главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.М. Досымбаева. История тюркских народов. Традиционное мировоззрение тюрков. Алматы: Service Press. 2013. А.М. Досымбаева

История тюркских народов.

Традиционное мировоззрение тюрков.

// Алматы: «Service Press». 2013. 250 с.
(35 рис. в тексте + 50 с. цв. вкл./70 фото и карта). ISBN 978-601-06-1447-5

 

Содержание

 

Введение. — 4

 

1. История изучения культуры тюрков первой половины I тысячелетия н.э. — 14

1.1. Особенности развития и преемственности культуры тюрков в I тысячелетии н.э. — 15

1.2 Вопросы взаимной связи основ идеологии усуней и тюрков. — 16

 

2. Святилище Мерке. Основы традиционного мировоззрения западных тюрков. — 25

2.1. Святилище Мерке. Типологическая характеристика культовых памятников с каменными изваяниями. — 27

2.2. История изучения курганных конструкций с каменными изваяниями. — 35

2.3. Роль и значение святилища Мерке в традиционном мировоззрении западных тюрков. — 54

2.4. Погребальные памятники святилища Мерке. — 68

 

3. Святилище Жайсан. Основы традиционного мировоззрения восточных тюрков. — 77

3.1. Типологическая классификация культовых конструкций — ритуальных оград с каменными изваяниями и стелами. — 77

3.2. История изучения ритуальных оград с изваяниями. — 87

3.3. Святилище Жайсан. Реконструкция основ традиционного мировоззрения восточных тюрков. — 98

3.4. Вопросы единства и взаимной связи тюркского наскального искусства и родовых тамг с представлениями о сакральном пространстве. — 118

 

4. Этнокультурная ситуация на территории Казахстана в период VI-VIII вв. — 138

4.1. Вопросы генезиса этнической культуры тюрков. — 138

4.2. Характерные особенности развития этнической культуры западных тюрков. — 143

 

Заключение. — 163

 

Список использованной литературы. — 166

 

Приложение А [Список памятников к рисунку 2. Карта памятников святилища Мерке.]. — 179

Приложение Б [Список памятников к рисунку 18. Карта памятников святилища Жайсан.]. — 192

 

[Иллюстрации. — вклейка, стр. 200-248]

 


 

Заключение.   ^

 

Результаты комплексных исследований тюркского наследия, дошедшего до современности в исторических источниках, этнографических материалах, в многочисленных памятниках камнерезного искусства, культовых конструкциях с множественными статуарными образцами обожествлённых предков, памятниках наскального искусства, в содержании форм родовых тамг, послужили основанием для ряда основополагающих выводов по отечественной истории.

 

Основные выводы, полученные в результате применения комплекса методов исторического исследования, привели к тому, что впервые в отечественной истории и средневековой истории народов Центральной Азии произведено аргументированное обоснование процесса генезиса культуры западных тюрков на территории казахской степи. По материалам исследований культовых сооружений святилища Жайсан, темам и сюжетов памятников наскального искусства, сопровождающих ритуальные конструкции с каменными изваяниями, родовым тамгам и установке на четырёхугольных оградах каменных статуй женщинам, выявляется синкретический характер содержания культурного наследия. В содержании культовых сооружений Жайсана, в символике отдельных элементов памятников нашли отражение идеологические ценности западных тюркских племен. Наличие черт, характерных для материальной и духовной культуры, как восточных, так и западных тюркских племён является свидетельством появления новых критериев мировоззренческих ценностей. Развитие и формирование новых признаков идеологического комплекса, вероятно, было выработано в процессе установления тесных кровнородственных и социальных отношений между представителями тюркских племён, ранее представлявших восточное и западное ареалы тюркского мира Центральной Азии и Казахстана.

 

В процессе комплексного анализа исторических источников систематизирован широкий круг материалов по истории развития культуры тюркских племён, произведена научная аргументация процесса генезиса культуры тюркских этносов, исконно населявших земли Жетысу. Историческая проекция первоначальных центральных земель Западного Тюркского каганата по данным комплекса источников совпадает с территорией Туркестана, основную часть которой составляли казахские степи.

 

Использование историко-методологического анализа социальной и политической структуры традиционного тюркского общества средневековья способствовало выявлению и установлению характерных особенностей и черт социальной организации Тюркского государства, базирующегося на мировоззренческих представлениях о дуальной структуре мироздания.

 

Особое значение имеют результаты сравнительного анализа культовых памятников и других типов ритуальных сооружений, отразившие особенности развития культур тюркских этносов. Комплексные исследования позволили обосновать особенности процесса взаимодействия и взаимного влияния тюркских племён восточного и западного ареалов Центральной Азии. Полученные выводы, отчётливо документируемые материалами памятников, получивших распространение, с одной стороны, на территории средневекового Казахстана и Восточного Туркестана, Алтая, Тувы и Монголии, с другой, свидетельствуют о наличии дифференциации в системе культурных ценностей в тюркской этнокультурной среде эпохи средневековья.

 

Установлено, что основные критерии мировоззренческих ценностей нашли отражение в содержании и стиле памятников монументального искусства и символах, изображённых на статуях тюрков, в тамгах, темах и сюжетах наскального искусства. Результаты сравнительно-сопоставительного анализа материалов памятников с широким кругом источников по этнополитической истории и этнической культу-

(163/164)

ре тюркских племён Центральной Азии и казахской степи, позволили произвести реконструкцию мировоззренческой модели тюрков. Описанный метод способствовал выявлению особенностей критериев развития и формирования традиционной культуры тюрков на территории восточного ареала Центральной Азии и Восточной Европы.

 

Одним из главных результатов является документирование исторического процесса автохтонного развития культур тюркских кочевников, населявших казахские степи и внёсших неоценимый вклад в формирование культур племён, составивших этническое ядро казахского народа. Документирование описываемого исторического процесса автохтонного развития культур тюркских этносов на территории Казахстана произведено на фоне развития культур тюрков Алтая и других регионов Евразии.

 

Основные положения и выводы, обоснованные на анализе широкого круга исторических источников, материалов археологических памятников, данных антропологии и этнографии, могут быть использованы во всех сферах гуманитарного знания. Результаты комплексного анализа исторических источников должны войти во все учебные, учебно-методические, научные и энциклопедические издания по истории тюркских народов Казахстана, Центральной Азии и Евразии.

 

В целом, общая характеристика топографических, типологических и иконографических особенностей культово-мемориальных комплексов средневековых тюрков, свидетельствует не о хронологическом разрыве, в результате которого могли произойти какие-либо инновационные и культурные трансформации, обусловленные изменением этноисторической ситуации на территориях вновь освоенных тюрками. В действительности, этнографическая самобытность дуального по своей социальной и политической структуре Тюркского каганата — Восточного и Западного, объединившего в своём составе многие тюркские племена Центральной Азии представляла собой симбиоз культур двух тюркских миров — племён восточного и западного ареалов. Волею судьбы, культуры двух различных направлений тюрков соединились на священной земле в центре Западного Тюркского каганата и представлены потомкам в наследии уникальных святилищ Жайсан и Мерке. В процессе совместной жизни и созидания на казахской земле, происходит активное взаимное обогащение культур, формирование нового комплекса идеологических представлений, последующее развитие которого демонстрирует монументальное искусство тюркских племён, населявших территорию Восточной Европы.

 

Святилище Мерке представляет собой уникальный культовый комплекс западных тюрков, земли которых исконно были локализованы на территории казахских степей. Ритуальные конструкции святилища Жайсан отражают культуру восточных тюркских племён, часть которых переселяется на земли в долине реки Шу после событий 766 года. Этот фактор и объясняет типологическое сходство мемориалов святилища Жайсан с ритуальными комплексами с территории Алтая, Тувы, Монголии.

 

Материалы тюркских мемориальных комплексов, территориально расположенные в едином пространстве долины реки Шу/Чу, хронологически единовременные, но отличающиеся по содержанию, служат ключом к пониманию исторического процесса идео-, этно-, социо- и политогенеза средневековых племён Центральной Азии. Анализ новых материалов из тюркских памятников, расположенных на земле Казахстана, позволяет обосновать одновременное сосуществование в эпоху раннего средневековья наряду с восточным ареалом и западного центра культуры тюркских номадов. Локализация центра западных тюрков, согласно письменным источникам, археологическим и этнографическим памятникам, по данным родовых тамг и

(164/165)

тюркского наскального искусства маркируется территорией казахской степи, включая земли Прииссыккулья (Кыргызстан).

 

Высокая концентрация тюркских культовых мемориалов на определённых участках степного ландшафта свидетельствует об особом отношении к такой земле как к сакральной, заповедной территории. Характерной особенностью сакральных пространств является наличие в составе культово-мемориальных комплексов специальных мест, предназначенных для отправления культов и проведения ритуалов: святилищ — храмов, на которых установлены каменные статуи, олицетворяющие обожествлённых родовых предков тюрков.

 

Культовые памятники тюркских святилищ позволяют иллюстрировать дальнейший процесс миксации культур кочевников, происходивший на земле Жетысу и Южном Казахстане в IX-X вв. и проследить этапы последовательной миграции отдельных тюркских этносов в западном направлении (Волго-Донской регион, Кавказ) и на территории, расположенные к югу от Средней Азии (Иран, Малая Азия). Одной из причин миграции тюркских племён с родовых земель Жетысу и Присырдарьинского бассейна становится религиозный фактор. И если часть племён мигрирует в западном и восточном направлении, унося свои сакральные символы и имена богов, то в пределах казахских степей с приходом мусульманства тюркское население по-прежнему сохраняет верность идеалам традиционных верований. Основа традиционной веры казахов зиждилась на понятиях святости Тенгри и Жер-Су/Неба и Земли-Воды. Именем Жер-Су приносили клятвы, пили воду, поклонялись духам обожествлённых предков, верили в их всесилие и в трудные моменты жизни призывали, обращаясь к ним. Именами великих предков называли свои ураны — боевые кличи, так как верили в их поддержку.

 

Оригинальное решение сакрализации символов нашло своё выражение в непревзойденной по содержанию и красоте архитектурных форм кулпытасов и койтасов [253]. В форме стеловидных культовых мемориалов, кулпытасов Прикаспия, содержится основа идеи о «мировом центре», которую олицетворяли величественные предки, держатели и обладатели фарна, небесной благодати (Кут). Отдельные образцы кулпытасов изготовлены в традиционном антропоморфном стиле с родовыми тамгами [98, с. 100, 109]. Койтасы и кулпытасы повествуют о героическом периоде жизни тюркских племён. Теме защиты сакральной земли предков, родного отечества посвящены многочисленные сюжеты на стенах сандыктасов, саркофагов, некрополей Западного Казахстана [102, с. 57, 275, 280, 283, 287, 293, 295, 300-315]. Высочайшие шедевры монументального культового искусства, нашедшие отражение в символике описанных выше форм, посвящены главной идее, идее единства Неба и Земли тюрков. Олицетворением единства на земле являлся величественный предок, обладающий кут, небесным фарном, ниспосланного ему верховным божеством тюрков Тенгри. Тема воинства, присутствующая на культовых памятниках, в формах изображения многочисленных предметов вооружения, соответствует не героизму отдельно взятой личности, а в культовом мемориальном искусстве соответствует идее защиты сакрального символа — Жер/Су, одного из главного персонажа тюркского пантеона божеств.

 

Хронологический, ареальный, культуро- и этноидентификационный анализ культовых памятников с изваяниями, со стелами, которые являются составной частью тюркских храмов, совместно с данными по погребальным памятникам, наскальным рисункам, памятникам письменности, родовым тамгам и материалам антропологии ложится в основу выводов о вкладе средневековых тюркских этносов в формирование культуры казахского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки