● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Я.В. Доманский. Кобанская культура Кавказа. По материалам выставки «Первобытная культура». Краткий путеводитель. Л.: «Аврора». 1975. Я.В. Доманский

Кобанская культура Кавказа.

По материалам выставки «Первобытная культура».
Краткий путеводитель.

// Л.: «Аврора». 1975. 28 с.

На обложке:
Привеска в виде головы барана,
поясная пряжка в виде фигурки лошади.

 

КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА хорошо известна археологам и историкам. Однако многие из тех, кто не посвятил себя изучению древнейшего прошлого нашей страны, очевидно, и не подозревают, что за этим названием стоит насчитывающая несколько веков история древних горцев Северного Кавказа, история, отзвуки которой хранят дошедшие до наших дней памятники материальной культуры.

 

Если хотя бы бегло ознакомиться с этими памятниками, невольно внимание привлекут прежде всего многочисленные бронзовые предметы. Действительно, они воспринимаются как главный элемент культуры. Так называемая кобанская бронза, являясь, разумеется, не единственным материальным порождением своей эпохи, тем не менее затмила собой всё остальное, созданное носителями Кобанской культуры и известное науке.

 

Эта культура относится к тому времени, когда в истории первобытного человечества завершался бронзовый век, когда возраставшее производство металлических предметов — орудий труда, домашней утвари, оружия, украшений — достигло внушительных масштабов, а их выделка, как может показаться, исчерпала все возможности совершенствования. В ряду древних изделий из металла кобанские бронзы занимают одно из первых мест. Их эрмитажное собрание, чрезвычайно полное и обширное, принадлежит к числу лучших в мире *. [сноска: * Памятники Кобанской культуры экспонируются в зале 14.]

(3/4)

 

Долгое время интереснейшие страницы древней истории Кавказа не были прочтены наукой. Мир античной цивилизации оставил сведения об этом крае, но весьма отрывочные. В сообщениях греческих писателей имеются и такие утверждения: «Кавказ — конец населённой земли», «Кавказ на конце океана». Ещё на заре истории Эллады земным раем считали греки земли у Чёрного моря, южнее Кавказского хребта. Сказочной страной Колхидой выступает эта местность в мифах греков. Сюда, в далекую, таинственную страну, за золотым руном отправляются отважные аргонавты. В горах, окружающих прекрасную Колхиду, прикован к скале Прометей, подаривший людям похищенный у богов огонь.

 

Край, овеянный легендами, окраина цивилизованного мира, заселённая неизвестными загадочными народами, — таков Кавказ в глубокой древности по письменным источникам, которые осветили лишь отдельные моменты его истории. Остальное — за пределами этого круга, остальное — непознанное, невыясненное в течение многих веков. Достоверные сведения об одном из длительных и важнейших периодов древней истории Кавказа стали достоянием науки лишь во второй половине XIX века.

 

В 1869 году в Северной Осетии весенний разлив реки Гизельдон вызвал обвал берега близ селения Верхний Кобан. Образовавшиеся обнажения привлекли внимание местных жителей — в обрывах были видны каменные плиты, человеческие скелеты. Здесь же нашли и бронзовые вещи. Часть предметов была отправлена в Тифлис, в Кавказский музей. А спустя несколько лет в селении Кобан появились учёные — начались раскопки так случайно открытого древнего могильника. В каменных ящиках вместе с лежавшими в них костяками была обнаружена масса бронзовых топоров, кинжалов, украшений.

 

Все эти находки стали предметом внимания участников и гостей съезда археологов России, происходившего в Тифлисе в 1881 году. Учёные познакомились с прекрасно сохранившимися оригинальными бронзовыми вещами не-

(4/5)

Принадлежность уздечки — удила и псалии.

 

известных ранее форм, великолепно исполненными, необычайно тонких, изящных очертаний. Древние бронзы покоряли благородством стиля, удивительной пластичностью. Они вызвали живой интерес у отечественных и зарубежных исследователей. Видный русский археолог А.С. Уваров посвятил специальный доклад кобанским древностям. Время их бытования он отнёс к рубежу второго и первого тысячелетий до н.э. и подчеркнул их значение для науки. А.С. Уваров говорил: «Преобладание во всех кобанских предметах особого, своеобразного отпечатка является неоспоримым доказательством местного развития под влиянием местных условий и местных верований. Такое местное развитие или местная культура известного племени, населявшего ущелья северного склона Кавказа, свидетельствует в пользу духовной силы и живучести этого племени...»

(5/6)

(6/7)

(7/8)

Топор с гравированным изображением оленя и собаки.

Топор с гравированным изображением оленя.

Топор с гравированным геометрическим орнаментом.

(8/9)

 

В последующее время в разных местах центральной части Северного Кавказа, в предгорных и горных районах, совершались открытия памятников, родственных Кобанскому могильнику. Всё больше подтверждений находила мысль о том, что эти памятники выявляют значительную древнюю культуру, существовавшую длительное время на обширной территории. Раскопки, сборы материалов, собирание коллекций стали увлечением многих археологов и энтузиастов-любителей. Иностранцы приезжали на Кавказ специально для того, чтобы купить кобанские вещи или же самим вести раскопки. В Европе эти древности вызвали широкий интерес научной общественности. Музеи Парижа, Берлина, Вены, Будапешта занялись формированием кавказских коллекций.

 

Постепенно совсем неизвестная ранее культура прошлого раскрывала тайны своей истории. Помимо могильников были обнаружены и исследованы поселения, принадлежавшие людям, оставившим эти горные некрополи. В настоящее время наука располагает многообразным археологическим материалом, позволяющим осветить прошлое носителей Кобанской культуры (так была названа по имени первого из открытых памятников вся культура). Теперь можно представить образ жизни древних горцев, отметить особенности пройденного ими пути. И наиболее интересное — мы судим ныне о творческом гении кобанцев, об их блестящем искусстве, о том, что прежде всего удивляет и поражает современного человека в культуре первобытного населения Кавказа.

 

*  *  *

 

Древние кобанцы умело приспосабливались к окружавшей их природной среде, к трудностям и удобствам горного мира. Северный Кавказ — это вершины, достигающие высоты нескольких тысяч метров, крутые склоны гор, рассечённые узкими ущельями и долинами; это и просторные высокогорные луга, обширные лесные массивы, разнообразный животный мир, а в недрах — богатые залежи

(9/10)

минералов. С XI по IV век до н.э. хозяевами этого края были кобанские племена.

 

Первобытные обитатели Кавказа хорошо освоили горные долины — места их постоянного пребывания. Но и высокогорные пространства в полной мере использовались ими. Верхом на лошадях со своими многочисленными стадами пастухи летом поднимались на тучные альпийские пастбища, расположенные на высоте 2500-3000 м над уровнем моря, а на зиму возвращались в долины, где снега было мало и скот мог прокормиться. Северокавказские горцы — прежде всего скотоводы. Превосходные альпийские пастбища служили им многие столетия.

 

Скот удовлетворял потребности кобанцев в самом необходимом: давал мясо, молоко, сыр, шерсть, кожу. Разведение скота, особенно мелкого (овец), было ведущей отраслью хозяйства. Развивалось и земледелие, но, по сравнению с животноводством, в условиях гор оно имело меньшее значение. Известным подспорьем была охота.

 

Древние кавказцы преуспели и в ремесленном производстве. Гончарное дело, прядение, ткачество входили в круг их повседневных занятий. Глиняные сосуды — горшки, чашки, кружки, миски — лепились от руки, обжигались в специальных ямах, их поверхность подвергалась лощению и покрывалась орнаментом: глубокими резными линиями, образующими геометрические фигуры. Из шерсти выделывались ткани, вязались чулки, пояса, сумки.

 

Но подлинных высот мастерства достигли древние горцы в металлургии и обработке металлов. Созданные ими бронзовые вещи — свидетельства не только большого художественного вкуса, но и итог сложной работы, целого ряда производственных процессов и операций. Начиналась эта работа с добычи руды.

 

Кавказ богат залежами медных руд. Во многих местах существовали их разработки, что полностью обеспечивало сырьём медеплавильни. Руда дробилась в объёмистых

(10/11)

(11/12)

Кинжал и клинок кинжала. [подпись на стр. 10]

Навершие — полуфигура оленя [подпись на стр. 13].

 

(12/13)

каменных ступах, и размельчённый минерал поступал в плавильни. Плавка руды производилась в печах с применением угля, с помощью дутья. Так получали медь.

 

Но для того, чтобы в дальнейшем выплавить бронзу, нужно было к меди добавить олово. Его нет на Кавказе. Правда, были заменители — другие цветные металлы, но не равноценные. Где же брали олово? Этот вопрос до сих пор не разрешён наукой. Предполагается, что олово, которого нет и вблизи Кавказа, поступало туда, проделав огромный путь, из далёких стран, но каких именно — остаётся неясно [неясным]. Районы Юго-Восточной Азии, Средней Азии, Казахстана и даже Британские острова называются в качестве возможных поставщиков этого металла. Как бы там ни было, кобанские металлурги имели в своем распоряжении олово и выплавляли высококачественную бронзу (среднее содержание олова колебалось в пределах 3-12%).

 

Этим сплавом — бронзой — мастера распоряжались весьма умело. Главной стадией производственного цикла было литьё. Жидкий металл выливался в формы — глиняные или каменные. Они были одночастными или разъёмными, двустворчатыми, т.е. состоящими из двух половин. В каждой половине выделывалась форма для одной стороны будущего предмета. Пользовались и металлическими (медными) литейными формами.

 

Особое значение имела техника «литья с потерянной формой» [...-ным воском]. При этом способе мастера начинали с того, что лепили из воска модель будущего бронзового предмета. Затем модель плотно обмазывалась со всех сторон глиной, в которой делали отверстия. Форму прогревали, воск вытекал из неё. И тогда в форму наливали металл, который, занимая место восковой модели, повторял все её детали. Потом форму разбивали.

 

После остывания металла и освобождения его от формы кропотливая работа мастеров продолжалась. Отлитые изделия подправлялись, подшлифовывались, некоторые

(13/14)

(14/15)

Поясная пряжка с резными изображениями собаки.

Поясная пряжка с резными изображениями оленя.

 

(15/16)

подвергались дополнительной проковке. Ковка вообще широко применялась в производстве, в частности, при изготовлении тонких пластин для сосудов. Кобанские мастера применяли клёпку, умели «тянуть» проволоку [ср. ниже].

 

Часто при отливке бронзовые предметы орнаментировались. Литая орнаментация, например, рельефные грани, не была единственной формой украшения изделий. Большое распространение получает гравированный орнамент, нанесённый после отливки на готовую вещь. Возникла и техника инкрустации — украшение вещей вставками из камня, кости, дерева.

 

Огромный опыт, отточенные приёмы талантливых мастеров помогали создавать превосходные изделия из бронзы. Не каждый горец мог быть причастен к бронзовому производству. Им были заняты мастера-специалисты, целиком посвятившие себя этому труду. Они снабжали изделиями своего ремесла членов рода, общины, и, кроме того, население соседних территорий. Остатки их мастерских ныне обнаружены в горных районах Кавказа.

 

Бронзовые вещи безупречной выделки надёжно служили людям. Например, оружие. Кобанская эпоха — время частых войн. Соперничество в борьбе за пастбища, столкновение интересов различных родоплеменных групп могло приводить к военным конфликтам. Производство оружия было налажено в больших масштабах. В распоряжении конных воинов находились луки со стрелами, копья, кинжалы, булавы и боевые топоры — всё из бронзы. Вооруженные подобным образом горцы предпринимали и дальние походы, приносившие богатую добычу.

 

Вещи, в которых человек нуждался при жизни, должны были сопровождать его и в загробный мир. В могилы вместе с покойником помещались десятки бронзовых изделий. Вот как выглядели древние захоронения, раскопки которых открыли нам мир Кобанской культуры.

 

Могила — прямоугольной формы, обложенная плитами известняка и накрытая плитой. Покойник, которому придавали скорченное положение (на боку), сопровождался

(16/17)

(17/18)

Поясная пряжка с резным изображением оленя. геометрическим орнаментом и вставками из железа.

Фибула с гравированным геометрическим орнаментом.

 

набором одеяний и бытовых, а также ритуальных предметов и украшений. Здесь было и оружие, и конская сбруя, и орудия труда. В могилу ставились сосуды с пищей. Бронзовые вещи — основная часть погребального инвентаря. Это — круглые бляшки на головных уборах, браслеты на руках и ногах, ожерелья из бус на шее, различные застёжки и булавки, скреплявшие одежды, бронзовые пояса. Из оружия особенно много топоров и кинжалов. Многочисленны мелкие украшения в виде привесок всевозможных форм.

 

*  *  *

 

Эрмитажное собрание древних кавказских бронз убедительно подтверждает неоспоримые художественные достоинства произведений кобанских мастеров. Кобанская

(18/19)

(19/20)

Булавка со скульптурными головами зверей и резным орнаментом.

Налокотник-браслет [подпись на стр. 21].

(20/21)

 

коллекция дополняется большой группой сходных бронзовых изделий закавказской Колхидской культуры, соседней с Кобанской и синхронной ей. Множество вещей входит в эти коллекции. Очень полно представлены в них отдельные виды, категории предметов. Древние мастера создали богатый ассортимент изделий самого различного назначения, оригинальных форм, богато орнаментированных. Обширный круг бронзовых предметов включает орудия труда, посуду, оружие, детали конского убора, украшения, принадлежности костюма и головного убора, вещи ритуального назначения. Каждая из этих групп содержит всевозможные разновидности изделий.

 

Среди предметов вооружения выделяются огромным количеством топоры — боевые секиры. Наиболее характерные — изящной изогнутой формы, с округлым обушком и прямые, с обушком клиновидным. Большинство топоров украшено гравировкой. Декор часто покрывает всю поверхность топора, включая узкие верхнюю и нижнюю грани и даже обушок. Орнамент — геометрические фигуры. Другой вид резных изображений — животные: благородный олень, змеи, рыбы, собаки. Иногда эти изображения как бы переходят с плоскости на плоскость, подчиняясь форме вещи (например, змея охватывает предмет своим извивающимся туловищем).

 

Кинжалы различаются по технике изготовления и по оформлению рукоятей — наиболее декоративной части. Некоторые кинжалы отливались целиком (т.е. и клинок, и рукоять) в одной общей форме. Другие делались иначе — клинок отливался отдельно, а рукоятка прикреплялась к нему двумя гвоздиками, входившими в отверстия на клинке. Рукоятки — фигурные, весьма вычурные. Их поверхность покрыта правильной формы углублениями, заполнявшимися вкладками из дерева или кости.

 

К оружию иногда причисляют и так называемые навершия. Назначение их остаётся невыясненным. Несом-

(21/22)

Привеска в виде фигурки барана.

 

ненно лишь то, что они насаживались на деревянные шесты. Многие навершия очень нарядны, эффектны и, по-видимому, одна из свойственных им функций — украшать ритуал каких-то торжественных церемоний. Навершия часто делались в виде скульптурных фигур животных. К подобным изделиям относится полуфигура оленя с длинной мордой и могучими рогами, с тремя колокольчиками, подвешенными к рогам и шее.

 

В чрезвычайно обширной категории бронзовых принадлежностей костюма обращают на себя внимание пряжки от поясов. В этой роли выступает рельефная фигурка скачущего коня с короткой, как бы подстриженной гривой (од-

(22/23)

ностороннее изображение). Значительно шире были распространены пряжки в виде узких пластин. Вся поверхность пластины, как правило, заполнена геометрическим орнаментом: вырезанными квадратами, крестами, кружками, свастикой, а также всевозможными комбинациями этих мотивов. Применялась и инкрустация. Но особенно выразительны на пряжках фигурки зверей. Их всегда несколько, как правило, одного вида на каждой пластине. Изображения даны тонкими резными линиями, в целом ряде случаев рисунок основательно и глубоко выбран в материале.

 

К украшениям костюма относятся фибулы и булавки. Фибулы — дугообразной формы застёжки для одежды. Булавки также служили для скрепления одежд, накидок из шерстяных тканей. Бытовали булавки самого различного типа, в том числе в виде игрушечных, изящных топориков. У «топорика» вместо обушка две симметрично расположенные, смотрящие в противоположные стороны звериные головы с разинутой пастью. Третья, такая же голова хищника, продолжая стержень, венчает булавку, украшенную резным узором и имеющую ещё три петли для пластин-подвесок. Совсем иначе выглядели большие булавки со стержнем, переходящим в широкую, громоздкую, расплюснутую пластину-вершину.

 

Из украшений очень оригинальны так называемые налокотники и наручники. Они сделаны из отлично прокованной [ср. выше] тонкой проволоки, треугольной в сечении, перевитой по спирали в форме цилиндра или усечённого конуса, с закрученными в завиток концами. Стержни спиралей — пружинящие. Они растягиваются и сжимаются, пружинят. Налокотники надевались на руку, ближе к плечу, наручники — на кисть руки, для обрамления и украшения рукавов.

 

Наиболее многочисленны среди украшений привески, как правило, небольших размеров. К шапкам, к костюму, к поясам прикреплялись фигурки животных, птиц, иногда человека. Были привески и в виде звериных голов.

(23/24)

Привеска в виде человеческой фигурки.

(24/25)

Излюбленный мотив в этой серии — голова барана с закрученными, длинными рогами, вытянутой мордой с выпуклыми глазами.

 

Бронзовые изделия древнего Кавказа, как рассмотренные выше, так и многие другие, неповторимо своеобразны. Поражает искусная работа мастера, удивляют размеры некоторых предметов, как необыкновенно больших, так и очень маленьких. Необычны, например, поясные пряжки длиной 25 см. Отдельные булавки, которые, казалось бы, никак не могли быть большими, достигают 75 см длины. Такая гигантомания чередовалась в металлообработке с великолепным умением делать совсем небольшие вещи. Кобанские мастера выпускали многочисленные предметы (например, фигурки зверей) размером всего в несколько сантиметров, прекрасно при этом прорабатывая мельчайшие детали.

 

Многие из древнекавказских бронзовых предметов, как мы видели, покрыты резными рисунками. Графика передаёт геометрические фигуры, а также изображения животных — домашних и диких. Подчас сложные сочетания элементов орнаментики причудливы, но всегда изящны. Иногда появляются и антропоморфные мотивы. Однако изображения человека встречаются чаще в скульптуре — в мелкой бронзовой пластике, хотя и в этом виде творчества господствуют образы зверей. Изображения коней, собак, оленей, баранов, змей, птиц, рыб исполнены в единой манере, в так называемом кавказском зверином стиле. Произведениям этого стиля свойственны строгая лаконичность художественных приёмов, схематизация в трактовке фигур и в то же время непосредственность, полнокровность образов. Достоинства произведений кавказского звериного стиля особенно проявились в обобщённости и одновременно жизненной достоверности, а иногда в яркой динамичности изображений. Все изделия наглядно свидетельствуют о блистательном расцвете художественной обработки металла у древних племён Кавказа в XI-IV веках до н.э.

(25/26)

 

Не следует думать, что образы и орнаменты кобанского искусства служили только декоративным целям. Геометрический орнамент олицетворял силы природы, те силы, которые, по религиозным воззрениям людей бронзовой эпохи, способны были оказать влияние на их жизнь, спасти от смерти, помочь в беде.

 

У многих исследователей кавказских древностей сложилось представление, что геометрические фигуры — это символические изображения земли, воды, солнца, огня, других сил природы, которым поклонялись в надежде снискать их расположение и которые играли значительную роль в религиозных верованиях населения Кавказа позднебронзового века.

 

Искусство племён Кавказа, имевшее прикладной характер, несло на себе печать анимизма, тотемизма и магии. Суть анимизма — наделение природы свойствами и способностями человека. Вера в обязательную связь человека и всего родового коллектива с каким-либо животным составляла содержание тотемизма. Звериный стиль был порождением религиозных, в частности, тотемических представлений древних кобанцев. Первобытная магия сыграла здесь также не последнюю роль. Считалось, что соответствующими средствами и приемами можно управлять событиями, поступками людей. Магии неизбежно сопутствовали разнообразные обрядовые действия; для совершения магического ритуала специально изготовлялись различные бронзовые предметы.

 

Древняя Кобанская культура развивалась не изолированно от окружающего мира, а впитывала влияния других обществ. Для её формирования и развития большое значение имело влияние высокоразвитых цивилизаций Востока. В свою очередь, Кобанская культура с её достижениями оставила заметный след в творческой деятельности соседних народов, в частности, скифов.

 

Для некоторых кобанских бронзовых предметов характерно украшение поверхности вставками железа — нового металла, пришедшего на смену бронзе. Кончался век брон-

(26/27)

зовый, начинался век железный. Кобанская культура многое передала этой новой эпохе, последней в истории первобытного общества.

 

Искусство горцев Кавказа XI-IV веков до н.э. оставило множество блестящих произведений. Однако до наших дней дошли не только замечательные творения древних умельцев. Традиции мастеров, видоизменяясь, передавались из поколения в поколение; следы некоторых из этих традиций ощущаются в современном прикладном искусстве народов Кавказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки