главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Памятники кыргызской культуры в Северной и Центральной Азии. Новосибирск: 1990. Г.В. Длужневская, В.А. Семёнов

Кыргызские курганы правобережной Тувы.

// Памятники кыргызской культуры в Северной и Центральной Азии. Новосибирск: 1990. С. 76-85.

 

В правобережных степях Улуг-Хема разбросаны сотни курганов кыргызского времени. Точное их число до сих пор не известно. В результате спасательных археологических работ, проводимых IV отрядом Саяно-Тувинской экспедиции на трассе дороги Ээрбек-Баян-Кол в 1986-1987 гг. было раскопано 6 кыргызских курганов, найдены 4 рунические надписи, 1 изваяние и 1 стела с тамгой. [1] Три кургана исследованы на могильнике Ангор-Хову, два — в урочище Чайлыг-Ховак (этот могильник первоначально был назван Курбусту-таш и под этим названием вошел в полевой отчет В.А. Семёнова и в сборник «Археологические открытия 1986 г.» [2]) и один курган на могильнике Хорум.

 

Урочище Ангор-Хову — небольшой участок степи в 20-22 км от Ээрбека, оконтуренный с юга грядой невысоких всхолмлений, с севера отрогами горы Чарга, а с запада горой Курбусту-таш. С восточной стороны гору Курбусту огибают сухие русла реки Суглуг-Хем, берущей начало с одноименной вершины — одной из гор Уюкского хребта, имеющей абсолютную высоту 1810 м. Степь слева от дороги (по направлению из Ээрбека) подвергается систематической распашке, но сохранились выключки с отдельными курганами. Первый из кыргызских курганов на могильнике Ангор-Хову расположен в 21,9 км от Ээрбека. Насыпь кургана состояла из крупных камней и была довольно сильно задернована. Её диаметр составлял 7,5 м (рис. 1), но размер крепиды кургана не превышал 5 м. Кольцо из плит, уложенных плашмя в 2-3 слоя, имело высоту около 0,4 м. С внешней стороны сохранились вертикально приставленные к стенке камни, игравшие, очевидно, роль контрфорсов и предохранявшие стенку кургана от разрушения. Внутри кольца в развале камней встречались мелкие угли. Следов могильной ямы не прослежено. При разборке крепиды с северо-западной стороны её, у вертикально стоящего камня, обнаружен тайник, в котором находились 5 железных наконечников стрел и ложновитые двухкольчатые удила (рис. 2, 11). Наконечники стрел: 2 плоских с ребром (рис. 2, 5-6), 1 четырёхгранный (рис. 2, 8) и 2 трёхлопастных (рис. 2, 9). Датировать эти предметы можно второй половиной X в. н.э.

 

Второй кыргызский курган находился справа от дороги в Баян-Кол, приблизительно в 50 м от кургана 1. Он был сложен из крупных глыб камня. Высота составляла 0,5-0,7 м, диаметр до разборки развала сооружения — 7,5 м. Действительные же размеры кольца кургана

(76/77)

оказались 4,7 м, внутри него, в западном секторе, обнаружена неглубокая западина, в которую просели камни. С восточной стороны к кольцу примыкало скопление жжёных костей и остатки обгоревшего дерева.

 

Третий курган оказался поминальным. Его размеры 10х8 м. В 10 м к юго-востоку от центра кургана стояла покосившаяся на юго-восток стела. Высота её 1,0 м. На юго-восточной и юго-западной гранях обнаружены рунические знаки. После разборки камней развала были выявлены реальные размеры сооружения — кольцо диаметром 6 м, сложенное из плитняка в несколько слоёв на высоту 0,6 м. С юго-восточной стороны от насыпи кургана лежала двухметровая узкая плита, которая ранее могла стоять вертикально. Памятник представляет мемориальный комплекс, одновременный двум вышеописанным курганам.

 

Не меньший интерес представляет другой, частично исследованный, могильник в урочище Чайлыг-Ховак. Здесь в степи между горами Алды-Курбусту и Устю-Курбусту в 1985 г. была найдена стела с руническими надписями, к западу от которой находились 5 курганов. На ближайшем из них было поставлено каменное изваяние (рис. 3).

 

Надо отметить особую сакральность урочища Чайлыг-Ховак, расположенного между маркирующими верхний и нижний миры горами, так как Устю-Курбусту или Верхний Курбусту — божество Верхнего мира отождествляется с Хан-Тенгри, тогда как Алды-Нижний Курбусту контаминируется в шаманизме с владыкой подземного мира Эрлик-Ханом. Немаловажно отметить и пространственное положение гор относительно друг друга и реки Улуг-Хем. Верхний Курбусту стоит соответственно выше по реке, нижний Курбусту — ниже, обозначая направление — путь в царство мёртвых. По странам света эти горы также занимают соответствующие положения. Верхний Курбусту — на востоке, Нижний — на западе. Изваяние, стоящее на кургане, повёрнуто лицом на восток. Курган этот находится в 500 м юго-восточнее отметки 27 км на дороге Ээрбек-Баян-Кол. Изваяние установлено с восточной стороны кургана. Его высота 158 см (наземная часть — 108 см). На восточной стороне изваяния, помимо личины, контурно намечена правая рука и сосуд у пояса. На одной из граней отчётливо видны пять знаков — надпись, означающая имя Отунта, очевидно, то лицо, которому посвящён весь исследованный мемориальный комплекс. До разборки диаметр кургана составлял 9,5 м. После нее было выявлено кольцо-диаметром 4 м, сложенное из плит и мелких валунов. При разборке развала камней найдены чугунный сошник и отвал от плуга (№№ 1 и 2

(77/78)

на рис. 4). Вокруг кольца, особенно с южной стороны, прослежены остатки кострищ, которые уходят под камни кольца. Очистительный огонь должно быть разводили до сооружения кургана. Внутри кольца также сохранились остатки кострищ, кальцинированные кости, остатки деревянных плашек. Здесь найдены предметы со следами пребывания в огне: два трёхдырчатых соединителя ремней (рис. 2, 1, 2; на рис. 4 № 4); железная рамчатая пряжка с язычком (рис. 2, 10; рис. 4 № 5); фрагмент бронзовой накладной бляхи с литым орнаментом (рис. 2, 4; на рис. 4 № 3), бронзовый наконечник ремня (рис. 2, 3; на рис. 4 № 6). В северо-западном секторе находилась яма около 1 м в поперечнике, в заполнении которой встречены мелкие угли и кальцинированные кости. Яма перекрыта камнями, глубина её около 0,3 м.

 

Изваяние Отунты стояло с внешней стороны кольца. В 4,4 м в направлении от изваяния к юго-востоку в земле основание камня-балбала (рис. 2, 4). Его обломки, лежавшие рядом, удалось подобрать. Общая первоначальная высота балбала составляла 1,2 м. От изваяния до основания стелы с руникой в том же направлении на юго-восток — 9,4 м. Основание стелы имело треугольное сечение (стела была повалена, основание осталось в земле), с востока и запада оно заклинено камнями. Удалось установить, что стела была подвернута широкой стороной, ровной плоскостью на запад, тогда как на восточной грани имеется большой выступ в верхней части камня. Узкая плоская грань повернута на север, острая — на юг. Первоначальная высота стелы составляла 2 м. На узкой плоской грани стелы выбита крестообразная тамга. Все три плоские грани покрыты более или менее отчётливыми рунами глубиной в несколько миллиметров. Из прочтения рун явствует, что погребённый в кургане Отунта, имел титул таркана — сборщика податей, то есть занимал крупный пост в кыргызской администрации.

 

К западу от кургана Отунты расположены ещё 4 каменные выкладки — все по 4 м диаметром. Одна из них была раскопана в 1987 году. Б южной части этого сооружения обнаружено довольно много кальцинированных трубчатых костей животных. В этом же южном секторе найден трёхгранно-выемчатый наконечник стрелы (рис. 2, 7) со следами пребывания в огне. В северо-западном секторе, в небольшой ямке, обнаружены кости курдюка барана. Вероятно, все ямки в западном и северо-западном секторах курганов на могильнике Ангор-Хову и Чайлыг-Ховак содержали остатки погребальной или поминальной тризны.

 

В 43 км от Ээрбека под полотно дороги попадал ещё один кыр-

(78/79)

гызский курган. Место это носит название Хорум. Неподалёку расположен источник Kapa-Сук со слабо минерализованной и пригодной для питья водой. К источнику приурочены могильники главным образом кыргызского времени. Вершины гор, могильники к источник отмечены многочисленными тувинскими оваа. Раскопанный курган диаметром 12-14 м (действительные размеры кольца 10 м при высоте кладки 0,4-0,5 м) оказался, как и в большинстве других случаев, мемориальным сооружением. К северо-западу от кургана была установлена стела. Высота наземной части стелы 0,7 м. В сечении стела прямоугольная 0,2х0,2 м. На южной плоскости стелы выбита крестообразная тамга.

 

Обзор кыргызских памятников, найденных и обследованных в 1985-1987 гг. на правобережье Улуг-Хема, будет неполным, если мы не упомянем ещё об одной стеле с руникой и крестообразной тамгой. Стела эта найдена в степи в 105 м к востоку от отметки 19,4 км от Ээрбека. В этом месте у дороги стоит оленный камень. Длина стелы 3 м. Она повалена, рядом с ней курган. Крестообразная тамга позволяет сопоставить эту стелу со стелой с Чайлыг-Ховака, тем более, что прочтение руники позволяет сделать вывод о том, что данная эпитафия посвящена сыну Отунты.

 

До раскопок публикуемых памятников в восточной части правобережья Улуг-Хема было исследовано менее двух десятков сооружений, относящихся к кыргызскому времени. Самым близким территориально является комплекс Хербис-Баары — два кургана, возле которых также были установлены стелы с надписями и крестообразной тамгой. [3] Последняя имеет типологическое сходство со знаком на стеле могильника Чинге в долине р. Элегест.

 

Крайне любопытно, что памятники, которые были известны здесь, в восточной части правобережья Улуг-Хема до настоящего времени, и авторы раскопок (С.И. Вайнштейн и М.Х. Манной-оол), и мы — по конструктивным и обрядовым особенностям и сопроводительному инвентарю — датировали временем до середины IX в. н.э., и, собственно, на этом участке правобережья и не было иных кыргызских курганов. Памятники, изученные В.А. Семёновым, представляют особый интерес: они не укладываются в уже казалось бы сложившиеся представления.

 

Новые комплексы различны. Второй комплекс могильника Ангор-Хову погребального типа, тогда как первый — поминального (полное отсутствие следов огня), а третий — меморативный и более всего напоминающий о раскопах С.И. Вайнштейна на могильнике Хербис-Баары. По предметам из тайника (очень характерная обрядовая деталь для памят-

(79/80)

ников этой части Тувы), аналоги которым обнаруживаются: удилам — в курганах 12 и 19 могильника Шанчиг (практически напротив, на левом берегу Улуг-Хема в долине р. Элегест); наконечникам стел — также в кургане 12 могильника Шанчиг, курганах 2-3 могильника Сарыг-Хая II (в Саянском каньоне Енисея), курганах могильника Эйлиг-Хем III (в западной части правобережья Улуг-Хема), кургане 51 могильника Уюк-Тарлык (за Уюкским хребтом) и другим, объект, как сказано выше, может быть датирован второй половиной X в. н.э.

 

Могильник в урочище Чайлыг-Ховак. Вероятно изваяние использовано вторично, специально для нанесения имени Отунты, тогда как его стела найдена разбитой почти в 10 м к юго-востоку от сооружения. На ней-то и находилась крестообразная тамга, типа тамг зафиксированного пока только в долине р. Елегест и на этом участке правобережья Улуг-Хема. Ещё две подобные выбиты на стеле у кургана в местности Хорум и на 20-м километре к востоку от Ээрбека. Последняя, судя по надписи, принадлежит сыну Отунты.

 

По изделиям, обнаруженным в погребальном комплексе в Чайлыг-Ховак: рамчатая пряжка с широкими пределами бытования (от второй четверти X в. до середины XII в.); трёхдырчатые соединители ремней — аналогичный найден в могильнике Шанчиг, курган 18 (его дата — вторая четверть Х — начало XI вв.); накладной наконечник обнаруживает сходство с предметами из кургана 19 могильника Шанчиг и курганов 6 и 14 могильника Аймырлыг II, группа III (последней в долине р. Чаа-Холь, на левом берегу Улуг-Хема). Наиболее интересен фрагмент орнаментированной бляхи с прорезью. Орнамент представляет контурный трёхлепестковый цветок на спиралевидных волютах, обрамляющих фигурноскобчатый край подпрямоугольного отверстия. И в этом случае — аналогичный мотив встречен на предметах (бляхах и наконечниках) в могильнике Шанчиг, курган 18; Элегест, курган 18 и Аймырлыг II, группа II, курган 3. Эти комплексы датируются второй половиной X в. н.э. Таким образом, мы предполагаем, что объект в Чайлыг-Ховаке был возведён не ранее второй четверти X в., а более вероятно — во второй половине данного столетия, также, видимо, как и все исследованные здесь ныне комплексы.

 

Картина перемещений населения в этой части Тувы, благодаря новым изысканиям, становится более конкретной. Вероятно, в середине IX в. кыргызы, некоторое время занимавшие эту часть правобережья, переправились через Улуг-Хем и вскоре, после южных походов обосновались в долине р. Элегест. К середине X в. кыргызский каган воз-

(80/81)

вращается в Минусинскую котловину; вслед за ним население левобережья Улуг-Хема отступает из опасного близостью киданей района на его правый берег, где и обнаруживается по однотипным тамгам на стелах в исследованных комплексах. Как представляется, часть населения в то же время уходит в низовья р. Чаа-Холь, где находится могильник Аймырлыг и другие, ещё, к сожалению, не изученные. Отсюда и тот факт, что аналогии материалам новоисследованных памятников встречены в долинах рек Элегест и Чаа-Холь, на левом берегу Улуг-Хема.

 


Примечания

 

[1] Предварительное сообщение о рунических надписях см. Д.Д. Васильев, В.А. Семёнов. Новые находки памятников тюркской рунической письменности. // Историко-культурные контакты алтайской языковой общности. ТД XXIX сессии постоянной международной алтаистической конференции. М., 1986, Ч. I. C. 127-128.

[2] Килуновская М.Е., Семёнов В.А. Исследования Тувинской экспедиции. // АО 1986 г. М., 1987. C. 234-235.

[3] Вайнштейн С.И. Курган и стела с древнетюркской надписью в урочище Херби-Баары. // УЗ ТНИИЯЛИ, Кызыл, 1963. Вып. Х. С. 264-267.

 


(81/82)

Рис.1. Ангор-Xoвy. к. № 1. (Открыть Рис. 1 в новом окне)

(82/83)

Рис. 2. Вещи из курганов: 1-4, 10 — Чайлыг-Ховэк, к. № 1; 5-9, 11 — Ангор-Хову, к. № 1. (Открыть Рис. 2 в новом окне)

(83/84)

Рис. 3. Реконструкция меморативного комплекса Чайлыг-Ховак. (Открыть Рис. 3 в новом окне)

(84/85)

Рис. 4. План меморативного комплекса Чайлыг-Ховак. (Открыть Рис. 4 в новом окне)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

 

главная страница / библиотека / обновления библиотеки