главная страница / библиотека

Г.В. Длужневская

Енисейские кыргызы. Историко-культурный аспект

// Fasciculi Archaeologiae Historicae. Fasc. VII, Lodz, 1994. С. 9-12.


С VI века в Минусинской котловине (Южная Сибирь) существовало самостоятельное кыргызское объединение. На рубеже VII-VIII вв. кыргызы, до того неоднократно подвергавшиеся нападениям и оказывавшиеся под властью соседних тюркоязычных народов, сами становятся наиболее сильными врагами тюрков. Начиная с середины VIII в. н.э. главным противником енисейских кыргызов оказался усилившийся каганат уйгуров. Частые поражения кыргызов в VII--VIII вв. были предопределены отсталостью их военной и неразвитостью административной системы в сравнении с центральноазиатскими государствами тюрков и уйгуров (Худяков, 1960, с. 138). Начавшиеся изменениями в структуре военной организации кыргызов, укрепление центральной административной и военной власти, а также усиленное развитие хозяйства, в том числе добычи полезных ископаемых, черной и цветной металлургии, ремесел обеспечили государственному образованию кыргызов весьма высоки потенциал. К IX в. оно представляло собой грозную силу и могло вступить в борьбу с уйгурами за гегемонию в Центральной Азии.

Период IX-X вв. в истории центральноазиатского региона связан с падением уйгурского каганата и сложением уйгурских княжеств, в частности, в Восточном Туркестане; падением Танского и сложением Сунского государств; объединением огромных пространств в рамках государства киданей - империи Ляо (916-1125 гг.), повлекшим за собой миграции населения.

В 840 г. енисейские кыргызы, воспользовавшись ослаблением своих южных соседей - уйгуров, разбили их и вышли на просторы центральной Азии. Население Тувы и ее территория оказались включенными в пределы расширившегося кыргызского каганата, нового полиэтничного образования. Наступил кратковременный период "кыргызского великодержавия".

В 916 г. образовалась империя Ляо, территория которой впоследствии простиралась от Великой китайской стены до Керулена, от Тихого океана до Алтая. Северо-западная граница, наиболее близкая к пределам кыргызов, пролегла по рекам Селенге и Керулену. Кыргызы, вероятно, отступили на территорию к северу от гор Танну-Ола.

В 1207 г. по распоряжению Чингисхана монгольское войско во главе с его сыном Джучи, усмирив лесные народы Саяно-Алтая, подступило к землям кыргызов, которые без боев покорились ему. Восстание туматов и кыргызов 1218 г. вызвало новый поход Джучи-хана на Енисей. Имя кыргызов упоминается еще несколько раз в течение XIII в., пока, наконец, в 1293 г. армия монголов под руководством Тутухи не оккупировала страну кыргызов, полностью ликвидировав их самостоятельность и существование государства. (9/10)


Рис. 1 . Предметы общетюркского облика: 1) удила с псалиями; 2) стремена; 3-4) подвесные бляхи-решмы; 5) наременные поясные бляхи; 6) наконечники стрел; 7) нож и листовидный кинжал; 8) топор-тесло.

Рис. 1
Сведения письменных источников, в первую очередь, китайских (Бичурин, 1951. Т. I), достаточно успешно подтверждаются и дополняются археологическими данными. Дата 840 г. — начало периода "кыргызского великодержавия прослеживаются по распространению погребально-поминальных комплексов с сожжениями с изделиями общетюркского облика. Под "обликом изделий" понимается единство характерных форм предметов и декора определенного стиля. Металлические предметы убранства коня и человека общетюркского облика (рис. 1), в большинстве лишены декора; имеющийся орнамент, чаще растительный, выполнен гравировкой, иногда на кружковом фоне, чеканкой, редко литьем. Изделия простых геометрических форм, отсутствует значительная фестончатость краев. Подобные предметы находят и в погребениях с сожжением древних кыргызов, и в комплексах по обряду труположения с конем, характерных для древнетюркской культуры. Исходя из этого, облик художественных изделий на зван общетюркским; время его возникновения определяется VII-VIII вв.; в VIII-IX вв. к ним добавляются бляхи "портальной" формы, со скошенным краем, овальные уздечные с фестончатыми краями и др. В оформлении контуров использованы серцевидные мотивы, фигурноскобчатость и фестончатость (Савинов, 1984, с. 61, 66). Этот пополненный комплекс художественных изделий общетюркского облика продолжает существовать на протяжении всего X и даже XI вв.


Рис. 2. Предметы кыргызского (Тюхтятского) облика: 1) удила с псалиями; 2) стремена; 3) подпружная пряжка; 4) уздечный наносный султанчик; 5) бляха-решма; 6) подвесная "лировидная" бляха; 7) палаш; 8) напильник-мусат; 9) наконечник копья; 10) ножи; 11) наконечники стрел; 12) накладки на сумочки-каптаргаки; 13) топор-тесло.

Рис. 2.
Наряду с ними со второй четверти X в. появляются изделия кыргызского — "Тюхтятского" облика, получившие свое наименование по Тюхтятскому кладу, обнаруженному в начале нашего века и включающему представительную серию характерных изделий. Бронзовые, позолоченные, реже серебряные предметы с богатым растительным орнаментом: изображения лепестка с незаштрихованной узкой срединной частью, трилистника, сложных фигур из лепестков и листьев, цветка в виде висящей кисти, округлого плода или пламевидного лепестка; побегов в виде древовидных фигур с расходящимися или напротив - сходящимися наверху ветвями; композиции изображений животных, птиц, антропоморфных фигур. Обычно они литые, с оформлением краев в образе "бегущей лозы" или с фестончатыми краями. Весьма редко используется прием нанесения гравированного орнамента по кружковому фону - традиция танского искусства. Изделия Тюхтятского облика (рис. 2) имеют ближайшие и надежно датированные аналогии в инвентаре гробниц киданьской знати. Общий облик изделий на территориях Тувы, Забайкалья, Алтая, Восточного Казахстана объясняется культурным влиянием более сильного, нежели кыргызское, государственного образования киданей. Влияние было взаимным: в комплексах киданей наряду с собственными формами находят стремена, удила с псалиями, округлые тройники, которые являются обычными для погребений кыргызов. В орнаментации прослеживаются определенные буддийские мотивы, но вещи изготовлялись местными мастерами-ремесленниками, а мотивы перерабатывались или при многократном копировании терялся их первоначальный смысл. Подобные изделия существовали в среде кыргызов со второй четверти X в. и, по крайней мере, до середины XI в. Расцвет художественного мастерства не совпал с расцветом государства в целом, но элементы субкультуры элитарных военно-аристократических кругов общества постепенно влились в народную и сохранились поныне.

Рис. 3.


Рис. 3. Предметы аскизского облика: 1) удила с псалиями; 2) стремена; 3) подпружная пряжка; 4) уздечный наносный султанчик: 5) палаш; 6) нож; 7) напильник-мусат; 8) наконечник копья; 9) наконечники стрел; 10) топор-тесло.


В середине X в. наряду с бронзовыми литыми появляются железные ко-(10/11)ваные предметы с орнаментацией серебром или золотом, так называемого "аскизского" облика: наременные бляхи и наконечники без прорезей, в шарнирном соединении, с крепежными приспособлениями, пряжки рамчатые и щитковые, сложносоставные предметы (рис. 3). Они часто удлиненных пропорций, сильно рифлеными или фигурноскобчатыми краями. Специфическая конструкция: упоровые удила с пластинчатыми насадными псалиями. Орнамент, наносившийся техникой инкрустации или аппликации: схематическое изображение бегущей лозы, розетки, плетенки и др. - в ряде случаев является упрощенной вариацией Тюхтятских мотивов. В комплексах с изделиями "аскизского" облика иногда встречаются бронзовые "Тюхтятские" вещи (например, могильник Эйлиг-Хем III), также как в комплексах с преобладанием Тюхтятских — аскизские (Тюхтятский клад). Отдельные предметы этого облика обнаружены в киданьских гробницах наряду с бронзовыми литыми. Широкое распространение аскизские вещи получают в XI-XII вв. Этот третий этап в культуре енисейских кыргызов характеризуется ослаблением влияния киданей, усилением тенденций к культурному обособлению кыргызов (Длужневская, 1987, с. 179-181).

Рис. 4.

Рис. 4. Металлические изделия культуры енисейских кыргызов общетюркского и аскизского обликов и их хронологическое соотношение.


Таким образом, в Туве и Южной Сибири в середине IX-XII вв. распространяется культура енисейских кыргызов, характерными признаками которой являются специфические погребально-поминальная обрядность и комплексы изделий, в том числе убранства коня и человека. На основании анализа комплексов в культуре выделяются три этапа: 1) середина IX - первая четверть X вв. - с изделиями общетюркского облика; 2) вторая четверть X - середина XI вв. - с изделиями Тюхтятского облика; 3) XI-XII вв. - с изделиями аскизского облика (рис. 4).

Первый этап является коротким периодом "великодержавия" в истории кыргызского каганата. Второй этап связан с образованием широкой историко-культурной общности, в которую входило, с одной стороны, население Южной Сибири, Тувы и горного и степного Алтая, с другой, - киданьской империи Ляо. Третий этап характеризуется ослаблением влияния последней и историко-культурным обособлением кыргызского каганата в пределах Тувы и Минусинской котловины.


Список литературы

Бичурин Н.Я., Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, М.-Л. 1951. Т. I, 382 с.
Длужневская Г.В., Этапы и связи культуры кыргызов IX-XII вв. // Проблемы археологии степной Евразии. Тезисы докладов. Часть II, Кемерово 1987, с. 179-181.
Савинов Г. Д. , Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху, Ленинград 1984, 175 с.
Худяков Ю.С., Вооружение енисейских кыргызов VI-XII вв., Новосибирск 1980, 176 с.

 

главная страница / библиотека