● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Е.А. Дорошенко. Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). М.: ГРВЛ. 1982. Е.А. Дорошенко

Зороастрийцы в Иране

(Историко-этнографический очерк).

// М.: ГРВЛ. 1982. 136 с.

 

Содержание

 

Предисловие. — 3

 

Глава I. Краткий очерк истории зороастризма. — 6

Глава II. Судьба зороастрийцев в средние века и новое время. Зороастрийцы Ирана и парсы Индии. — 34

Глава III. Обряды и обычаи зороастрийцев. — 52

Глава IV. Зороастрийская община Кермана и Йезда в середине XIX — начале XX в. — 84

Глава V. Зороастрийцы и современность. — 101

 

Примечания. — 119

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Предисловие.   ^

 

Зороастризм возник в первых веках I тысячелетия до н.э. на территории Иранского нагорья, в его восточных областях, и получил широкое распространение в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Зороастризм был господствующей религией в древних иранских государствах, а с начала Сасанидской эпохи он становится государственной религией. После завоевания Ирана арабами и падения Сасанидов население приняло, хотя и не сразу, новую религию — ислам. Лишь незначительная часть сохранила свою старую веру, несмотря на гонения и репрессии со стороны властей и мусульманского духовенства.

 

В настоящее время в Иране проживает около 35 тыс. зороастрийцев. [1] До революции 1978-1979 гг. большинство зороастрийцев проживало в городах: Тегеране, Исфахане, Ширазе, Хорремшехре, Ахвазе, а также в Йезде, Кермане — и их окрестностях. [2]

 

Тяжёлая судьба, выпавшая на долю зороастрийцев после арабского завоевания, постепенно разбросала их по всему свету. Многие из них в VIII-X вв. переселились из Ирана в Индию, особенно в штат Гуджерат, там они стали называться парсами. В настоящее время в Индии их насчитывается около 100 тыс. [3] В Пакистане проживает примерно 5 тыс. парсов, 3 тыс. — в Канаде, США, Англии, около 200 человек — в Австралии, 500 — в Шри Ланке. Сохранились небольшие общины зороастрийцев в Адене, Гонконге, Сингапуре, Шанхае и Гуанчжоу. [4]

 

По данным М. Бойс, в 1976 г. во всём мире проживало 129 тыс. зороастрийцев. [5]

 

О зороастризме, пророке Зороастре, священной книге зороастрийцев — Авесте существует обширная литература на многих языках мира, в том числе и на русском. Монографии, исследования и статьи русских, совет-

(3/4)

ских и зарубежных учёных охватывают широкий круг вопросов о пророке Зороастре, времени и месте его рождения, начале проповеди, проблеме локализации и датировки Авесты, становлении зороастризма как государственной религии и т.д. Большой интерес представляют также проблемы влияния зороастризма на религии других народов, в том числе и на ислам.

 

Философско-мироврззренческая система зороастризма, его догматика, содержание Авесты нашли отражение в трудах и исследованиях нескольких поколений крупных русских и советских ученых, таких, как К.А. Коссович, К.Г. Залеман, С.Ф. Ольденбург, В.В. Бартольд, В.В. Струве, А.А. Фрейман, Е.Э. Бертельс, И.С. Брагинский, М.М. Дьяконов, И.М. Дьяконов, В.И. Абаев, И. Алиев, И.М. Оранский, М.А. Дандамаев, В.А. Лившиц, А.О. Маковельский, В.Г. Луконин, Б.Г. Гафуров, Э.А. Грантовский и др.

 

Среди зарубежных специалистов, внесших большой вклад в изучение Авесты и зороастризма, можно отметить Анкетиля Дюперрона, Е. Бюрнуфа, Ф. Шпигеля, В. Гайгера, Ж. Дармстетера, Э. Бенвениста, Э. Герцфельда, У. Хеннинга, Г. Виденгрена, И. Маркварта, К. Гельднера, Ж. Дюшен-Гийемена, М. Моле, М. Бойс, Р. Фрая, С.X. Таги-заде, М. Пур-Давуда.

 

Обращает на себя внимание скудость источников и литературы о положении зороастрийцев в Иране в разные исторические периоды. Почти полностью отсутствуют данные о положении, социальном составе, жизни и деятельности зороастрийского религиозного меньшинства в современном Иране, что, безусловно, осложняет работу исследователя этих проблем. Единственным исключением в этом смысле являются работы, принадлежащие перу известной английской учёной Мэри Бойс, которая в 60-х годах довольно долго жила в традиционных центрах зороастризма Ирана — Йезде и Кермане и подробнейшим образом описала сохранившиеся и действующие культовые сооружения зороастрийцев, их традиционные жилища в деревнях, прилегающих к Йезду и Керману, зороастрийские праздники, обычаи и обряды, беседовала с верующими и служителями культа.

 

Фактический материал, приводимый в статьях и книгах М. Бойс, а также несколько работ зороастрийских священнослужителей, учёных и общественных дея-

(4/5)

телей являются особо ценными для исследователя, интересующегося как прошлым, так и настоящим зороастрийцев Ирана.

 

Предлагаемая читателю книга не претендует на всеобъемлющий охват темы, а ставит перед собой более скромную задачу. В ней предпринята попытка рассмотреть ряд вопросов, связанных с зороастрийским вероисповеданием, проследить эволюцию зороастрийской общины в Иране в основном на протяжении последних веков, показать взаимоотношения иранских зороастрийцев со своими единоверцами-парсами, проживающими в Индии, наконец, познакомить читателей с формами приспособления и адаптации иранских зороастрийцев к современным условиям.

 

В предлагаемой работе учтены основные теории, предположения и гипотезы по проблемам зороастризма и Авесты, высказанные современными учёными. Автор выражает глубокую благодарность сотрудникам Отдела Ближнего и Среднего Востока ИВ АН СССР за ценные и полезные замечания по теме данной книги.

 


 

(/119)

 

Примечания.   ^

 

Предисловие.

 

[1] «Keyhan International», 6.V.1976.

[2] М. Boyce. Zoroastrians. Their Religious Beliefs and Practices. L., 1979, с. 226.

[3] Советский энциклопедический словарь. М., 1980, с. 982.

[4] М. Воусе. Zoroastrians, с. 226.

[5] Там же, с. 226. См. также: «Иран. Проблемы экономического и социального развития». М., 1980, с. 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки