe), I. Buch. Wiesbaden, 1958.
Haussig H.W. Archäologie und Kunst der Seidenstraße. Darmstadt, 1992.
|